Экспериментальная работа по обучению детей среднего дошкольного возраста сравнению предметов с геометрическими фигурами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования :
- психолого-педагогический аспект знакомства детей с геометрическими фигурами ;
- методика формирования сравнения формы предметов ;
- условия протекания эксперимента. Характеристики методов.

Содержание работы

Введение 3
Глава1 Теоретические аспекты обучения детей среднего дошкольного возраста с геометрическими фигурами 6
1.1Психолого-педагогический аспект знакомства детей с геометрическими фигурами 6
1.2 Психологические особенности восприятия геометрических фигур 8
1.3 Методика формирования сравнения формы предметов 11
Глава 2 Экспериментальная работа по обучению детей среднего дошкольного возраста сравнению предметов с геометрическими фигурами
2.1 Условия протекания эксперимента. Характеристики методов 14
2.2 Обучение детей сравнению формы предметов посредством использования специальных приемов 17
2.3 Рекомендации педагогам по взаимодействию семьи и ДОУ в обучении детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами
Заключение 23

Файлы: 1 файл

надя педагогика геометрические фигуры.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

     Вариантами  конструктивных заданий будет построение фигур из палочек и преобразование одной фигуры в другую путем удаления нескольких палочек: 

     -сложить  два квадрата из семи палочек; 

     -сложить  три треугольника из семи палочек; 

     -сложить  прямоугольник из шести палочек; 

     -из  пяти палочек сложить два разных  треугольника; 

     -из  девяти  палочек составить четыре равных треугольника; 

     -из  десяти палочек составить три  равных квадрата; 

     -можно  ли из одной палочки на столе  построить треугольник? 

     -можно  ли из двух палочек построить  на столе квадрат? 

     2.3 Рекомендации педагогам  по взаимодействию семьи и ДОУ  в обучении детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами 
 

     Итак, эти упражнения способствуют развитию сообразительности, памяти, мышления детей. Знания о геометрических фигурах в подготовительной группе расширяются, углубляются и систематизируются. Одна из задач подготовительной к школе группы - познакомить детей с многоугольником, его признаками: вершины, стороны, углы. Решение этой задачи позволит подвести детей к обобщению: все фигуры, имеющие по три и более угла, вершины, стороны, относятся к группе многоугольников.

     Детям  показывают модель круга и новую  фигуру – пятиугольник. Предлагают сравнить их и выяснить, чем отличаются эти фигуры. Фигура справа отличается от   круга тем, что имеет  углы, много углов. Детям предлагается прокатить круг и попытаться прокатить многоугольник. Он не катится по столу. Этому мешают углы. Считают углы, стороны, вершины и устанавливают, почему эта фигура называется многоугольником. Затем демонстрируется плакат, на котором изображены различные многоугольники. У отдельных фигур определяются характерные для них признаки. У всех фигур много сторон, вершин, углов. Как можно назвать все эти фигуры одним словом? И если дети не догадываются, воспитатель помогает им.       

     Для уточнения знаний о многоугольнике могут быть даны задания по зарисовке фигур на бумаге в клетку. Затем можно показать разные способы преобразования фигур: обрезать или отогнуть углы у   квадрата   и   получится   восьмиугольник.   Накладывая два квадрата друг на друга, можно получить восьмиконечную звезду.

     Упражнения  детей с геометрическими фигурами, как и в предыдущей группе, состоят  в опознавании их по цвету, размерам в – разном пространственном положении. Дети считают вершины, углы и стороны, упорядочивают фигуры по их размерам, группируют по форме, цвету и размеру. Они должны не только различать, но и изображать эти фигуры, зная их свойства и особенности. Например, воспитатель предлагает детям нарисовать на бумаге в клетку два квадрата: у одного квадрата длина сторон должна быть равна четырем клеткам, а у другого – на две клетки больше.

