Экспериментальная работа по выявлению и формированию навыков словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с на

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление наиболее эффективные методов и приемов формирования словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Объект исследования: процесс овладения словообразованием и словоизменением детьми с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: методы и приемы формирования словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…2
Глава 1. Научно – теоретические основы изучения словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта……………………………………......5
Нейропсихологический и психолингвистический аспекты изучения словообразования и словоизменения в онтогенезе……………..5
Сравнительная характеристика особенностей процесса формирования словообразования и словоизменения у детей с олигофренией и детей с сохранным интеллектуальным развитием………………........……………………….................................11
Выводы по первой главе………………………………………...........17
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению и формированию навыков словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта......................................................................................................19
2.1 Изучение состояния грамматического строя речи детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта и основные направления коррекционной работы..................................................................................19
2.2 Технология формирования навыка словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта .......................................................................................................22
Выводы по второй главе....................................................................27
Заключение............................................................................................29
Список использованной литературы.................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 69.23 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению и формированию навыков словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

 

 

2.1 Состояние грамматического  строя речи детей младшего  школьного возраста с нарушениями  интеллекта

Проанализировав научно-педагогическую литературу по проблеме формирования навыков словообразования и словоизменения у детей с нарушениями интеллекта, мы поставили целью эксперимента – выявить особенности нарушения словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Экспериментальная работа проводилась на базе школы - интернат VIII вида №3.

Нами были подобраны восемь детей младшего школьного.

Экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

На констатирующем этапе, были поставлены следующие задачи;

  • Выявить у школьников особенности сформированности словообразования и словоизменения.
  • Выявить отклонения в словоизменении и словообразовании.

У детей были выявлены нарушения в изменении прилагательных по родам у 5 человек. У 3 детей наблюдались трудности в изменении числа существительных в предложениях. Отмечались единичные случаи затруднений в изменении существительных с непродуктивными основами по числам, и согласования существительных с числительными.

По результатам диагностики у всех детей обнаружились нарушения в словообразовании и словоизменении. Преимущественно нарушена образование от глагольных основ глаголов с помощью приставок, образование глаголов от прилагательных, а так же образование слов обозначающих профессию с помощью суффиксов.

Мы свели все показатели в таблицу, определив у каждого ребенка уровень речевого развития, по данным констатирующего этапа (Таблица 1).

Таблица 1

Ф.И.

ребенка

Разделы логопедического обследования

Общее количество баллов

Уровень

Состояние словообразования

Состояние словоизменения

 

Образование от глагольных основ глаголов с помощью приставок

Образование глаголов с противоположным значением

Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса

Образование слов обозначающих профессию с помощью суффиксов

Образование прилагательных обозначающих неполноту действия

Образование глаголов от прилагательных

Изменение существительных по падежам

Изменение прилагательных по родам

Изменение существительных по числам

 

Изменение существительных с непродуктивными основами по числам

Множественное число существительных в родительном падеже

   

Леша К.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

1

1

1

1

1

9

Средний

Сергей П.

0,5

0,5

1

1

0,5

1

1

1

1

1

1

9,5

Средний

Вова Р.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

3,5

Низкий

Аня К.

1

1

1

0,5

0,5

0,5

1

1

1

1

1

10

Высокий

Витя К.

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

1

1

7,5

Средний

Леша С.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

1

0,5

1

0,5

5

Низкий

Максим Т.

1

1

1

1

0,5

1

0,5

1

1

0,5

1

7,5

Средний

Таня Г.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

1

1

1

0,5

6

Низкий


 

 

1 уровень – высокий (от 12до 17 баллов). Характеризуется достаточными  навыками фонематического восприятия  и грамматического строя речи  в соответствии своему возрасту.

2 уровень – средний (от 6,5 до 11,75 баллов). Недостаточное различение  большого количества звуков из  нескольких фонетических групп  при достаточно сформированной  их артикуляции в устной речи, недостаточная сформированность навыка словоизменения.

3 уровень – низкий (от 0 до 6,25) Ребенок «не слышит» звуков  в слове, не различает отношения  между звуковыми элементами, неспособен  выделить их из состава слова  и определить последовательность. Наблюдается неразвитость навыков  словообразования, словоизменения  и понимания обращенной речи

Таким образом, у 5 детей отмечается средний уровень (70% детей), у 3 – низкий (30% детей). Высокого уровня не было обнаружено ни у кого (0%).

