Экологическое воспитание на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:37, аттестационная работа

Описание работы

Современное общество нуждается в экологически грамотном населении. Уроки русского языка и литературы помогают решить данную проблему.В ходе реализации проекта учащиеся научились правильно разрешать экологические задачи, иначе стали относиться к своему поселку, задумываться о своем поведении на природе.

Файлы: 1 файл

проект.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Вывод. Основные моменты поэтического мира Тютчева: трагическая раздвоенность человека, погруженного в “сон”; зыбкость границ реального и идеального миров (“двойное бытие”); образ хаоса, окружающего человека; слияние человека с природой.

Б) Сопоставительный анализ стихотворений  разных периодов творчества. “Тени сизые смесились” (1835), “Пламя рдеет, пламя пышет” (1855).

  1. Проследите эволюцию основных мыслей и поэтических образов, изменение состояния лирического героя. (Образы сумрака, тени, сна, ночного сада, лирический герой “растворен” в природе. Стихотворения похожи не только по содержанию, но и по форме: 2 строфы по 8 строк, четырехстопный хорей.)
  2. Найдите поэтическую формулу, которая является основой сопоставления двух стихотворений. (“Все во мне и я во всем” - “Ты со мной и вся во мне”. Эти центральные строки стихотворений определяют их существенное различие в настроении и состоянии лирического героя. Герой первого стихотворения погружен в себя, замкнут на себе, трагически одинок. Герой второго стихотворения уже не одинок, его внутренняя жизнь наполнена новым содержанием.)
  3. Обратите внимание на символичное звучание нового поэтического образа: кто это? Лирическая героиня? Природа? Любовь? Истина? Все вместе? И важно ли это? (Важно, что лирический герой сумел разорвать путы трагического одиночества, тяжесть устремленности только внутрь себя.)
  4. Сопоставьте начало и конец каждого стихотворения. (Контраст: “тени сизые” - “пламя”; “уничтоженье” - “рай”).
  5. Чем различаются стихотворения? (Настроением, динамикой чувств лирического героя. Ритмическим рисунком: первое – более протяженное, второе – динамичное и ритмичное. В первом стихотворении много эпитетов (в основном отвлеченные прилагательные: “зыбкий”, “незримый”, “невыразимый”), во втором их меньше, преобладают глаголы, придающие всей картине ощущение движения, жизни. Темп первого стихотворения замедляется и за счет пауз, обозначенных многоточием. Все это создает совершенно разное понимание поэтического образа “покоя” в стихотворениях – покой как “невыразимая тоска” и “покой нерушимый”, сопоставимый с “раем”)

Вывод. Мировосприятие Тютчева претерпевает эволюцию. Лирический герой проходит путь от трагического одиночества, растерянности на пороге “двойного бытия” к обретению гармонии. Исследователи творчества Тютчева приходят к различным выводам: одни видят эволюцию Тютчева как обретение веры и гармонии (Аксаков), другие говорят об углублении трагизма его мировосприятия (Козырев, Авраменко).

В) Сопоставительный анализ разных вариантов одного стихотворения. “Весенняя гроза” (1828 и 1854).

  1. Как вы думаете, почему, подвергнув переработке все строфы, Тютчев сохраняет неизменной последнюю? Что значит эта строфа в содержании стихотворения? (Эта строфа – центральная. Возможно, именно от нее родилось все стихотворение. Именно эта строфа переводит легкое пейзажное стихотворение в философский план. Гроза – явление вне времени, вне пространства – это общечеловеческий символ свободы, очищения, разрешения. Именно поэтому “люблю грозу в начале мая”: трагическая борьба в природе зимы и весны завершилась. Радость природы, ожидающей этого разрешения, созвучна успокоению человека, испытывающего внутреннюю борьбу, жаждущего разрешения противоречий. Последняя строфа делает стихотворение действительно “тютчевским”.)
  2. Проследите, что изменяет Тютчев в первой строфе. В чем, по-вашему, смысл этих изменений? (Особый акцент на слове “первый” (не просто весенний); слова “резвяся и играя” придают больший динамизм картине, а главное, “очеловечивают” грозу: состояние природы и человека неразделимы.)
  3. Почему Тютчев включает в стихотворение вторую строфу? В чем ее своеобразие? (Она строится на глаголах – передаются движение, легкость, энергия. Кроме того, эта строфа передает звуковой ряд изображаемой картины – аллитерация: р, ж, з.)
  4. Какие лексические изменения произошли во второй (третьей) строфе? Как они связаны с содержанием стихотворения? (“Говор птиц” - “гам лесной”, “ключ нагорный” - “шум нагорный”. Картина утрачивает конкретность, она становится обобщенной, переходя постепенно в философский план.)

