Экологическое воспитание школьников среднего подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать особенности экологического воспитания средних подростков
Задачи
1. Изучить литературу по проблеме экологическое воспитание школьников
2. Исследовать особенности экологического воспитания средних подростков
3. Разработать систему деятельности, направленную на повышение уровня экологического воспитания
Объект - Экологическое воспитание
Предмет - Экологическое воспитание средних подростков

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3-5
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
1.1.Сущность понятия экологическое воспитание.….……………………...7-8
1.2.Возрастные особенности школьников 12-13 лет............................. .…...9-11
1.3. Опыт авторов по экологическому воспитанию………………..……….11-14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДНИХ ПОДРОСТКОВ
2.1. Структура проведения педагогического эксперимента………………...16-19
2.2.Исследование применения элемента системы деятельности по экологическому воспитанию……………………………….............................19-23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Файлы: 1 файл

конечный вариант для печати.docx

— 68.66 Кб (Скачать файл)

Исходя из анализа результатов  анкетирования можно заметить, что часть учеников(18%) всегда бережно относится к природе, экономит воду;  88% учеников всегда выбрасывает мусор в урну. Остальные равнодушно относятся к этому вопросу и ведут себя по ситуации.

Вопросы теста  №19-20- мотивационный компонент

Интересы

50 % учащихся хотели бы  более подробно изучать экологию, участвовать в проектах по  защите окружающей среды.

 

2.2. Исследование  применения элемента системы  деятельности по экологическому  воспитанию

Формирующий этап

Внедрение в образовательный  процесс элемента программы формирования экологического воспитания подростков в учебно-игровой деятельности

1) Видеолекторий

2) Трудовой десант

3) Растения нашего края

4)Фотоконкурс дары природы

5)Конкурс «Умный взгляд на мусор»

6)«День без пластиковых пакетов»

Мы спланировали программу  формирования экологического мышления   (см. приложение 2), но в короткие сроки практики нам удалось провести лишь часть работы, а именно видеолекторий, посвященный глобальным экологическим проблемам и конкурс « Умный взгляд на мусор» с 7 «А» классом.

Программа составлена на основе эколого-краеведческого содержания при  тесной взаимосвязи с программным  содержанием школьных курсов: биологии, географии. Программа предусматривает формирование у учащихся эколого-туристских умений (поведенческих, опознавательных, организационно-пропагандистских), тех умений, которые не заложены в выше названных школьных дисциплинах.

Основная цель: развитие познавательной  активности подростков, формирования у них экологического мировоззрения, потребности исследовании охраны окружающей среды.

На уроке классный час  у 7А класса был проведен элемент  нашей программы-Видеолекторий.

Его цель: познакомить учащихся с глобальными экологическими проблемами.  Повысить их познавательную активность. Привить бережное отношение к природе.

Форма урока: урок-дискуссия с привлечением мультимедийных средств.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя, подготовка учащихся к работе
  2. Научный  фильм о глобальных экологических проблемах, объемах и масштабах выброса загрязняющих веществ в биосферу. (Воздействуем на познавательный компонент, создаем эмоционально-чувственный образ, создание проблемной ситуации)
  3. Обсуждение (Какие пути решения у этих проблем, предложение альтернативных способов их решения. Мотивационный компонент)
  4. Общие выводы
  5. Проведение теста

После просмотра фильма учащиеся были активно задействованы в обсуждении, задавали вопросы. Фильм создал у них эмоциональное-чувственный образ, к ним пришло осознание проблем и ребята предлагали пути их решения. Обсуждалась тема экологической ответственности, которая включает в себя понимания человеком ценности своего правильного поведения в окружающей природной среде, осознание природы как национального общественного достояния, умение предвидеть последствия поведения, способности опираться на научные знания при выборе решения по отношению к природе. Учащиеся осознали свою значимость и проявили интерес к мероприятиям по защите окружающей среды.

На этом занятии мы занимались развитием познавательного интереса к общечеловеческим проблемам, вооружением учащихся специальными общенаучными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера. Видеолекторий, прошел для учеников быстро, интересно, а не утомительно и скучно, в отличие от обычного урока - лекции. Учащимся понравилось обсуждать экологические проблемы и они высказали пожелание продолжать занятия такого рода по данной тематике.