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали необходимость ориентации коррекционной работы по направлению совершенствование словообразования и словоизменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Технология  формирования навыка словообразования  и словоизменения у детей младшего  школьного возраста с нарушениями  интеллекта 

Целью формирующего эксперимента было развитие словообразования и словоизменения посредством дидактических игр.

При подборе дидактических игр учитывались возрастные особенности младших школьников с нарушениями в интеллектуальном развитии.

Материал формирующего эксперимента представлен в Приложении 2.

На этапе совершенствования словообразования и словоизменения мы работали над:

  • закреплением формы множественного числа;
  • уточнением формы родительного падежа;
  • уточнением формы дательного падежа;
  • уточнением формы винительного падежа;
  • уточнением формы предложного падежа;
  • развитием навыка словообразования.

На этапе совершенствования словообразования и словоизменения мы проводили работу над закреплением формы множественного числа. Здесь мы ставили своей целью выявить умения детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительных единственного числа. В начале дети с трудом выполняли задания, но с нашей помощью через некоторое время дети без помощи выполняли упражнения.

Проводили игры для уточнения формы родительного падежа. Детям предлагаются картинки, на которых были изображены различные действия и отдельные предметы, здесь они должны соотнести предметы к действиям.

Проводили игры для уточнения формы дательного падежа. Дети соотносили картинки с профессиями, и что нужно для каждой профессии. Эти задания не вызвали трудностей.

В играх для уточнения формы винительного падежа, дети ставили существительные в винительный падеж.

Проводили игры для уточнения формы творительного падежа. Дети подбирали слова к глаголам, называли пары предметов по картинкам, отвечали на вопросы "кто чем работает?".

Также проводили игры для уточнения формы предложного падежа. Дети соотносили животных с их жилищами.

В играх, для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы, мы выявляли умения детей образовывать существительные с помощью суффиксов.

В играх на развитие навыка словоизменения дифференцировали глаголы 1,2,3 –го лица.

Согласовывали глаголы прошедшего времени с существительными в роде и числе.

В результате проведённой работы на формирующем этапе мы сделали вывод, что произошло повышение речевой активности у детей, улучшились навыки словообразования и словоизменения.

По окончанию формирующего этапа был проведён контрольный этап, цель которого заключалась в сравнении полученных результатов с первоначальными данными.

Для этого мы использовали ту же методику, что и на констатирующем этапе.

Приведенные данные говорят о том, что высокий  уровень имеет один ребенок (Аня К.) все остальные дети имеют средний уровень, низкого же уровня не выявлено ни у кого, в то время как на констатирующем этапе низкий уровень и мели два ребенка (Вова Р. и Леша С.), средний уровень наблюдался у шестерых детей (Леша К., Сергей П., Аня К., Витя К., Максим Т. и Таня Г.), первый уровень не был зафиксирован.

Таким образом, уровень словообразования качественно увеличился: те дети, которые имели низкий уровень, переместились на средний, а те дети которые были на среднем качественно улучшили свои результаты, при продолжении работы над улучшение словообразования и словоизменения они перейдут на высокий уровень.

Результаты обследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Ф.И.

ребенка

Разделы логопедического обследования

Общее количество баллов

Уровень

Состояние словообразования

Состояние словоизменения

 

Образование от глагольных основ глаголов с помощью приставок

Образование глаголов с противоположным значением

Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса

Образование слов обозначающих профессию с помощью суффиксов

Образование прилагательных обозначающих неполноту действия

Образование глаголов от прилагательных

Изменение существительных по падежам

Изменение прилагательных по родам

Изменение существительных по числам

 

Изменение существительных с непродуктивными основами по числам

Множественное число существительных в родительном падеже

   

Леша К.

1

0,5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

Средний

Сергей П.

0,5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9,5

Средний

Вова Р.

1

0,5

1

0,5

1

0,5

0,5

1

1

1

1

3,5

Средний

Аня К.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Высокий

Витя К.

1

1

1

1

1

1

0,5

1

0,5

1

1

7,5

Средний

Леша С.

