Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:42, дипломная работа
Цель исследования - исследовать особенности экологического воспитания средних подростков
Задачи
1. Изучить литературу по проблеме экологическое воспитание школьников
2. Исследовать особенности экологического воспитания средних подростков
3. Разработать систему деятельности, направленную на повышение уровня экологического воспитания
Объект - Экологическое воспитание
Предмет - Экологическое воспитание средних подростков
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3-5
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
1.1.Сущность понятия экологическое воспитание.….……………………...7-8
1.2.Возрастные особенности школьников 12-13 лет............................. .…...9-11
1.3. Опыт авторов по экологическому воспитанию………………..……….11-14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДНИХ ПОДРОСТКОВ
2.1. Структура проведения педагогического эксперимента………………...16-19
2.2.Исследование применения элемента системы деятельности по экологическому воспитанию……………………………….............................19-23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………
Таким образом, можно выделить
основные потребности подросткового
возраста: потребность в активном
социальном взаимодействии со сверстниками,
в интимно-личностном общении, в
самовыражении, самоутверждении, творчестве.
Причем, реализация этих потребностей
сопряжена с высокой степенью
эмоциональной незрелости подростков.
Следовательно, процесс обучения подростков
будет эффективным только в том
случае, если деятельность, предложенная
им, будет отвечать их потребностям
и соответствовать ведущей
В подростковом возрасте восприятие окружающего мира характеризуется некоторым отходом от персонифицированного отношения к осознанию природы, прежде всего как к утилитарной ценности, поскольку информация о ней изобилует данными об ее утилитарном предназначении. Осуществляя наиболее адекватного взаимодействия с окружающим миром, подростки, быстро увлекаясь тем или иным занятием, столь же быстро его сменяет. Эффект взрослости и потребность в творческой самореализации сопровождается повышенным интересом к самопознанию. Это можно использовать как опору в строительстве личности подростка, развитие экологической культуры[17].
Как
показывает практика, формировать
у подростков напрямую
Добиться воспитания названных
качеств реальнее, если идти к этому
косвенным путем, используя подростковую
потребность в самосознании[25]
В этом могут помочь различные диагностические тесты, которые дадут подростку развернутую картину его личности, побудят его к раздумьям о смысле жизни и о своем месте в ней. Полученная информация может оказать позитивное влияние на нравственность, культуру, жизненные установки подрастающего человека[24].
Мы выбрали возраст именно средних подростков так как в этот период формируется субъективное отношение к природе, познавательный интерес резко падает, на первое место выходит поступочный компонент. Возрасте 14-15 лет — этап психологического кризиса. Агрессия часто находит выход на объекты природы. Поэтому с целью профилактики «подросткового вандализма» основы экологического воспитания должны быть заложены в возрасте 12-14 лет.
1.3. Опыт авторов по экологическому воспитанию
Термин «Экологическое
воспитание» появился в
Экологическое воспитание
Целую научную систему, в
В непосредственной и
Идеи природо - и культуросообразности воспитания получили новый импульс в своем развитии. В начале XX столетия, как в зарубежной, так и в отечественной педагогике. Они приобрели некоторый крен в сторону социального воспитания, но, тем не менее, в работах ученых и практиков названного периода содержится большое количество положений, представляющих научный интерес с точки зрения современных проблем экологического воспитания школьников.
Ряд авторов активно
В отечественной педагогике имеется уникальный опыт использования в воспитательных целях природной среды и создания «открытой» педагогической системы в тесной взаимосвязи с окружающей, прежде всего, природной средой. Данный опыт и теоретические подходы принадлежат В.А. Сухомлинскому.
Воспитание человека через
Один из методологических
Опыт В.А. Сухомлинского
Современная литература - это статьи педагогов-практиков и ученых-практиков из журнала "Начальная школа" - Плешакова А. А., Кириллова З. А., Миронов А. В. и других (в статьях говорится об опыте экологического воспитания школьников), современная психологическая теория восприятия (Дж. Брунер, Дж. Гибсон, А.Н. Леонтьев); психолого-педагогические исследования отношения школьников с природой (С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, H.H. Вересов); идеи творческого развития и саморазвития при использовании личностно-ориентированного подхода (H.A. Алексеев, Е.В. Бондаревская, A.B. Кирьякова); современная теория и практика педагогического процесса в системе дополнительного образования (М.Б. Коваль); концепция экологического образования и воспитания школьников (И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина).
