Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 12:32, курсовая работа
Цель исследования: Теоретически обосновать и практически проверить педагогические условия формирования аксиологической культуры младших школьников.
Объект исследования: аксиологическая культура как личностное качество младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования аксиологической культуры младших школьников.
Введение…………………………………………………………...
Глава I. Теоретические аспекты в формировании аксиологической культуры личности…………………………….
1.1 Формирование аксиологической культуры личности как психолого-педагогическая проблема…………………..….
1.2 Сущностные особенности формирования аксиологической культуры младших школьников ……………………………
1
1.3 Возможности пословиц и поговорок в формировании аксиологической культуры первоклассников.…….……….
Глава II. Экспериментальное исследование формирования аксиологической культуры младших школьников………………
2.1 Актуализация аксиологической культуры в учебной деятельности младших школьников....…….………………
2.2 Творческое взаимодействие в системе «учитель-ребенок-родитель»..............................................................................
2.3 Программа «Пословицы и поговорки в формировании культуры младших школьников»……................................
Заключение………………………………………………………….....
Список литературы……………………………………….….............
Введение………………………………………………………… |
|
Глава I. Теоретические аспекты в формировании аксиологической культуры личности……………………………. |
|
1.1 Формирование аксиологической культуры личности как психолого-педагогическая проблема…………………..…. |
|
1.2 Сущностные особенности формирования аксиологической культуры младших школьников …………………………… |
1 |
1.3 Возможности пословиц и поговорок в формировании аксиологической культуры первоклассников.…….………. |
|
Глава II. Экспериментальное исследование формирования аксиологической культуры младших школьников……………… |
|
2.1 Актуализация
аксиологической культуры в |
|
2.2 Творческое взаимодействие
в системе «учитель-ребенок-родитель».... |
|
2.3 Программа
«Пословицы и поговорки
в формировании культуры младших школьников»……................. |
|
Заключение…………………………………………………… |
|
Список
литературы……………………………………….…... |
Содержание
Введение
Актуальность исследования. Российское образование в условиях значительных изменений в жизни страны вступило в новый этап своего развития, который связан с переменой менталитета общества и личности, трансформацией ценностей у населения. Поиск новых приоритетов в воспитании идет преимущественно в двух направлениях: по пути формирования традиционных российских ценностей, имеющих сверхличностное значение, и в направлении западных ценностей, связанных с расширением и улучшением сферы наличного бытия человека.
Наряду с открывшимися новыми возможностями (такими, как свобода совести, открытость общества, многопартийность и др.) в России стали нарастать негативные явления, присущие "обществу потребления". Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались учащиеся школ, поддавшиеся влиянию "рынка", низкопробных образцов массовой культуры, криминальных структур, деструктивных сект. Философы, социологи, политологи отмечают, что в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, размываются духовно-нравственные ценности отечественной культуры. И.В. Попова указывает, что поскольку подрастающее поколение растет на иностранной рекламе, именах, традициях и обрядах, чуждых устоям отечественной культуры, это делает ее маргинальной группой в своей стране. Психологическое раздвоение, рассогласование ценностей, потеря твердых социальных ориентиров, засорение языка англоязычными кальками ведет к воспитанию патриотов чужой страны [30].
Происходящие изменения в стране показали насколько необходима система ценностей, основанная на нравственности и духовности, как для каждого человека, так и для общества и государства, так как она является той основой, опираясь на которую, строятся межличностные отношения, отношения внутри государства и с миром в целом. Эта проблема является актуальной, так как новые ценностные приоритеты учащихся младшего школьного возраста, связанны с усилением индивидуализма и прагматизма, потребительского отношения к окружающим людям и своей стране. Вместе с тем, решение проблемы духовно-нравственного воспитания в традиционной педагогике в свое время не получила достаточного рассмотрения, не имела обоснованной теории и опыта воспитания духовно-нравственной сферы личности в ее целостности социального, психического, духовного.
В образовательном процессе приоритетными являются такие ценности, которые соответствуют современным реалиям общества. Однако необходимо помнить, что для духовного и нравственного развития человека необходимо воспитание у него духовно-нравственных ценностей, то есть при отборе содержания следует учитывать не только материальные потребности общества, но главным образом – духовные.
Теория нравственных ценностей и духовных ориентаций человека рассматривается в трудах Д.А. Леонтьева, З.И. Равкина, и других [31; 32]. Общим в исследованиях этих ученых выступает признание духовно-нравственных ценностей важнейшими регуляторами личностно значимого поведения человека. При этом известно, что важная роль в духовно-нравственном воспитании младшего школьника принадлежит общеобразовательной школе. Содержание общеобразовательного процесса, виды и функции его организации в учебное время, организация творческой деятельности учащихся – все это создает благоприятные педагогические условия для воспитания духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у старшеклассников.
Цель исследования: Теоретически обосновать и практически проверить педагогические условия формирования аксиологической культуры младших школьников.
Объект исследования: аксиологическая культура как личностное качество младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования аксиологической культуры младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование аксиологической культуры младших школьников будет эффективно, если:
Сформулированная цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:
Теоретико-методологическую основу курсовой работы составили:
Для проверки гипотезы и решения обозначенных задач применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме; социологические методы (анкетирование, беседа); наблюдение (прямое, косвенное, включенное); экспериментальные методы (констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента); изучение и обобщение педагогического опыта.