     После зарисовки этих фигур детям предлагается разделить квадраты пополам, причем в одном квадрате соединить отрезком две противолежащие стороны, а в  другом квадрате соединить две противолежащие вершины; рассказать, на сколько частей разделили квадрат и какие фигуры получились, назвать каждую из них. В таком задании одновременно сочетаются счет и измерение условными мерками (длиной стороны клеточки), воспроизводятся фигуры разных размеров на основе знания их свойств, опознаются и называются фигуры после деления квадрата на части (целое и части).

     Согласно  программе в подготовительной группе следует продолжать учить детей  преобразованию фигур.

     Эта работа способствует :

     - познанию фигур и их признаков

     - развивает конструктивное и геометрическое   мышление.

     Приемы  этой  работы многообразны:

     - одни из них направлены на знакомство с новыми фигурами при их делении на части,

     - другие – на создание новых фигур при их объединении.

     Детям предлагают сложить квадрат пополам двумя способами: совмещая противолежащие стороны или противолежащие углы – и сказать, какие фигуры получились после сгибаний (два прямоугольника или два треугольника).

     Можно предложить узнать, какие получились фигуры, когда прямоугольник разделили на части, и сколько теперь всего фигур (один прямоугольник, а в нем три треугольника). Особый интерес для детей представляют занимательные упражнения на преобразование фигур.

     Таким образом, для развития у ребенка  представлений формы надо освоить  ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины.

     Это такие практические действия, как: наложение  фигур, прикладывание, переворачивание, сопоставление элементов фигур, обведение пальцем контура, ощупывание, рисование.

     После освоения практических действий ребенок  может узнать любую фигуру, выполняя эти же действия в уме. За весь дошкольный период ребенок осваивает шесть  основных форм: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник и трапеция. Можно обследовать предмет более подробно, не только общую форму, но и ее отличительные детали (углы, длину сторон), наклон фигуры. 
 
 

 

      Заключение 

     Знакомство  с формой предмета, геометрическими  фигурами, пространственными ориентирами  начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

     Форма, так же как и другие математические понятия, является важным свойством  окружающих предметов; она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Знакомство детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. Направления эти различны. Ознакомление с геометрическими фигурами в плане сенсорной культуры отличается от их изучения при формировании начальных математических представлений. Однако без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию.

     Аналитическое восприятие геометрических фигур развивает  у детей способность более  точно воспринимать форму окружающих предметов и воспроизводить предметы при занятиях рисованием, лепкой, аппликацией.

     Анализируя  разные качества структурных элементов  геометрических фигур, дети усваивают  то общее, что объединяет фигуры.

     Ребята  узнают, что : 
 
 

     - одни фигуры оказываются в  соподчиненном отношении к другим;

     -понятие четырехугольника является обобщением таких понятий, как «квадрат», «ромб», «прямоугольник», «трапеция» и др.;

     -в  понятие «многоугольник» входят  все треугольники, четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники независимо  от их размера и вида.

     Подобные взаимосвязи и обобщения, вполне доступные детям, поднимают их умственное развитие на новый уровень. У детей развивается познавательная деятельность, формируются новые интересы развиваются внимание, наблюдательность, речь и мышление и его компоненты (анализ, синтез, обобщение и конкретизация в их единстве). Все это готовит детей к усвоению научных понятий в школе.  Связь количественных представлений с представлениями геометрических фигур создает основу для общематематического развития детей. 
 

 

      Приложение 

     Программой  воспитания и обучения в детском  саду предусматривается познакомить  старших дошкольников с четырехугольниками. Для этого детям показывают множество  фигур с четырьмя углами и предлагают самостоятельно придумать название данной группе. Предложения детей «четырехсторонние», «четырехугольные» нужно одобрить и уточнить, что эти фигуры называются четырехугольниками. Такой путь знакомства детей с четырехугольником способствует формированию обобщения. Группировка фигур по признаку количества углов, вершин, сторон абстрагирует мысль детей от других, несущественных признаков. Дети подводятся к выводу, что одно понятие включается в другое, более общее. Такой путь усвоения наиболее целесообразен для умственного развития дошкольников.

