Экспериментальная работа по выявлению и формированию навыков словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с на
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 20:45, курсовая работа
Описание работы
Цель: выявление наиболее эффективные методов и приемов формирования словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. Объект исследования: процесс овладения словообразованием и словоизменением детьми с нарушением интеллекта. Предмет исследования: методы и приемы формирования словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………..…2 Глава 1. Научно – теоретические основы изучения словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта……………………………………......5 Нейропсихологический и психолингвистический аспекты изучения словообразования и словоизменения в онтогенезе……………..5 Сравнительная характеристика особенностей процесса формирования словообразования и словоизменения у детей с олигофренией и детей с сохранным интеллектуальным развитием………………........……………………….................................11 Выводы по первой главе………………………………………...........17 Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению и формированию навыков словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта......................................................................................................19 2.1 Изучение состояния грамматического строя речи детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта и основные направления коррекционной работы..................................................................................19 2.2 Технология формирования навыка словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта .......................................................................................................22 Выводы по второй главе....................................................................27 Заключение............................................................................................29 Список использованной литературы.................................
Под маленьким кружком рисунки:
елочка, шарик, мячик.
Под большим кругом рисунки:
елка, шар, мяч.
Логопед предлагает назвать
сначала большие предметы, а затем маленькие.
Ответ ребенка: елка, шар, мяч;
елочка, шарик, мячик.
2. Игра в употреблении
уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных
суффиксов соревнование двух
команд: Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря:
Мальчик-с-пальчик Иван-богатырь
Иванушка Иван
рубашечка рубашища
сапожки сапожища
кармашек карманище
ремешок ремнище
топорик топорище
сабелька саблища
ножка ножища
ручка ручища
глазик глазище
усики усищи
голосок голосище
носик носище
силушка силища.
Игра в образовании сложных
слов – игра «Эхо».
листья падают – листопад сам
ходит – самоход
снег падает – снегопад мед
носит – медонос
вода падает – водопад звонит
попусту – пустозвон
звезды падают – звездопад
сено косит – сенокос
разводит сады – садовод везде
ходит – вездеход
разводит лева – лесовод база
для нефти – нефтебаза
перевозит лес – лесовоз ходит
на атомной энергии – атомоход
сам летит – самолет пыль сосет
– пылесос
воду возит – водовоз.
Игра «Назови сколько».
Картинки перевернуты, ребенок
их не видит.
Цель: Выявить умение детей
согласовывать числительные (2 и 5) с существительными
в роде, числе, падеже.
Хода игры: Перед ребенком картинки,
которые перевернуты. Логопед предлагает
назвать, что на карточке.
- Это … (ребенок наугад
называет любой предмет).
Логопед переворачивает картинку
и предлагает назвать, что на карточке
(мяч). Так переворачиваются последовательно
все картинки.
Логопед: Назови предметы, которые
нарисованы на карточках.
Ребенок называет: мяч, елочка,
ведро, машина.
- Перед тобой 4 карточки,
но у меня еще и пятая, посмотри,
- логопед предлагает ребенку
карточку с изображением двух
кружков. – Что на карточке?
Ответ ребенка: Кружки.
Логопед: сколько кружков?
Ответ ребенка: Два.
Логопед кладет карточку с изображением
двух кружков перед картинками.
Логопед: Назови предметы, добавляя
число 2.
Образец: два мяча, две елочки
…продолжай.
Логопед меняет первую карточку
на карточку с изображением пяти кружков,
предварительно предложив ребенку закрыть
глаза.
Логопед: Открой глаза и посмотри,
что изменилось.
Ребенок: Новая карточка.
Логопед: Сосчитай, сколько
кружков на карточке.
Логопед предлагает назвать
те же картинки, но добавлять число 5.
Образец: 5 мячей, 5 елочек.
Развитие навыка
словоизменения:
1 Дифференциация глаголов
1,2,3 –го лица
- дифференциация в ед.ч.
· Игра «Послушный ребенок»
(1-е лицо единственное число) - сейчас я
буду просить тебя что-то сделать, а ты
будь послушным ребенком – говори, что
ты делаешь, и показывай картинку.
-Иди!-Я иду!
-Стой!-Я стою!
-Беги! –Я бегу!
-Читай! –Я читаю! и т.д.
· Игра «Что спросила мама?»
(1-2-е лицо единственное число)
Логопед задает вопросы, а ребенок
должен ответить.
Ты бежишь? (Я бегу.)
Ты несешь? (Я несу.)
Ты ешь? (Я ем.) и т.д.
· Игра «Расскажи о нем» (1-3 лицо
единственного числа)
Взрослый читает ребенку первое
двустишие и показывает, как его надо изменить.
Затем взрослый произносит лишь двустишие
из первого столбика, предлагая ребенку
самому его изменить.
Я бегу, бегу, бегу,
Я на месте не стою.
Он бежит, бежит, бежит,
Он на месте не стоит. и т. д.
- дифференциация во мн.ч.
· Игра «Дружные ребята» (1-2
лицо множественного числа)
Мы идем, и вы идете…
Мы поем, и вы …(поете)
Мы берем, и вы …(берете).
Мы несем, и вы …(несете).
2.Согласование
глаголов прошедшего времени
с существительными в роде
и числе.
В игре «Он, она, они» необходимо
правильно согласовывать глаголы прошедшего
времени в роде и числе. Каждый раз задавая
вопрос, например, «Что делал мишка?» или
«Что делала кукла?, взрослый указывает
на соответствующую картинку. Когда же
задается вопрос с местоимением они,
взрослому следует жестом показать
сразу две картинки.