Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:37, аттестационная работа
Современное общество нуждается в экологически грамотном населении. Уроки русского языка и литературы помогают решить данную проблему.В ходе реализации проекта учащиеся научились правильно разрешать экологические задачи, иначе стали относиться к своему поселку, задумываться о своем поведении на природе.
Примерные темы сочинений:
Осень 1.Березкам холодно.
2.Краски художественной осени.
3.Красною кистью рябина
Зима: 1.Мелодии зимнего дня.
2.За окном метелица.
3.На лыжах в лес.
4.Зимняя сказка.
5.Узоры на стекле.
Весна: 1.Встречаем перелетных птиц.
2.Пробуждение природы.
3.О чем может рассказать весенняя сосулька?
На лето тоже предлагается
задание: понаблюдать за
В 6-7 кл. эту работу продолжаем,
добавляем к уроку поэтические
5-минутки(стихотворения о
Экологические словарики начинаем вести с 5 класса, куда заносим экологические термины, выясняем значение, составляем с ними предложения, мини-сочинения, запоминаем их.
На уроках русского яз.
также используем карточки, где
даны тексты о природе,
В течение года учащиеся
ведут наблюдения за своими
любимыми уголками природы,
Живой интерес вызывает
работа с картинами русских
художников, где изображены пейзажи:
Пластов «Летом», И.Грабарь «
Пишут также уч-ся
сочинения по своим личным
наблюдениям, делая
Путешествие рябинового
Как-то вечером я
сидела у окна, задумалась и
неожиданно увидел новую
Зимой проводится операция «Кормушка», дети изготавливают кормушки, прикрепляют их к строениям, на деревья и помогают птицам перезимовать холодное время года. А на уроках русского языка пишут сочинения «Как я помогаю птицам зимой» (работы прилагаются)
У каждого ребёнка
дома есть любимые животные, за
которыми они ухаживают.
На уроках русского
языка проводятся также разные
виды диктантов с
Грозди фиолетовой сирени, рассвет над Байкалом, вкусная земляника, весенняя оттепель, пахучий шиповник, безбрежные просторы, беспомощный птенчик, комнатные растения, возраст дерева, жужжание пчёл, шёлковый березовый листок, спелый крыжовник.
Чтобы дети лучше
усваивали и запоминали
А) пространство, среда, в которой мы живем, весь мир животных и растений
Б)неприкосновенный участок, где оберегается
природа, растения, животный мир
Регулярно на уроках
русского языка используем
Уроки литературы
Многие уроки литературы
проводятся с экологическим
В старших классах
(9-11) обязательно проводятся уроки,
раскрывающие характер главных
героев на фоне пейзажных
Таким образом, эта
работа помогает учащимся
Один раз в год обязательно проводится конференция по произведениям писателей, для которых природа стала родным домом. Это К. Паустовский, М. Пришвин, В. Бианки и др. ( см. приложение). Подобные уроки прививают любовь учащихся не только к родной природе, но и к своей Родине, к тому месту, где мы родились и выросли.
Работая над произведениями
выше перечисленных авторов,
Изучить и понять
художественные произведения
Когда весенний первый гром,
А в средних и старших классах, обращаясь к пейзажной лирике, учащиеся, анализируя стихотворение, уже сами легко находят изобразительные средства. А также сами пытаются их использовать в своём творчестве ( стихи, рассказы, песни, сказки ).
Исследовательская и проектная деятельность занимает особое место на уроках литературы в старших классах.
Во внеклассной работе
по литературе мы также
Таким образом, человек
не должен считать себя
Урок- групповое исследование по теме :
«Особое
философское звучание лирики
природы в творчестве Ф.
Цели:
1.помочь учащимся понять мировосприятие
Ф. Тютчева (на творческом уровне);
Задачи:
1) отрабатывать навык
сопоставительного анализа
2) учить систематизировать, обобщать,
выделять главное;
3) обогащать и развивать словарный запас,
работать над овладением учащимися художественными
средствами языка;
4) воспитывать дисциплинированность,
ответственность, собранность.
Тип урока: групповое исследование
Формы и метод: фронтальная, индивидуальная, групповая; вербальные (рассказ, выразительное чтение, беседа), наглядные, практические (анализ стихотворения)
Оборудование: портрет поэта, иллюстрации (картины природы), сборники стихов (выставка), карточки-задания, музыкальное сопровождение (произведения Баха, Моцарта, Шумана, Грига др.), рисунки учащихся
ХОД УРОКА
I. Организационный этап.
II. Положительная мотивация.
(Звучит “Ave Maria”)
Учитель. Что такое окружающий нас мир? Едва ли кто-то не задумывался над этим. В Священной Книге Библии описано сотворение мира по слову Бога: “Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо”. (1-я Книга Моисеева: Бытие 1:1-13).
Издавна философская мысль бьется над вопросом: что есть мир, и каково место человека в нем.
III. Выступление ученика. Сообщение об объективных и субъективных философских воззрениях на мир и место человека в нем.
Вопрос к нему и к учащимся: “Какая философская концепция (объективистская или субъективистская) ближе вашему восприятию?”
Но не только философы задумывались над этим вопросом. Размышляли на эту тему и поэты, и писатели. Вам уже знакома философская лирика Пушкина и Лермонтова. Сегодня мы побеседуем о философской лирике Ф. Тютчева.
Обратимся к эпиграфу нашего урока.
Природа – сфинкс. И
тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Давайте, основываясь на философских воззрениях, попытаемся понять мировосприятие Ф.Тютчева, его взгляд на взаимоотношения природы и человека.
IV. Закрепление. Практическая работа.
Учащимся дается задание, обсудив в группах, сопоставить 2 стихотворения. (Стихотворения предварительно прочитаны дома. Для звукового оформления стихотворения учащимся, занимающимся в музыкальной школе, дается задание подобрать созвучное стихотворению музыкальное произведение.)
Во время подготовки учащихся звучит музыка под шум морского прибоя.
А) Сопоставительный анализ двух стихотворений, относящихся к одному периоду творчества. “Как океан объемлет шар земной…” (1830), “Как сладко дремлет сад темно-зеленый” (1835).
Информация о работе Экологическое воспитание на уроках русского языка