0,5

1

0,5

1

1

1

1

1

0,5

1

0,5

5

Средний

Максим Т.

1

1

1

1

0,5

1

0,5

1

1

1

1

7,5

Средний

Таня Г.

0,5

1

0,5

1

0,5

1

1

1

1

1

0,5

6

Средний


 

 

1 уровень – высокий (от 12до 17 баллов). Характеризуется достаточными  навыками словообразования и  словоизменения в соответствии  своему возрасту.

2 уровень – средний (от 6,5 до 11,75 баллов). Недостаточное различение  большого количества звуков из  нескольких фонетических групп  при достаточно сформированной  их артикуляции в устной речи, недостаточная сформированность навыка словоизменения.

3 уровень – низкий (от 0 до 6,25) Ребенок «не слышит» звуков  в слове, не различает отношения  между звуковыми элементами, неспособен  выделить их из состава слова  и определить последовательность. Наблюдается неразвитость навыков  словообразования, словоизменения  и понимания обращенной речи.

Таким образом, у 1 ребенка отмечается высокий уровень (10% детей), у 7 – средний (90% детей), низкого уровня не отмечается ни у кого.

Данные говорят о том, что показатели грамматического строя речи существенно увеличились, так как на констатирующем этапе низкий уровень был у двоих детей, средний у шестерых, высокого же уровня не было ни у кого, а на контрольном соответственно низкого уровня нет ни у кого, средний уровень у семерых и у одного ребенка высокий уровень.

Таким образом, у всех детей наблюдается улучшение уровней словообразования и словоизменения.

Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, занесены в сводную таблицу 3.

Таблица 3

Уровни сформированности, количество детей

Разделы логопедического обследования

Состояние словообразования

Состояние словоизменения

Констатирующий этап

Контрольный этап

Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий уровень

1

7

3

6

Средний уровень

4

1

2

2

Низкий уровень

3

-

3

-


 

 

Количественная оценка результатов коррекционной работы в группе младших школьников с отклонениями в интеллектуальном развитии показала увеличение навыков словообразования и словоизменения на контрольном этапе по сравнению с констатирующим. Наглядно это можно увидеть на диаграмме представленной в приложении 3.

Таким образом, логопедические мероприятия и педагогическая технология, учитывающая механизм и структуру речевого дефекта и уровень интеллектуального развития, подобранная нами на формирующем этапе эксперимента способствует устранению нарушений словообразования и словоизменения у младших школьников с нарушениями интеллекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

Проанализировав научно-педагогическую литературу по проблеме формирования навыков словообразования и словоизменения у детей с нарушениями интеллекта, мы поставили целью эксперимента – выявить особенности нарушения словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

На констатирующем этапе, были поставлены следующие задачи;

  • Выявить у школьников особенности сформированности словообразования и словоизменения.
  • Выявить отклонения в словоизменении и словообразовании.

На этапе совершенствования словообразования и словоизменения мы работали над:

  • закреплением формы множественного числа;
  • уточнением формы родительного падежа;
  • уточнением формы дательного падежа;
  • уточнением формы винительного падежа;
  • уточнением формы предложного падежа;
  • развитием навыка словообразования

В результате проведенной работы нами были сделаны выводы, что уровень словообразования и словоизменения значительно вырос, подобранные нами игры эффективно способствовали развитию словообразования и словоизменению.

При выполнении заданий дети постоянно сталкивались с трудностями и прибегали к помощи педагога. Даже при оказании помощи многие не справлялись с заданиями или просто отказывались от выполнения и говорили что они либо не хотят либо не могут. Но после подробного объяснения задания и того как нужно правильно его выполнить, дети пробовали и справлялись с заданиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Формирование и развитие навыков словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта происходит в процессе коррекционно-педагогического воздействия путем комплексной и систематической работы. Разработкой наиболее эффективных методов и приемов работы, направленных на формирование навыков словообразования и словоизменения у детей с нарушенным интеллектом, в свое время занимались Р.И. Лалаева, Р.М. Дульнев, М.Ф. Гнездилов, Л.В. Занков, Л.С. Выготский, В.Г. Петрова, Т.Б. Филичева.

Информация о работе Экспериментальная работа по выявлению и формированию навыков словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с на