Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 08:50, курсовая работа
Задачи исследования :
- психолого-педагогический аспект знакомства детей с геометрическими фигурами ;
- методика формирования сравнения формы предметов ;
- условия протекания эксперимента. Характеристики методов.
Введение 3
Глава1 Теоретические аспекты обучения детей среднего дошкольного возраста с геометрическими фигурами 6
1.1Психолого-педагогический аспект знакомства детей с геометрическими фигурами 6
1.2 Психологические особенности восприятия геометрических фигур 8
1.3 Методика формирования сравнения формы предметов 11
Глава 2 Экспериментальная работа по обучению детей среднего дошкольного возраста сравнению предметов с геометрическими фигурами
2.1 Условия протекания эксперимента. Характеристики методов 14
2.2 Обучение детей сравнению формы предметов посредством использования специальных приемов 17
2.3 Рекомендации педагогам по взаимодействию семьи и ДОУ в обучении детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами
Заключение 23
Содержание
Введение 3
Глава1 Теоретические аспекты
обучения детей среднего дошкольного
возраста с геометрическими
1.1Психолого-педагогический
1.2 Психологические особенности
восприятия геометрических
1.3 Методика формирования
Глава 2 Экспериментальная работа по обучению детей среднего дошкольного возраста сравнению предметов с геометрическими фигурами
2.1 Условия протекания эксперимента. Характеристики методов 14
2.2 Обучение детей сравнению формы предметов
посредством использования специальных
приемов
2.3 Рекомендации педагогам по взаимодействию семьи и ДОУ в обучении детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами
Заключение 23
Приложение 28
Литература 29
Введение
С самого рождения ребенок может видеть, улавливать звуки, но его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится.
На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны – представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.
К
пяти годам ребенок легко
Однако уровень обобщения этих понятий ещё невысок: дети могут не узнавать знакомую им форму предмета, если сам предмет не встречался в их опыте. Ребёнка приводят в замешательство непривычные соотношения сторон или углов фигур: иное, чем всегда, расположение на плоскости и даже очень большие или очень маленькие размеры фигур. Название фигур дети, часто смешивают или заменяют названиями предметов.
Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломаную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Для этого достаточно показать ему ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином. Например: отрезки, квадраты, прямоугольники, круги. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах. Представлению формы предметов и ее обобщению способствует знание детьми эталонов – геометрических фигур.
Объектом исследования является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов, уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.
Предметом
исследования является обучение детей
дошкольников сравнению формы предметов
с геометрическими фигурами.
Задачи исследования :
- психолого-педагогический аспект знакомства детей с геометрическими фигурами ;
-
методика формирования
- условия протекания эксперимента. Характеристики методов.
Глава 1 Теоретические аспекты обучения детей среднего дошкольного возраста с геометрическими фигурами
1.1Психолого-педагогический
аспект знакомства детей
с геометрическими фигурами
Экспериментальные данные Л.А. Венгера показали, что возможностью различать геометрические фигуры обладают дети 3-4 месяцев. Сосредоточение взгляда на новой фигуре – свидетельство этому.
Уже на втором году жизни дети свободно выбирают фигуру по образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник. Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети могут лишь после 2,5 лет. Отбор же по образцу фигур более сложной формы доступен примерно на рубеже 4-5 лет, а воспроизведение сложной фигуры осуществляют отдельные дети пятого и шестого года жизни. В начале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя их именами этих предметов:
-цилиндр – стаканом, столбиком,
-овал – яичком,
-треугольник – парусом или крышей,
-прямоугольник – окошечком и т.п.
Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети уже не отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают: цилиндр – как стакан, треугольник – как крыша и т.п. И, наконец, геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом.
Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов. Чтобы лучше познать предмет, дети стремятся коснуться его рукой, взять в руки, повернуть; причем рассматривание и ощупывание различны в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта. Поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом. Однако у дошкольников наблюдается весьма низкий уровень обследования формы предметов; чаще всего они ограничиваются беглым зрительным восприятием и поэтому не различают близкие по сходству фигуры (овал и круг, прямоугольник и квадрат, разные треугольники).
В
перцептивной деятельности детей осязательно-двигательные
и зрительные приемы постепенно становятся
основным способом распознавания формы.
