Экспериментальное исследование формирования аксиологической культуры младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Теоретически обосновать и практически проверить педагогические условия формирования аксиологической культуры младших школьников.
Объект исследования: аксиологическая культура как личностное качество младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования аксиологической культуры младших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...

Глава I. Теоретические аспекты в формировании аксиологической культуры личности…………………………….

1.1 Формирование аксиологической культуры личности как психолого-педагогическая проблема…………………..….

1.2 Сущностные особенности формирования аксиологической культуры младших школьников ……………………………

1
1.3 Возможности пословиц и поговорок в формировании аксиологической культуры первоклассников.…….……….

Глава II. Экспериментальное исследование формирования аксиологической культуры младших школьников………………

2.1 Актуализация аксиологической культуры в учебной деятельности младших школьников....…….………………

2.2 Творческое взаимодействие в системе «учитель-ребенок-родитель»..............................................................................

2.3 Программа «Пословицы и поговорки в формировании культуры младших школьников»……................................

Заключение………………………………………………………….....

Список литературы……………………………………….….............

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

Педагогика непосредственно и наиболее тесно связана с последним. Педагогическая наука традиционно вычленяет в целостной культуре учащегося, школьника, студента такие составляющие, как умственная, эстетическая, нравственная, правовая, физическая,

экологическая, экономическая и другие, рассматривая полифункциональную сложность человеческой культуры преимущественно в аспекте ее всестороннего формирования.

Если придерживаться взглядов уральской школы философов-культурологов (В.Л. Бенин, Л.Н. Коган и др.), то существует столько видов культуры, сколько видов человеческой деятельности [4;13].

Наряду с приведенным выше «вертикальным» (компонентным) подходом к построению индивидуальной культуры, выделяются и «горизонтальные слои» культуры конкретного человека как интегрированного комплекса, состоящего из трех пластов: информационного, технологического, аксиологического [19,С.54].

Информационный пласт культуры возникает в процессе усвоения знаний, базовых для человечества, конкретного общества, этноса, группы людей. Системообразующими элементами здесь являются антропологические знания, представления о себе как личности, индивидуальности, субъекте деятельности.

Технологический пласт культуры образуется в процессе овладения обучающимся совокупностью операциональных и интеллектуальных умений и навыков, которые обеспечивают высокое качество индивидуальной деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом, окружающими людьми, самим человеком.

Аксиологический пласт культуры связан с процессами интериоризации личностью традиционных и актуальных общечеловеческих и групповых ценностей.

Обозначенные составляющие культуры не только не существуют друг без друга, но и невозможны в чистом виде, поскольку приобретаемые знания тесно связаны с умениями и навыками, а успешность овладения и теми и другими обеспечивается мотивацией и характером ценностных ориентаций человека.

Культура понимается нами как специфический человеческий способ деятельности, совокупность объектов и норм, созданных людьми в дополнение к природным, сложная система хранения и передачи информации, полисемантическая структура, сущностно связанная с образованием как основополагающим фактором восхождения человека к своему культурному, собственно человеческому облику.

Ещё Х.Г.Гадамер указывал на то, что образование теснейшим образом связано с понятием культуры и означает специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей индивида [29,С.196]. Н.В.Бордовская считает, что результатом образования человека выступает культура как способ его творческой самореализации и осмысления, сплачивающий людей в некоторое сообщество: нацию, религиозную или профессиональную группу и т.д. [7,С.78].

С.И. Гессен обратил внимание на интегративную суть взаимосвязи образования и культуры [11]. Б.М. Бим-Бад подчеркивает, что образование – это и есть становление, совершенствование образа человеческого, процесс выявления в человеке образа творца, прежде всего – творца добра [6,С.5].

Идея проектирования образования, ориентированного на развитие человека как субъекта культуры, в качестве методологической основы опирается на теорию, в которой культура предстает как антропологический феномен. В свете диалоговой концепции М.М. Бахтина культура существует как общение, диалог, форма свободного выбора личностью смыслов своей жизни и принятия ответственности за свой поступок [7,С.255-256]. При этом гарантом культуры выступает сам человек, являющийся ее творцом.

