Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:42, дипломная работа
Цель исследования - исследовать особенности экологического воспитания средних подростков
Задачи
1. Изучить литературу по проблеме экологическое воспитание школьников
2. Исследовать особенности экологического воспитания средних подростков
3. Разработать систему деятельности, направленную на повышение уровня экологического воспитания
Объект - Экологическое воспитание
Предмет - Экологическое воспитание средних подростков
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3-5
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
1.1.Сущность понятия экологическое воспитание.….……………………...7-8
1.2.Возрастные особенности школьников 12-13 лет............................. .…...9-11
1.3. Опыт авторов по экологическому воспитанию………………..……….11-14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДНИХ ПОДРОСТКОВ
2.1. Структура проведения педагогического эксперимента………………...16-19
2.2.Исследование применения элемента системы деятельности по экологическому воспитанию……………………………….............................19-23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………
Исходя из анализа результатов анкетирования можно заметить, что часть учеников(18%) всегда бережно относится к природе, экономит воду; 88% учеников всегда выбрасывает мусор в урну. Остальные равнодушно относятся к этому вопросу и ведут себя по ситуации.
Вопросы теста №19-20- мотивационный компонент
Интересы
50 % учащихся хотели бы
более подробно изучать
2.2. Исследование
применения элемента системы
деятельности по
Формирующий этап
Внедрение в образовательный процесс элемента программы формирования экологического воспитания подростков в учебно-игровой деятельности
1) Видеолекторий
2) Трудовой десант
3) Растения нашего края
4)Фотоконкурс дары природы
5)Конкурс «Умный взгляд на мусор»
6)«День без пластиковых пакетов»
Мы спланировали программу формирования экологического мышления (см. приложение 2), но в короткие сроки практики нам удалось провести лишь часть работы, а именно видеолекторий, посвященный глобальным экологическим проблемам и конкурс « Умный взгляд на мусор» с 7 «А» классом.
Программа составлена на основе
эколого-краеведческого содержания при
тесной взаимосвязи с программным
содержанием школьных курсов: биологии,
географии. Программа предусматривает
формирование у учащихся эколого-туристских
умений (поведенческих, опознавательных,
организационно-
Основная цель: развитие познавательной активности подростков, формирования у них экологического мировоззрения, потребности исследовании охраны окружающей среды.
На уроке классный час у 7А класса был проведен элемент нашей программы-Видеолекторий.
Его цель: познакомить учащихся с глобальными экологическими проблемами. Повысить их познавательную активность. Привить бережное отношение к природе.
Форма урока: урок-дискуссия с привлечением мультимедийных средств.
Ход урока:
После просмотра фильма учащиеся были активно задействованы в обсуждении, задавали вопросы. Фильм создал у них эмоциональное-чувственный образ, к ним пришло осознание проблем и ребята предлагали пути их решения. Обсуждалась тема экологической ответственности, которая включает в себя понимания человеком ценности своего правильного поведения в окружающей природной среде, осознание природы как национального общественного достояния, умение предвидеть последствия поведения, способности опираться на научные знания при выборе решения по отношению к природе. Учащиеся осознали свою значимость и проявили интерес к мероприятиям по защите окружающей среды.
На этом занятии мы занимались развитием познавательного интереса к общечеловеческим проблемам, вооружением учащихся специальными общенаучными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера. Видеолекторий, прошел для учеников быстро, интересно, а не утомительно и скучно, в отличие от обычного урока - лекции. Учащимся понравилось обсуждать экологические проблемы и они высказали пожелание продолжать занятия такого рода по данной тематике.
Конкурс «Умный взгляд на мусор»
Цель: Побуждать детей творчеству. Воспитывать бережное отношение к природе, используя в своих поделках бросовый материал.
Содержание: изготовление подделок из бросового материала. Конкурс на лучшую идею.
Результат: повышение творческой активности, применение альтернативных способов использования мусора.
Ход конкурса:
На первом этапе мы объявили учащимся о намечающемся конкурсе, обговорили все требования к участникам, установили сроки, предложили несколько идей подделок из бросового материала. На выполнение задания была отведена неделя. В назначенный день ученики принесли в школу свои подделки, победитель конкурса определялся голосованием, в котором участвовал классный руководитель, учитель географии, сами учащиеся. Было выявлено три победителя, которым были выданы небольшие подарки.
Были поставлены и решены цели конкурса: привлечения внимания учащихся к проблеме утилизации бытовых отходов; сформировать у детей эколого-хозяйственный подход к твердым бытовым отходам и показать возможности их вторичного использования; стимулировать фантазию и творческую активность.
Контрольный этап
Была проведена повторная диагностика. Результаты приведены в таблице
7 «А» класс
Уровень |
Количество человек |
% показатель |
Высокий(75% и выше) |
5 |
25,00% |
Средний(51-75%) |
12 |
60,00% |
Низкий( 50% и ниже) |
3 |
15,00% |
Показатели несколько
улучшились, возросла доля учеников с
высоким и средним уровнем
знаний. Возрос мотивационный и
Применение элемента разработанной программы по экологическому воспитанию средних подростков повысило их познавательную активность. Школьники были ознакомлены с глобальными экологическими проблемами, вовлечены в обсуждение этой темы. Был сделан акцент на роль каждого человека (ученика) в сохранении благоприятной экологической обстановки. Была предпринята попытка сформировать у учащихся эколого-хозяйственный подход к твердым бытовым отходам.
Мы предполагаем, что внедрение остальных элементов программы поспособствует увеличению познавательной активности, росту мотивационного и деятельностного компонента.
Заключение
В проведенном исследовании в целом решены поставленные задачи.
Опытно-экспериментальная
работа проводилась в аспекте
экологического воспитания, который
предусматривает воспитание убежденности
и готовности действовать в направлении
рационального
На констатирующем этапе
проводилась диагностика
На формирующем этапе
производилось внедрение в
Список литературы
|
Приложение 1
Вопросы анкеты №1 (констатирующий этап)
1 Биосфера - это
а) живая оболочка Земли
б) неживая оболочка Земли
в) водная оболочка Земли
2Биосфера включает:
а) только литосферу и атмосферу
б) только литосферу и гидросферу
Информация о работе Экологическое воспитание школьников среднего подросткового возраста