Г) Сопоставление стихотворений Пушкина “К морю” (1824) и Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…” (1865).

  1. Что общего в этих двух стихотворениях? (Оба изображают море, морскую стихию, служащую поэтам источником для раздумий и философских рассуждений. Море в обоих стихотворениях олицетворяется, к нему, как к собеседнику (другу) обращаются авторы. Лирические герои стихотворений восхищаются морем и в минуты покоя, и в бурю, и утром, и в ночи. Море Пушкина и Тютчева похоже своей безграничностью и свободой (“свободная стихия” - “вольный простор”). Изображая морскую стихию, поэты пользуются звукописью, почти не употребляют цветовых эпитетов.)
  2. Как по-разному воспринимается образ моря и образ лирического героя стихотворениях Пушкина и Тютчева? (При всей одушевленности моря у Пушкина легко ощущается, что это прежде всего символ свободы, романтического мировосприятия лирического героя. Море рождает поток рассуждений лирического героя. Главный пафос стихотворения – прощание. Герой не смог соединить с морем свой “поэтический побег”, он “остался у берегов”, хотя и с вечной памятью о “гуле в вечерние часы”. Море Тютчева – живое. Это сама природа в ее величии. Лирический герой не наблюдает с берега морской пейзаж, а изображен как часть этой природы. Мысль героя, тесно связанная с чувством, сводится только к тому, чтобы обрести полную гармонию с природой, слиться с ней воедино. К изображенному Тютчевым не применимо слово “пейзаж”, это сама природа.)
  3. Согласны ли вы с высказыванием В.Ходасевича: “Тютчев весь охвачен тем, что Пушкина еще только тревожило; он стал понимать то, что Пушкин еще хотел понять”? Обоснуйте свое мнение.

Вывод. Поэзия Тютчева основана на пушкинских традициях – особая духовность лирики, философская идея поиска гармонии с миром. Много общего и в поэтической технике (преобладание двусложных размеров, лаконизм и емкость поэтических средств, олицетворения, звукопись, прием повтора). Но Тютчев – поэт уже другой эпохи. Для него характерно космическое видение жизни, герой, стремясь к гармонии с природой, ощущает свою ничтожность в мире. По сути, это начало русского символизма. Пушкин – поэт дня, Тютчев – ночи; Пушкин – поэт очевидности, Тютчев – тайны.

Д) Сопоставительный анализ стихотворений Лермонтова “Небо  и звезды” (1831) и Тютчева “Душа хотела б быть звездой” (1836).

  1. Какие общие мотивы и чувства лирического героя выражены в стихотворении? (В обоих стихотворениях лирический герой, испытывающий душевный разлад, обращается к звездам, к космосу, видя там источник спокойствия и счастья. В стихотворении Лермонтова человек противопоставлен природе. Лирический герой хочет стать звездой, потому что не находит счастья среди людей. Мотив несчастья лирического героя в стихотворении Тютчева не выражен, герой стремится к слиянию с природой, к гармонии, к “божеству”.)
  2. Какие художественные средства используют авторы для изображения ночи и звезд? (Звезды Лермонтова ясны, но не живы. Звезды Тютчева – “как живые очи”. Для изображения ночи и звезд оба поэта используют только эмоциональные эпитеты. Для Лермонтова характерен принцип контраста в основе стихотворения (“счастье” - “несчастье”, “добрые люди” - “зависть питают”). Внешне контраст присутствует и в стихотворении Тютчева (не ночью, но днем). Но, по существу, обе части стихотворения не противопоставлены, а объединены: днем звезды горят еще светлей. Лермонтов использует повтор, усиливающий звучание основной мысли стихотворения. Тютчев дважды использует сравнения (“как живые очи”, “как божества”), одушевляя и олицетворяя звезды и космос.)
  3. Как соотносится следующее высказывание Тютчева с его поэтическим творчеством: “В современном настроении преобладающим аккордом звучит принцип личности, доведенный до какого-то болезненного неистовства. Вот чем мы все заражены, все без исключения”? Применимо ли это высказывание к лирике Лермонтова?

Вывод. Для лирики Лермонтова и Тютчева характерен мотив одиночества, трагедии человеческой личности. Но у Тютчева, в отличие от Лермонтова, индивидуализм, ставка на свое “я”, противопоставленное миру, сливаются с желанием гармонии с миром природы. В стихотворениях Лермонтова и Тютчева встречается прием контраста. У Лермонтова он подчеркивает противопоставленность лирического героя миру, у Тютчева – отражает “двойное бытие”, на пороге которого бьется душа лирического героя.