В каком бы аспекте мы ни анализировали культуру, мы везде обнаружим присутствие человека. Культура для человека - не собрание ценностей, не свод созданных когда-то знаний, правил, норм, технологий, который должен быть воспринят, а сфера активной деятельности в жизненном пространстве. Культура, по выражению С.Ю. Степанова, есть «неисчерпаемый резервуар судеб, прецедентов». Осмысляя их, человек придает духовный смысл своей деятельности и творит свою жизнь [25,С.5-14]. Культурное становление человека – это процесс качественного развития его знаний, убеждений, способностей, чувств, норм деятельности и поведения [20].

В концепции человека, развиваемой русскими философами Н.А. Бердяевым, Н.О. Лосским, П.Ф. Флоренским, человек предстает как эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность.

Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее. Из этих положений вытекает вывод о том, что культурная сущность человека является системообразующим компонентом его целостности.

Е.В. Бондаревская, опираясь на эти положения, считает возможным в качестве глобальной цели современного образования рассматривать человека культуры. Это означает такой тип личности, ядром которого являются субъективные свойства, определяющие меру личностной свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества [21,С.232].

Проблема формирования и развития духовно-нравственных ценностей в разные периоды являлась объектом исследований. Классики отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.) рассматривают роль и место ценностей в различных аспектах изучения свойств личности, выделяя направленность в качестве ее доминантной характеристики. Именно в направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности. Поэтому психологами чаще всего используется понятие ценностные ориентации, под которыми понимают направленность личности на определенные ценности.

Проблема духовно-нравственных ценностей получила свое развитие в разных отраслях научного знания и рассматривалась с различных теоретико-методологических позиций. Современные идеи зарубежной и отечественной гуманистической педагогики предполагают воспитание у ребенка позитивного отношения к себе и к миру, к ценности жизни. Ценностное отношение к жизни понимается как осознание ее значимости, восприятие ее как дара, переживания счастья от каждого дня. Это ценностное отношение порождает целый круг других ценностных отношений: к семье, к природе, к человеку, к культуре и другим общечеловеческим ценностям. Осознание ценности жизни даёт возможность понять уникальность каждого человека.

Однако, исходя из психолого-педагогических целей, наиболее интегральным является понимание ценностей, предложенное

И.Д. Бехом, согласно которому, ценности — все то, что ценит личность, что является для нее значимым и важным, т. е. ее осознанные смысловые образования. Кроме того, личность — непре­рывно развивающая система, соотношения между этими смысловыми образованиями нестабильные, они взаимовлияют, взаимодополняют, взаимозаменяют друг друга.

Формирование ценностных ориентаций учащихся, системы их установок и убеждений не может происходить с помощью авторитарного навязывания мнения педагога, оно должно строиться на взаимном сотрудничестве и заинтересованности общим делом. В связи с этим в работе Н.А. Асташовой рассматривается полный цикл формирования ценностных ориентаций, который включает в себя следующие этапы: предъявление ценностей воспитаннику; осознание ценностных ориентаций личностью; принятие ценностных ориентаций; реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении; закрепление ценностных ориентаций в направленности личности и перевод ее в статус качества личности, т. е. в своего рода потенциальное состояние; актуализация потенциальных ценностных ориентаций, заключающихся в качествах личности педагога [1, C. 8—13].

В.И. Смирнов объясняет понятие "развитие" как процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере, обусловленный влиянием внешних (природная и социальная сфера, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (объективное, стихийное влияние среды) факторов; "формирование" – как процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитание) [24,С.91].

А.М. Столяренко акцентирует внимание на "формировании", подразумевает содержательное обогащение его, сопровождающееся оформлением, возникновением и изменением внешне проявляющихся особенностей [26,С.151-152].

 

1.2 Сущностные особенности формирования аксиологической культуры  младших школьников

Важной социально-психологической особенностью младшего школьника можно считать динамичность нравственных представлений. Поэтому для принятия ценностей младшим школьником необходимо создание единого системно-деятельностного пространства для духовно-нравственного развития ребенка, важна системная организация различных видов нравственно-ориентированной деятельности в образовательном учреждении, т.е. создание воспитывающей нравственно и ценностно-ориентированной среды образовательного учреждения.

