Экспериментальное исследование проблемы формирования знаний о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности формирования представлений о величине предметов у ребенка среднего дошкольного возраста.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Анализ психолого-педагогических исследований по формированию знаний о величине детей дошкольного возраста.
2. Выявление особенностей формирования знаний о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста.
3. Изучение уровня сформированности знаний о величине предметов у дошкольников средней группы ДОУ.
4. Организация процесса формирования знаний о величине у дошкольников среднего возраста.
5. Изучение динамики знаний о величине у среднего возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о величине у детей дошкольного возраста.
1.1. Особенности формирования знаний о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………….6
1.2. Методика формирования представления о величине предметов у детей………………………………………………………………………………16
Выводы по первой главе………………………………………………………...25
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы формирования знаний о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста.
2.1. Выявление уровня сформированности знаний о величине предметов у дошкольников средней группы ДОУ…………………………………………..26
2.2. Организация процесса формирования знаний о величине у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………...29
2.3. Динамика знаний о величине у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...34
Выводы по второй главе………………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы ……………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

особенности познания величины.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

 Остальные дети (Катя К., Уля  Г., Соня Р., Таня К.) вяло реагировали  на предложенные игровые занятия.

 

 2.3. Динамика развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста

 

Целью данного этапа было выявление динамики развития уровня развития представлений о величине у детей среднего  дошкольного возраста.

Для этого мы повторно провели диагностику сформированности представлений о величине  у дошкольников.

В результате эксперимента мы выявили положительную динамику в развитии представлений о величине у некоторых детей, например, Катя К. поднялась на высокий уровень развития со среднего, а Соня Р. с низкого перешла на средний. Конечно, часть детей, принимавших участие осталась на прежнем уровне развития, но это объясняется тем, что на проведение коррекционно-развивающей работы было отведено малое количество времени.    

Результаты диагностики представлены в таблице

Таблица 3.

Сводная таблица уровня сформированности представлений о величине детей среднего дошкольного возраста

Уровень развития

Количество испытуемых %

Высокий

30

Средний

60

Низкий

10


 

На основе результатов констатирующего и контрольно-оценочного этапов экспериментального исследования мы сможем составить сводную таблицу результатов.

 

 

Таблица 4.

Сравнительная таблица результатов развития представлений о величине детей среднего дошкольного возраста

Уровень развития

Констатирующий

Контр.-оценоч.

Высокий

15

30

Средний

65

60

Низкий

25

10


 

 

Сравнительная характеристика развития представлений о величине предметов отражена в гистограмме

Показатели

1) развитие глазомера,

2) эрудиция

3) определение размера предмета,

4) развитие представлений о ширине, длине, высоте предмета

5) общая оценка развития представлений  о величине 

 

 

 

 

Вишневый – до коррекции

 Синий – после коррекции

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

В ходе экспериментального исследования мы разработали систему диагностических методик и апробировали ее на этапе констатирующего эксперимента с целью выявить уровень сформированности представлений о величине. На основе данного обследования мы выявили, что общий показатель по группе составляют дети, которые находятся на среднем уровне развития представлений о величине.

Мы посчитали необходимым разработать и апробировать серию коррекционно-развивающих занятий, которые бы способствовали повышению уровня развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста.

Для подтверждения эффективности нашей развивающей работы мы провели повторное обследование, в ходе которого мы наблюдали положительную динамику развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На первом этапе нашего исследования мы решили задачи теоретического плана и сделали ряд выводов:

Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в  школе соответствующего раздела  математики.

Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой — опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слова, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза и др.

Исходя из особенностей детских представлений о величине предметов, педагогическая работа строится в определенной последовательности.

 Мы обосновали методические  рекомендации по построению занятий, посвященных формированию представлений  о величине у детей среднего  дошкольного возраста в концепциях  отечественных педагогов, таких как Щербакова Е.Н., Леушина А. М., Столяр А.А. 

В ходе экспериментального исследования мы разработали систему диагностических методик и апробировали ее на этапе констатирующего эксперимента с целью выявить уровень сформированности представлений о величине.

На основе данного обследования мы выявили, что общий показатель по группе составляют дети, которые находятся на среднем уровне развития представлений о величине.

Мы посчитали необходимым разработать и апробировать серию коррекционно-развивающих занятий, которые бы способствовали повышению уровня развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста.

Для подтверждения эффективности нашей развивающей работы мы провели повторное обследование, в ходе которого мы наблюдали положительную динамику развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста.

 Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.

Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в  школе соответствующего раздела  математики.

Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием — важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом процессе участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов. Восприятие величины (как и других свойств предметов) происходит путем установления сложных систем внутрианялизаторных и межанализаторных связей.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. — М., 1982.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.

3. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. — М., 1997.

4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/Под ред. ЛАВенгера. — М., 1978.

5. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. — М, 1978.

 6. Ерофеева Т.И.кдр. Математика для дошкольников. — М.,1994.

 7. Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. — М., 1995. 8. Корнеева Г.А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников // Вопр. психологии. — 1978. — № 2.

9. Леушина A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — М., 1974.

10. Математическая подготовка детей в дошкольном учреждении / Под ред. В.В Даниловой. — М., 1988.

11. Мегплина Л. С. Математика в детском саду. — М., 1984. Минский ЕМ. От игры к знаниям. — М., 1982.

12. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. — М., 1985.

13. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1—3 классах. - М., 1978.

14. Непомнящая Н.И. Психологический анализ обучения детей 3—7 лет (не материале математики). — М., 1983.

15. Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте (на материале овладения действиями пространственного моделирования) / Под ред. Л.А.Венгера. — М., 1980.

 

Приложение 1

Методика по изучению элементарных математических представлений

Испытуемым предлагалось выполнить 4 задания на:

- сравнение по принципу парности: ребенку предлагают кольца разного  цвета и разные по величине  и предлагают назвать чем они отличаются.

- подбор похожих по величине  фигур (перед ребенком раскладываются  разные игрушки большие и маленькие. Предлагается в одну кучку  собрать все маленькие игрушки, в другую все большие.

- определение размера предметов  на глаз, развития глазомера (Детям предлагается определить, где чей домик: например, маленький для мышки, большой для мишки и.т.п.).

- развитие представлений о размере (шире – уже, выше - ниже)  - детям  предлагаются полоски разные  по ширине, а также кубики разные  по высоте  предлагается сказать в чем их отличие). 

За каждое задание ребенку проставлялись баллы. На основе количественной  обработки результатов мы выделили уровни развития представлений о величине:

- высокий – 60 баллов.

- средний 35-50 баллов;

- низкий – менее 35.

 

 

 

 


 



Информация о работе Экспериментальное исследование проблемы формирования знаний о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста