Экологическое воспитание школьников среднего подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать особенности экологического воспитания средних подростков
Задачи
1. Изучить литературу по проблеме экологическое воспитание школьников
2. Исследовать особенности экологического воспитания средних подростков
3. Разработать систему деятельности, направленную на повышение уровня экологического воспитания
Объект - Экологическое воспитание
Предмет - Экологическое воспитание средних подростков

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3-5
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
1.1.Сущность понятия экологическое воспитание.….……………………...7-8
1.2.Возрастные особенности школьников 12-13 лет............................. .…...9-11
1.3. Опыт авторов по экологическому воспитанию………………..……….11-14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДНИХ ПОДРОСТКОВ
2.1. Структура проведения педагогического эксперимента………………...16-19
2.2.Исследование применения элемента системы деятельности по экологическому воспитанию……………………………….............................19-23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Файлы: 1 файл

конечный вариант для печати.docx

— 68.66 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно выделить основные потребности подросткового  возраста: потребность в активном социальном взаимодействии со сверстниками, в интимно-личностном общении, в  самовыражении, самоутверждении, творчестве. Причем, реализация этих потребностей сопряжена с высокой степенью эмоциональной незрелости подростков. Следовательно, процесс обучения подростков будет эффективным только в том  случае, если деятельность, предложенная им, будет отвечать их потребностям и соответствовать ведущей деятельности. Только при этом обучение для учащихся будет мотивированным, а, следовательно, вероятность их продуктивного включения  в данный процесс существенно  повысится.

В подростковом возрасте восприятие окружающего мира характеризуется  некоторым отходом от персонифицированного отношения к осознанию природы, прежде всего как к утилитарной  ценности, поскольку информация о  ней изобилует данными об ее утилитарном  предназначении. Осуществляя наиболее адекватного взаимодействия с окружающим миром, подростки, быстро увлекаясь  тем или иным занятием,  столь  же быстро его сменяет. Эффект взрослости  и потребность в творческой самореализации сопровождается повышенным  интересом к самопознанию. Это можно использовать как опору в строительстве личности подростка, развитие экологической культуры[17].

        Как  показывает практика, формировать  у подростков напрямую ответственное  отношение к природе, окружающей  среде, своему здоровью – малоэффективно. Для них эти задачи слишком  абстрактны и малозначны.

Добиться воспитания названных  качеств реальнее, если идти к этому  косвенным путем, используя подростковую потребность в самосознании[25].

         В этом могут помочь различные диагностические тесты, которые дадут подростку развернутую картину его личности, побудят его к раздумьям о смысле жизни и о своем месте в ней. Полученная информация может оказать позитивное влияние на нравственность, культуру, жизненные установки подрастающего человека[24].

Мы выбрали возраст  именно средних подростков так как в этот период формируется субъективное отношение к природе, познавательный интерес резко падает, на первое место выходит поступочный компонент. Возрасте 14-15 лет — этап психологического кризиса. Агрессия часто находит выход на объекты природы. Поэтому с целью профилактики «подросткового вандализма» основы экологического воспитания должны быть заложены  в возрасте 12-14 лет.

1.3. Опыт авторов  по экологическому воспитанию

 Термин «Экологическое  воспитание» появился в педагогической  науке сравнительно недавно, но  проблема взаимодействия человека  и окружающей среды, природы  с различных точек зрения рассматривалась  на протяжении всей истории  педагогической мысли. В связи  с актуализацией  идей экологического  воспитания особое значение приобретают  сегодня  прошедшие красной  нитью через педагогические учения  нескольких столетий идеи  природо- и культуроспособности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования и воспитания с позиций целостности человеческой личности, единства Человека и Природы, Общества и Космоса (Я.А. Коменский,  Ж.-Ж. Руссо и другие).

         Экологическое воспитание представляет  собой целенаправленное воздействие  на духовное развитие детей  и подростков, но формирование  у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на  эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений.

           Целую научную систему, в которой  воспитание мыслилось как всестороннее  развитие человека, формирование  его «во всех отношениях» на  основе изучения и раскрытия  природы человека во всех ее  сложных аспектах, во всем многообразии  отношений человека с себя  подобными, с природной и социальной средой  разработал К.Д. Ушинский. Ему принадлежит идея народности в воспитании, традиции, обычаи которой уходят корнями в отношения человека с родной для него природой [24].

         В непосредственной и органичной  связи с природой решал проблемы  естественного воспитания Л.Н.  Толстой.  По его мнению, дети  по своей природе стоят ближе  к идеалу совершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях  далекого от идеала  общества. К народной педагогике восходят  Толстовские идеи воспитания  высоконравственной личности, глубокого,  органичного соединения человека  и природы, привлечение детей  к разносторонней трудовой деятельности. В  организованной  им  Яснополянской  школе Л.Н. Толстой широко практиковал  экскурсии, опыты, предпочитал  показывать детям подлинные явления  и предметы в их естественном, натуральном виде.

           Идеи природо - и культуросообразности воспитания получили новый импульс в своем развитии. В начале XX столетия, как в зарубежной, так и в отечественной педагогике. Они приобрели некоторый крен  в сторону социального воспитания, но, тем не менее, в работах ученых и практиков названного периода содержится большое количество положений, представляющих научный интерес с точки зрения современных проблем экологического воспитания школьников.

         Ряд авторов активно разрабатывали  проблему «педагогики среды». Анализ  архивных материалов деятельности  института, методов школьной работы (существующего в Москве в середине 20-х годов и возглавляемого  В.Н. Шульгиным) и действовавшие  в нем секции «педагогики среды» (под руководством М.В. Крупениной) позволил выявить ряд ключевых  позиций отечественной концепции  «педагогики среды», значимых разработки  современной системы экологического  воспитания школьников.

         В отечественной педагогике имеется уникальный опыт использования в воспитательных целях природной среды и создания «открытой» педагогической системы в тесной взаимосвязи с окружающей, прежде всего, природной средой. Данный опыт и теоретические подходы принадлежат В.А. Сухомлинскому.

         Воспитание человека через общение  с природой пронизывает всю  созданную им педагогическую  систему. В.А. Сухомлинский неоднократно  подчеркивал, что природа  сама  по себе не обладает магическим  развивающим воздействием на  ребенка, а превращается в   фактор воспитания лишь в умелых  руках педагога. Созданная им  «книга природы» - своего рода  программа развития младших школьников  в процессе организованного взаимодействия  с природной средой. Педагог включает  детей в разнообразную деятельность, наблюдение явлений природы: мыслительную (по Сухомлинскому), художественную, трудовую, природоохранную. В процессе  организованного взаимодействия  детей с природой В.А. Сухомлинский  решает комплекс педагогических  задач: умственное воспитание, развитие  памяти, мышления, нравственное, гражданское,  эстетическое, трудовое, физическое  развитие и оздоровление детей.  Природа помогает ему воспитывать  в детях такие человеческие  качества как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию,  представляет ребенку богатый  опыт по взаимодействию с окружающим [21].

         Один из методологических принципов  педагогической системы В.А. Сухомлинского  четко обозначен в его высказывании: «Воспитывает каждая минута жизни,  и каждый уголок земли, каждый  человек, с которым формирующаяся  личность подчас как бы случайно, мимоходом» [22].

         Опыт В.А. Сухомлинского служит  ярким доказательством воспитывающего  потенциала педагогически организованного  взаимодействия ребенка с природой, его собственной добротворческой деятельности в окружающей среде.

Современная литература - это  статьи педагогов-практиков и ученых-практиков из журнала "Начальная школа" - Плешакова А. А., Кириллова З. А., Миронов А. В. и других (в статьях говорится об опыте экологического воспитания  школьников), современная психологическая теория восприятия (Дж. Брунер, Дж. Гибсон, А.Н. Леонтьев); психолого-педагогические исследования отношения школьников с природой (С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, H.H. Вересов); идеи творческого развития и саморазвития при использовании личностно-ориентированного подхода (H.A. Алексеев, Е.В. Бондаревская, A.B. Кирьякова);  современная теория и практика педагогического процесса в системе дополнительного образования (М.Б. Коваль); концепция экологического образования и воспитания школьников (И.Д. Зверев,  И.Т. Суравегина).

 

 

 

 

 

 

Выводы по теоретической  главе

Экологическое воспитание –  целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них  ценностных установок, нравственно-экологической  позиции личности, умение и навыков  экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. Формировать  экологическое воспитание необходимо еще с дошкольного возраста. На каждом возрастном этапе нужно учитывать  возрастные особенности школьника. Подростковый возраст это период становления личности, формируется  субъективное отношение к природе, познавательный интерес резко падает, на первое место выходит поступочный компонент.  Можно выделить основные потребности подросткового возраста: потребность в активном социальном взаимодействии со сверстниками, в интимно-личностном общении, в самовыражении, самоутверждении, творчестве. Поэтому необходимо в возрасте 12-13 лет сформировать экологическое воспитание, чтобы не допустить выхода агрессии на объекты природы в старшем подростковом возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.        Опытно-экспериментальная работа по формированию    экологического воспитания средних подростков

2.1. Структура проведения  педагогического эксперимента.

Нашей целью является: исследовать  особенности экологического воспитания средних подростков. Мы предполагаем, что предложенный нами элемент деятельности повысит уровень экологического воспитания и будет корректировать поведение старших подростков, не допустит вымещения их агрессивности  на окружающую среду.

Наше исследование проводилась  среди учащихся Гимназии № 56 г. Ижевска  в период с 15 октября 2012 по 10 ноября 2012 года и состояла из трех этапов:

1) констатирующего

2) формирующего;

3) контрольного.

В опытно-экспериментальной  работе принимали участие учащиеся 7"А" класса, 7 «В» в количестве 38 человек, возрастной состав которого составил 12-13 лет. Из них 20 девочек и 18 мальчиков.

Для осуществления экспериментальной  работы и созданию психолого-педагогических условий обучения, была  разработана  следующая модель:

1)  подготовка к диагностическому исследованию,  подбор необходимого      диагностического материала;

2)определение целей и задач экспериментальной работы;

3)практическая работа с детьми по выявлению уровня экологического воспитания

4) анализ полученных результатов;

5) планирование формирующей работы с учетом диагностических данных;

6) проведение формирующей работы с подростками;

7)повторная диагностика;

8) сравнительный анализ полученных данных;

9)выводы, рекомендации

Ход исследования

На первом этапе мы выявили  уровень знаний, отношения и интересов  к окружающей среде с помощью  тестовых заданий и анкетирования.

Анализ результатов:

Вопросы теста  с 1по 13- когнитивный компонент

Общегрупповой уровень знаний учащихся экспериментальной группы на констатирующем этапе 7 «А» класс

Уровень

Количество человек

% показатель

Высокий(75% и выше)

2

10,00%

Средний(51-75%)

10

50,00%

Низкий(50% и ниже)

8

40,00%


 

 

Большая часть класса обладает хорошими знаниями в области окружающей среды. Однако, высокий уровень наблюдается всего лишь у двоих учеников. Хорошим результатам способствует полученный к седьмому классу уровень знаний по биологии, географии.

 

Общегрупповой уровень знаний учащихся экспериментальной группы на констатирующем этапе 7 «В»

Уровень

Количество человек

% показатель

Высокий(75% и выше)

3

17,00%

Средний(51-75%)

8

44,00%

Низкий (50% и ниже)

7

39,00%


 В 7 «В» классе высоким  уровнем знаний обладают 3 ученика.  Не велико различие между средним  и низким уровнем знаний.

 

Таким образом,  на основании  данной таблицы можно сказать, что  только 13% экспериментальной группы выбрали правильный вариант ответов  тестовых заданий, 47% учащихся затруднялись при ответах на вопросы, допуская  ошибки, 40% учащихся экспериментальной  группы совсем не ответили на некоторые  вопросы или дали неверные ответы. Они не владеют элементарными  знаниями по данному вопросу. В 7 классе нет дисциплины «Экология», поэтому все знания по этой дисциплине ученики получают в смежных дисциплинах- география, биология.

 

 

Вопросы теста  №14-18 -деятельностный компонент

Уровень отношения  к природе:

Информация о работе Экологическое воспитание школьников среднего подросткового возраста