     В дальнейшем закрепление представлений детей о четырехугольниках может идти путем организации упражнений по классификации фигур разного размера и цвета, зарисовке четырехугольников разного вида на бумаге, разлинованной в клетку, и др.

     Можно использовать следующие варианты упражнений на группировку четырехугольников:

     — отобрать все красные четырехугольники, назвать фигуры данной группы; —  отобрать четырехугольники с равными  сторонами, назвать их;

     — отобрать все большие четырехугольники, назвать их форму, цвет;

     — слева от карточки положить все четырехугольники, а справа не четырехугольники; назвать их форму, цвет, величину.

     Полезно применять и такой прием: детям  раздаются карточки с контурным  изображением фигур разного размера  и формулируется задание подобрать  соответствующие фигуры по форме и размеру и наложить их на контурное изображение. Равными фигурами будут те, у которых все точки совпадут по контуру.

     Важной  задачей является обучение детей  сравнению формы предметов с  геометрическими фигурами как эталонами  предметной формы. У ребенка необходимо развивать умение видеть, какой геометрической фигуры или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета. Это способствует более полному, целенаправленному распознаванию предметов окружающего мира и воспроизведению их в рисунке, лепке, аппликации. Хорошо усвоив геометрические фигуры, ребенок всегда успешно справляется с обследованием предметов, выделяя в каждом из них общую, основную форму и форму деталей.

     Работа  по сопоставлению формы предметов  с геометрическими эталонами  проходит в два этапа. На первом этапе нужно научить детей на основе непосредственного сопоставления предметов с геометрической фигурой давать словесное определение формы предметов.

     Таким образом удается отделить модели геометрических фигур от реальных предметов и придать им значение образцов. Для игр и упражнений подбираются предметы с четко - выраженной основной формой без каких-либо деталей (блюдце, обруч, тарелка — круглые; платок, лист бумаги, коробка — квадратные и т. п.). На последующих занятиях могут быть использованы картинки, изображающие предметы определенной формы. Занятия следует проводить в форме дидактических игр или игровых упражнений: «Подбери по форме», «На что похоже?», «Найди предмет такой же формы», «Магазин» и т. п. Далее выбирают предметы указанной формы (из 4—5 штук), группируют их и обобщают по единому признаку формы (все круглые, все квадратные и т. д.). Постепенно детей учат более точному различению: круглые и шаровидные, похожие на квадрат и куб и т. п. Позднее им предлагают найти предметы указанной формы в групповой комнате. При этом дается лишь название формы предметов: «Посмотрите, есть ли на полке предметы, похожие на круг» и т. п. Хорошо провести игры «Путешествие по групповой комнате», «Найдите, что спрятано».

     При сопоставлении предметов с геометрическими фигурами нужно использовать приемы осязательно-двигательного обследования предметов. Можно проверить знания детьми особенностей геометрических фигур, задать с этой целью такие вопросы: «Почему вы думаете, что тарелка круглая, а платок квадратный?», «Почему вы положили эти предметы на полку, где стоит цилиндр?» (игра «Магазин») и т. п. Дети описывают форму предметов, выделяя основные признаки геометрической фигуры. В этих упражнениях можно подвести детей к логической операции — классификации предметов.

     На  втором этапе детей учат определять не только основную форму предметов, но и форму деталей (домик, машина, снеговик, петрушка и т. д.). Игровые  упражнения проводят с целью обучения детей зрительно расчленять предметы на части определенной формы и воссоздавать предмет из частей. Такие упражнения с разрезными картинками, кубиками, мозаикой лучше проводить вне занятия.

     Упражнения  на распознавание геометрических фигур, а также на определение формы  разных предметов можно проводить  вне занятий как небольшими группами, так и индивидуально, используя игры «Домино», «Геометрическое лото» и др.

Информация о работе Экспериментальная работа по обучению детей среднего дошкольного возраста сравнению предметов с геометрическими фигурами