В то время как одна группа учащихся делится с одноклассниками результатами своих исследований, ребята из других групп могут иллюстрировать стихотворения Ф.И. Тютчева; затем представить свои работы, сопроводив их комментарием (к какому стихотворению нарисована иллюстрация, какую идею хотел выразить автор и т.д.)

V. Подведение итогов урока. Выводы о философском звучании природы в творчестве Ф.Тютчева.

VI. Заключительное слово учителя. “Вся земля, сотворенная Словом всемогущего Создателя, озаренная сиянием ласкового солнца, дышала покоем и дивной красотой. Но это не было еще концом творения. Бог решил создать людей, чтобы они жили в этом прекрасном мире, наслаждались им и имели общение со своим Творцом, прославляя его”. (Бытие 1:14-25)

VII. Выставление оценок, комментирование.

Домашнее задание: Выучить наизусть одно стихотворение; сделать сопоставительный анализ (письменно) стихотворений А.С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…” и Ф.И. Тютчева “Я встретил вас – и всё былое…”

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Урок по русскому языку

 

          «Буквы з и с на конце  приставок»

 

 Цели урока:      1. Продолжить  работу над правописанием приставок.

                            2. Формирование навыков безошибочного  написания 

    приставок, оканчивающихся на з и с.

                             3.Отработка экологических терминов.

                             4.Развитие речи учащихся.

                             5.Привитие любви к природе.

 

                               Ход урока:

1.Творческий диктант (на листочках)

Задание: по лексическому толкованию угадать слово и составить  с ним предложение.

 

А) Пространство, среда, в которой  мы живем, весь мир животных и растений.

                                                                                                     (биосфера)

Б) Наука о взаимодействии живых  организмов и их сообществ между  собой и со средой, в которой  они обитают.

                                                                                                      (экология)

В) Неприкосновенный участок, где оберегается природа, растения, животный мир.                                   

                                                                                                       (заповедник)

Г) Книга, в которую занесены  редкие виды животных, птиц, растений, исчезающие с лица земли.

                                                                                                  (Красная книга)

Д) Книга, в которой описываются животные и растения, навсегда исчезнувшие с лица земли.

                                                                                                 (Черная книга)

Е) Заповедник для насекомых.

                                                                                                   (этномопарк)

 

2. Работа с текстом(на  доске)

                          Песня журавлей

    Рано утром журавли поднялись и исчезли в бесконечном тумане. Первое курлыканье журавлей раздалось над лесом, когда ветер разнес туман. Весенняя песня отважных птиц звенела над деревьями, оповещая всех о своем возвращении.

 Задание к тексту: а) найти слова с орфограммой «Безударная гласная в корне

                                   слова, объяснить  

                                б) беседа о птицах, о том,  как нужно помогать зимующим

                                    птицам (проверка домашнего задания  – мини-сочинение)

 

3.Тема урока.

 

      Найти в  записанном тексте слова с  приставками, которые оканчиваются  на з и с, попытаться объяснить,  когда пишется з , когда с

 

  1. Работа с алгоритмом  (вывешен на доске)

                                                     Алгоритм.

1.Выдели в слове корень.

2.Определи на слух, с какого  согласного – звонкого или  глухого – начинается корень.

3.Если со звонкого, пиши з,  если с глухого, пиши с

 

  1. Закрепление изученной темы.

 

1.Буква потерялась

    Предлагаются записанные на листочках слова с пропущенными буквами з и с. Дети должны, используя алгоритм, найти утерянную букву и объяснить, записать в тетради.

2.Работа с сигнальными карточками

 

Слова: бесцельный , безвкусный,раздуть, искусать, разжимать, вскрикнуть, рассмотреть, безжалостный, развалиться, безграничный, испортить

 

3.Выборочный диктант

 

На основе литературной викторины выписать слова на изученную орфограмму, объяснить.

 

  А) Дочь прекрасна так была,

       Что ни в  сказке рассказать,

       Ни пером ни  описать.

  Б) И вот нашли большое  поле

      Есть разгуляться  где на воле.

  В) К отцу, весь издрогнув,  малютка приник

      Обняв, его держит  и греет старик.

   Г)  Испугался старик, взмолился:

        «Что ты, баба, белены объелась?»

Информация о работе Экологическое воспитание на уроках русского языка