Выводы по теоретической главе
Экологическое воспитание – целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. Формировать экологическое воспитание необходимо еще с дошкольного возраста. На каждом возрастном этапе нужно учитывать возрастные особенности школьника. Подростковый возраст это период становления личности, формируется субъективное отношение к природе, познавательный интерес резко падает, на первое место выходит поступочный компонент. Можно выделить основные потребности подросткового возраста: потребность в активном социальном взаимодействии со сверстниками, в интимно-личностном общении, в самовыражении, самоутверждении, творчестве. Поэтому необходимо в возрасте 12-13 лет сформировать экологическое воспитание, чтобы не допустить выхода агрессии на объекты природы в старшем подростковом возрасте.
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологического воспитания средних подростков
2.1. Структура проведения педагогического эксперимента.
Нашей целью является: исследовать особенности экологического воспитания средних подростков. Мы предполагаем, что предложенный нами элемент деятельности повысит уровень экологического воспитания и будет корректировать поведение старших подростков, не допустит вымещения их агрессивности на окружающую среду.
Наше исследование проводилась среди учащихся Гимназии № 56 г. Ижевска в период с 15 октября 2012 по 10 ноября 2012 года и состояла из трех этапов:
1) констатирующего
2) формирующего;
3) контрольного.
В опытно-экспериментальной работе принимали участие учащиеся 7"А" класса, 7 «В» в количестве 38 человек, возрастной состав которого составил 12-13 лет. Из них 20 девочек и 18 мальчиков.
Для осуществления
1) подготовка к диагностическому исследованию, подбор необходимого диагностического материала;
2)определение целей и задач экспериментальной работы;
3)практическая работа с детьми по выявлению уровня экологического воспитания
4) анализ полученных результатов;
5) планирование формирующей работы с учетом диагностических данных;
6) проведение формирующей работы с подростками;
7)повторная диагностика;
8) сравнительный анализ полученных данных;
9)выводы, рекомендации
Ход исследования
На первом этапе мы выявили уровень знаний, отношения и интересов к окружающей среде с помощью тестовых заданий и анкетирования.
Анализ результатов:
Вопросы теста с 1по 13- когнитивный компонент
Общегрупповой уровень знаний учащихся экспериментальной группы на констатирующем этапе 7 «А» класс
Уровень |
Количество человек |
% показатель |
Высокий(75% и выше) |
2 |
10,00% |
Средний(51-75%) |
10 |
50,00% |
Низкий(50% и ниже) |
8 |
40,00% |
Большая часть класса обладает хорошими знаниями в области окружающей среды. Однако, высокий уровень наблюдается всего лишь у двоих учеников. Хорошим результатам способствует полученный к седьмому классу уровень знаний по биологии, географии.
Общегрупповой уровень знаний учащихся экспериментальной группы на констатирующем этапе 7 «В»
Уровень |
Количество человек |
% показатель |
Высокий(75% и выше) |
3 |
17,00% |
Средний(51-75%) |
8 |
44,00% |
Низкий (50% и ниже) |
7 |
39,00% |
В 7 «В» классе высоким
уровнем знаний обладают 3 ученика.
Не велико различие между
Таким образом, на основании данной таблицы можно сказать, что только 13% экспериментальной группы выбрали правильный вариант ответов тестовых заданий, 47% учащихся затруднялись при ответах на вопросы, допуская ошибки, 40% учащихся экспериментальной группы совсем не ответили на некоторые вопросы или дали неверные ответы. Они не владеют элементарными знаниями по данному вопросу. В 7 классе нет дисциплины «Экология», поэтому все знания по этой дисциплине ученики получают в смежных дисциплинах- география, биология.
Вопросы теста №14-18 -деятельностный компонент
Уровень отношения к природе:
Информация о работе Экологическое воспитание школьников среднего подросткового возраста