База исследования: государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы СОШ № 125.
Основные этапы исследования: Исследование проводилось с 2012 по 2013 год и включало в себя три этапа:
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научно-педагогические представления о значимости пословиц и поговорок в учебной деятельности учащихся начальной школы.
Практическая значимость исследования. Материалы могут быть использованы в дальнейшей научной работе по данной проблематике; учителями начальной школы образовательных учреждений в практической деятельности, студентами при прохождении психолого-педагогической практики, подготовке к семинарским и практическим занятиям.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в различных видах педагогической деятельности учителей ГБОУ города Москвы Сош № 125.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Список литературы состоит из 33 источников.
Глава I. Теоретические аспекты в формировании аксиологической культуры личности
Образование является основным каналом приобщения к ценностям культуры.
Для исследования проблемы формирования аксиологических основ личности необходимо проанализировать содержательные основы категорий «культура», аксиологическая культура», "аксиологическая культура личности", а также рассмотреть сущностные особенности понятия «личность» и педагогические аспекты становления ее сущностных качеств.
В настоящее время само понятие «культура» имеет множество интерпретаций, определяемых концептуальными направлениями научно-исследовательского поиска. Так, для аксиологической концепции культура — это явление, отражающее духовную природу человека в совокупности ее базовых ценностей и нравственных норм. Деятельностная концепция видит в культуре проявление активной, разумной и созидательной природы человека, высший уровень овладения им какой-либо областью деятельности (культура умственного труда, культура речи, эстетическая культура и пр.). Личностная концепция представляет культуру в аспекте актуализации социальной природы человека: как способ пребывания личности в социальном пространстве и времени, систему ее качеств и характеристик, необходимых для реализации отношений человека к природе, обществу, своим телесным и духовным потребностям. Семиотическая концепция трактует культуру как систему знаков для передачи и хранения информации. В cоциологизаторской концепции культура характеризует определенную историческую эпоху, ступень развития конкретного социума. Для суммативной концепции культура - сумма продуктов деятельности и общения людей, область технических и социальных достижений, накопленных человечеством в процессе его прогрессивного развития. Эвристическая концепция акцентирует креативную природу деятельности человека в космопланетарном, биосоциальном и культурно-историческом аспектах [33, С.1-2].
Постичь и определить феномен культуры человек пытался издавна. Уже в древнейшем из языков - санскрите - имеется родственное культуре слово, смысл которого – «просвещение». В латыни термин «культура» более многозначен. Он означает «возделывание», «обрабатывание, уход», «образование, развитие», «почитание» [15,С.111]. Для древности культура – это, прежде всего, однонаправленный процесс передачи и воспроизводства знаний, нравственных установок, смыслов, опыта от одного поколения к другому, являющийся атрибутивным условием жизни человека в обществе. Такое понимание сущности культуры во многом сохраняется и в современной науке.
Разнообразные культуроведческие концепции сходятся в том, что культура отличает человека от других живых существ. Именно в культуре происходит социальное наследование, связь поколений, сохранение и развитие этноса. Культура позволяет индивидам более или менее одинаково постигать окружающий мир, совершать понятные другим поступки и адекватно относиться друг к другу [19,С.50-51].
Важнейшей для определения сущности рассматриваемого феномена является плоскость мировоззренческого соотношения культуры и природы. Существует точка зрения, противопоставляющая их друг другу вплоть до антагонизма. Такой позиции придерживался, например, Л.Н. Толстой, для которого природа - это гармония красоты, а культура — «пошлое людское произведение» [28,С.67]. Другие мыслители видят в культуре продолжение природы, рассматривают ее возникновение как результат целостного развития человеческого сообщества. Например, В.И. Вернадский рассматривал культуру как естественное проявление жизни, а не как что-то чуждое природным явлениям [9]. П.А. Флоренский утверждал, что культура органично включает в себя природу и потому «растит и питает» человека [30,С.246-253]. У современных исследователей мы можем встретить похожие взгляды. Н.З. Чавчавадзе считает, что человеческая энергия культуры проистекает из природы [31]. Подобной позиции придерживался Д.С. Лихачев. Он рассматривал человека и природу как две различные со-культуры, которые не могут существовать раздельно и взаимно обусловливают бытие друг друга. Каждая из них - плод исторического развития [18].
Культура рассматривается как весьма специфическая и самоценная сфера человеческого бытия. При этом подчеркивается особая роль, которая принадлежит в процессе создания культуры выдающимся личностям [19]. С этой точки зрения культура как элитарная деятельность возникла в человеческом сообществе для удовлетворения потребности людей иметь ориентиры надежности принятых решений. Такие ориентиры давали сначала маги и колдуны, затем - герои, представители искусства, ученые. В роли ориентиров выступали также талисманы, заклинания, ритуалы, предания, легенды, мифы. Следует отметить, что данные составляющие лежат в основе любой культуры.
Существует тенденция понимать под культурой все содержание жизни, которое характерно для человечества в целом, конкретных сообществ людей (народов и стран, производственных и неформальных объединений и пр.), для каждого человека – взрослого и ребенка [19].
Таким образом, феномен человеческой культуры представляет собой многосоставную, многослойную целостность, проявляющуюся как на уровне культуры человечества, так и на уровне культуры общества и отдельного человека.