Работа по воспитанию у младших школьников ценностного отношения к жизни требует особой осознанности и ответственности, владения формами деятельности и является одним из основополагающих направлений в работе современного педагога, которому дана возможность самому моделировать и реализовывать воспитательную деятельность, адекватную природе детства, национальным и культурным традициям.

Младший школьный возраст в жизни ученика является началом важного и ответственного периода развития нравственных качеств, можно говорить о создании основы ценностно-смысловой сферы личности. В сознании младшего школьника начинает формироваться система ценностей, которым он следует. Именно в шесть-семь лет процесс формирования ценностных ориентаций происходит наиболее динамично. Следует отметить, что на выбор ценностей младшими школьником и в первую очередь влияет мнение, выбор взрослого, их собственный социально-нравственный опыт, примеры из художественной литературы, кинофильмов, телепередач, мнение и выбор детского сообщества, близких друзей.

Чрезвычайно важно то, что современный процесс воспитания и социализации полисубъектен, семья и школа утратили монополию на воспитание и социализацию ребенка. На младшего школьника оказывают мощное воспитывающее и социализирующее влияние (не всегда позитивное) СМИ, Интернет, телевидение, иные источники информации, религиозные и общественные организации, молодежные сообщества и т. д. Уже в младшем школьном возрасте растущий человек тем или иным образом включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Поэтому первостепенная задача педагога, родителей — не просто дать набор ценностей, а помочь ребенку их осмыслить, принять основные (общечеловеческие) как собственные жизненные регуляторы и научиться использовать их практически. По мнению Б. Братуся, ценности — осознанные, отрефлексированные самые общие смысловые образования человека, которые влияют на его жизнедеятельность, детерминируя поведение и отношение к окружающим. Для становления положительного отношения к ценностям необходим опыт их эмоционального переживания и рефлексии, потому что знание общественных норм и ценностей не является гарантией того, что человек готов им добровольно следовать в различных обстоятельствах жизни. В школе такой опыт переживания может возникнуть у учащегося в процессе взаимодействия:

  • с педагогом— приобретение школьником социального знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. д.);
  • с дружественной детской средой (коллективом) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
  • с социальными субъектами — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

В начальной школе первичным условием воспитательного воздействия становится приобретение ребенком социального знания через практику конкретных человеческих отношений и поступков. Общение со взрослыми и сверстниками способствует формированию морально-этических качеств личности. Ребенок усваивает общественно значимые критерии оценок поступков и качеств людей, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности, приобретает опыт самостоятельного решения этических проблем. Именно поэтому общение между детьми одного возраста является важным психологическим условием развития нравственного сознания ребенка. Отсутствие или дефицит такого общения может осложнить формирование его нравственной сферы, замедлить накопление багажа морально-этических понятий и представлений.

Значительные перемены, вызванные ходом общего развития младшего школьника, изменения его образа жизни, некоторых целей, возникающих перед ним, приводят к тому, что становится иной его эмоциональная жизнь. У младшего школьника появляются новые переживания, расширяется круг жизненных целей, рождается новое эмоциональное отношение к окружающей действительности. В этот период на фоне эмоционально-ориентировочных переживаний у детей появляется внутренняя ориентация на деятельность, формируется положительное или отрицательное отношение к базовым общественным ценностям.

 

1.3 Возможности пословиц и поговорок в формировании аксиологической культуры первоклассников

Тексты фольклорного происхождения в наиболее чистом виде дают представление о народном видении мира, человеческого бытия в нём, об организации отношений между людьми. Авторитетность фольклорных текстов базируется на национальном самосознании, и на неё никто посягнуть не может. («Глас народа – глас Божий»).

Особенно значимыми в этом отношении представляются пословицы, в краткой афористической форме передающие точку зрения народа на основные вопросы бытия. «Учёные – паремиологи неоднократно отмечали, что пословицы, вступая во взаимосвязь друг с другом в тематическом и в семантическом плане, образуют сложно организованное многомерное пространство». [16, C.109].

Информация о работе Экспериментальное исследование формирования аксиологической культуры младших школьников