 

 

 

 

 

Конкурс «Умный взгляд на мусор»

Цель: Побуждать детей творчеству. Воспитывать бережное отношение к природе, используя в своих поделках бросовый материал.

Содержание: изготовление подделок из бросового материала. Конкурс на лучшую идею.

Результат: повышение творческой активности, применение альтернативных способов использования мусора.

Ход конкурса:

На первом этапе мы объявили учащимся о намечающемся конкурсе, обговорили все требования к участникам, установили сроки, предложили несколько  идей подделок из бросового материала. На выполнение задания была отведена неделя. В назначенный день ученики  принесли в школу свои подделки, победитель конкурса определялся голосованием, в котором участвовал классный руководитель, учитель географии, сами учащиеся. Было выявлено три  победителя, которым были выданы небольшие подарки.

Были поставлены и решены цели конкурса: привлечения внимания учащихся к проблеме утилизации бытовых отходов; сформировать у детей эколого-хозяйственный подход к твердым бытовым отходам и показать возможности их вторичного использования; стимулировать фантазию и творческую активность.

 

 

 

 

 

Контрольный этап

Была проведена повторная  диагностика. Результаты приведены  в таблице

7 «А» класс

Уровень

Количество человек

% показатель

Высокий(75% и выше)

5

25,00%

Средний(51-75%)

12

60,00%

Низкий( 50% и ниже)

3

15,00%


Показатели несколько  улучшились, возросла доля учеников с  высоким и средним уровнем  знаний. Возрос мотивационный и деятельностный  компонент.

Применение элемента разработанной  программы по экологическому воспитанию средних подростков повысило их познавательную активность. Школьники были ознакомлены  с глобальными экологическими проблемами, вовлечены в обсуждение этой темы. Был сделан  акцент на роль каждого  человека (ученика) в сохранении благоприятной  экологической обстановки. Была предпринята попытка сформировать у учащихся эколого-хозяйственный подход к твердым бытовым отходам.

Мы предполагаем, что внедрение  остальных элементов программы  поспособствует увеличению познавательной активности, росту мотивационного и деятельностного компонента.

 

 

Заключение

В проведенном исследовании в целом решены поставленные задачи.

Опытно-экспериментальная  работа проводилась в аспекте  экологического воспитания, который  предусматривает воспитание убежденности и готовности действовать в направлении  рационального природопользования, что, в конечном итоге целью своей  имеет реализацию стратегии коэволюции человека и природы. Формирование экологического воспитания подростков  должно осуществляться на основе современных теоретических положений, определяющих направления экологического воспитания школьников в рамках смешанной модели экологического образования: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебно-воспитательном процессе. Всё вместе взятое предельно актуализирует проблему исследования, подчёркивая её важность и необходимость внедрения программы формирования экологической культуры подростков.

На констатирующем этапе  проводилась диагностика уровней  экологического воспитания подростков общеобразовательного учреждения.

На формирующем этапе  производилось внедрение в образовательный  процесс школы программы экологического воспитания подростков. В результате реализации элементов  программы у учащихся повысился уровень сформированности экологического воспитания, развилась познавательная самостоятельность в приобретении экологических знаний.

Список литературы

  1. Астарханова Н.Р. Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.Р. Астарханова. Махачкала, 2004. - 21 с.
  2. Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников / Ю.К. Бабанский, Г.А. Победоносцев. - М.: Педагогика, 1980. - 80 с.
  3. Бердяев Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев ; сост.: Л. И. Греков, А. П. Поляков ; вступ. ст. П. П. Гайденко ; прим. Р. К. Медведевой. - М.: Республика, 1993. - 382,2]с.
  4. Брунер Дж. Психология познания.За пределами непосредственной информации / Пер.с англ.К.И.Бабицкого;Предисл.,общ.ред.А.Р.Лурия. - М.: Прогресс, 1977. - 412с. - (Обществ.науки за рубежом.Философия и социология). - Пер. с английский. - Русский яз.
  5. Бондаревская Е.В. Методы воспитания : из курса лекций по педагогике: на правах рукописи / Е.В. Бондаревская, Ростов.-на - Дону гос. пед. ин-т. - Ростов-н/Дону : [б. и.], 1966. - 51с.
  6. Гирусов, Э.В. Экология и культура / Э.В. Гирусов, И.Ю. Широкова. -М., 2009.-195с.
  7. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев, Ленингр. гос. ун-т; под ред. В. С. Жекулина. - 2-е изд., испр. и доп. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. - 495 с.
  8. Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики / Н. С. Дежникова // Педагогика. - 2002. - № 10. - 51-56.