Обследование фигур не только обеспечивает
целостное их восприятие, но и позволяет
ощутить их особенности (характер, направления
линий и их сочетания, образующиеся углы
и вершины), ребенок учится чувственно
выделять в любой фигуре образ в целом
и его части. Это дает возможность в дальнейшем
сосредоточить внимание ребенка на осмысленном
анализе фигуры, сознательно выделяя в
ней структурные элементы (стороны, углы,
вершины). Дети уже осознанно начинают
понимать и такие свойства, как устойчивость,
неустойчивость и др., понимать, как образуются
вершины, углы и т.д. Сопоставляя объемные
и плоские фигуры, дети находят уже общность
между ними («У куба есть квадраты», «У
бруса – прямоугольники, у цилиндра –
круги» и т.д.).
1.2
Психологические
особенности восприятия
геометрических фигур
и формы предметов у
дошкольников
Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части.
Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.
Этапы обучения:
Задача
первого этапа обучения детей 3-4
лет – это сенсорное восприятие
формы предметов и
Второй этап обучения детей 5-6 лет должен быть посвящен формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления».
«Геометрическое
мышление» вполне возможно развить
еще в дошкольном возрасте. В развитии
«геометрических знаний» у
На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами.
На
третьем уровне ребенок в состоянии
устанавливать связи между
Большое значение в развитии геометрического мышления и пространственных представлений имеют действия по преобразованию фигур (из двух треугольников составить квадрат или из пяти палочек сложить два треугольника).
Все
эти разновидности упражнений развивают
пространственные представления и
начатки геометрического мышления детей,
формируют у них умения наблюдать, анализировать,
обобщать, выделять главное, существенное
и одновременно с этим воспитывают такие
качества личности, как целенаправленность,
настойчивость. Итак, в дошкольном возрасте
происходит овладение перцептивной и
интеллектуальной систематизацией форм
геометрических фигур. Перцептивная деятельность
в познании фигур опережает развитие интеллектуальной
систематизации.
1.3
Методика формирования
сравнения формы
предметов
Для реализации программных задач в качестве дидактического материала в данной группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера. Еще до проведения систематических занятий педагог организует игры детей со строительным материалом, наборами геометрических фигур, геометрической мозаикой. В этот период важно обогатить восприятие детей, накопить у них представления о разнообразных геометрических фигурах, дать их правильное название. На занятиях детей учат различать и правильно называть геометрические фигуры круг и квадрат. Каждая фигура познается в сравнении с другой.
На первом занятии первостепенная роль отводится обучению детей приемам обследования фигур осязательно-двигательным путем под контролем зрения и усвоению их названий. Воспитатель показывает фигуру, называет ее, просит детей взять в руки такую же. Затем педагог организует действия детей с данными фигурами: прокатить круг, поставить, положить квадрат, проверить, будет ли он катиться. Аналогичные действия дети выполняют с фигурами другого цвета и размера. В заключение проводятся два-три упражнения на распознавание и обозначение словами фигур («Что я держу в правой руке, а что в левой?»; «Дай мишке круг, а петрушке квадрат»; «На верхнюю полоску положите один квадрат, а на нижнюю много кругов» и т.п.). На последующих занятиях организуется система упражнений с целью закрепления у детей умений различать и правильно называть геометрические фигуры:
а) упражнения на выбор по образцу: «Дай (принеси, покажи, положи) такую же». Применение образца может быть вариативным: акцентируется только форма фигуры, не обращается внимание на ее цвет и размер; рассматриваются фигуры определенного цвета, определенного размера и фигура определенного цвета и размера;
б) упражнения на выбор по словам: «Дай (принеси, покажи, положи, собери) круги» и т.п.; в вариантах упражнений могут содержаться указания на выбор фигуры определенного цвета и размера;
в) упражнения в форме дидактических и подвижных игр: «Что это?», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», «Найди свой домик» и др.
У детей пятого года жизни нужно, прежде всего, закрепить умение различать и правильно называть круг и квадрат, а затем и треугольник. С этой целью проводятся игровые упражнения, в которых дети группируют фигуры разного цвета и размера. Меняется цвет, размер, а признаки формы остаются неизменными. Это способствует формированию обобщенных знаний о фигурах.