 

  1.  Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология : Учеб.пособие для вузов / Худож.О.Бабкин. - Ростов-н/Д. : Феникс, 1996. - 476,[2]с
  2. Дистервег. Избранные педагогические сочинения / Дистервег. - М. : Гос.учебно-педагогическое изд-во, 1956.
  3. Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе : пособие для учителя / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. - М. : Просвещение, 1984. - 157,[2]с.
  4. Зверев,  И. Д.Экология в школьном обучении / И. Д. Зверев.- М., 2000.-С. 19-25.
  5. Козодубов А.А. Экологическое воспитание несовершеннолетних / А. А. Козодубов // Перспективы развития ювенального права и ювенальной юстиции в Российской Федерации : материалы Всерос. научно-практ. конф. (23-25 окт. 2008 г.) / ГОУВПО "Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Северодвин. фил.; сост.: Л. А. Чикин, А. В. Яковлев. - Архангельск : Поморский ун-т, 2008. - С. 42-54
  6. Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения Оренбург, 1994
  7. Коменский Я.А.О воспитании: Для педагогов, родителей и студентов пед.вузов / Сост.Н.М.Матвеева. - М. : Шк.пресса, 2003. - 190,[1]с.
  1. Мамедов Н.М. Культура устойчивого развития / Н. М. Мамедов // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2006. - № 1. - С. 128-132.

  1. Орлов Ю.М. Психологические основы воспитания и самовоспитания / Ю.М. Орлов, Н.Д. Творогова, И.И. Косарев. - М. : Высш.шк., 1989. - 63,[1]с
  2. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / П.И. Пидкасистый. -М.: Пед. Общество России 2004.-608с.
  3. Поддубко Л. "Сделаем чистым наш мир! " : экологическое воспитание школьников средствами дизайна / Л. Поддубко // Искусство в школе. - 2008. - № 6. - С. 36-37.
  4. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения\: В 2т. Т.2 / Под ред.Г.Н.Джибладзе;Сост.А.Н.Джуринский. - М.: Педагогика, 1981. - 336с.
  5. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. Т. 2 / В.А. Сухомлинский ; сост.: О.С. Богданова, В.З. Смаль. - М.: Педагогика, 1980. - 383 с.
  6. Сухомлинский В.А.Сто советов учителю / В. А. Сухомлинский. - Ижевск: Удмуртия, 1981. - 295,
  7. Теплов Д.Л. Экологическое воспитание старшеклассников в системе дополнительного образования / Д. И. Теплов // Педагогика. - 2003. - № 10. - 46-50.
  8. Терехова О.В. Экологическое воспитание и обучение в научно-педагогической системе И. Я. Яковлева : учеб. пособие рек. МО Чуваш. Республики / О. П. Терехова, Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. - 277 с.
  9. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения / К. Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1968. - 556с.
  10. Шилов, М.Н.О семейном экологическом воспитании и необходимости коррекции стереотипов поведения //Экология и культура.- Красноярск, 2001.-С. 22-24.
  11. http://works.tarefer.ru/98/100388/index.html
  12. http://www.dissercat.com/content/ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov-v-protsesse-dopolnitelnogo-obrazovaniy
  13. http://referat.ru/referats/view/19019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Вопросы анкеты №1 (констатирующий этап)

1 Биосфера - это

а) живая оболочка Земли

б) неживая оболочка Земли

 в) водная оболочка  Земли

2Биосфера включает:

а) только литосферу и  атмосферу

 б) только литосферу  и гидросферу

Информация о работе Экологическое воспитание школьников среднего подросткового возраста