Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 11:16, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности формирования представлений о величине предметов у ребенка среднего дошкольного возраста.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Анализ психолого-педагогических исследований по формированию знаний о величине детей дошкольного возраста.
2. Выявление особенностей формирования знаний о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста.
3. Изучение уровня сформированности знаний о величине предметов у дошкольников средней группы ДОУ.
4. Организация процесса формирования знаний о величине у дошкольников среднего возраста.
5. Изучение динамики знаний о величине у среднего возраста.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о величине у детей дошкольного возраста.
1.1. Особенности формирования знаний о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………….6
1.2. Методика формирования представления о величине предметов у детей………………………………………………………………………………16
Выводы по первой главе………………………………………………………...25
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы формирования знаний о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста.
2.1. Выявление уровня сформированности знаний о величине предметов у дошкольников средней группы ДОУ…………………………………………..26
2.2. Организация процесса формирования знаний о величине у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………...29
2.3. Динамика знаний о величине у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...34
Выводы по второй главе………………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы ……………………………………………………………...39
Остальные дети (Катя К., Уля
Г., Соня Р., Таня К.) вяло реагировали
на предложенные игровые
2.3. Динамика развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста
Целью данного этапа было выявление динамики развития уровня развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста.
Для этого мы повторно провели диагностику сформированности представлений о величине у дошкольников.
В результате эксперимента мы выявили положительную динамику в развитии представлений о величине у некоторых детей, например, Катя К. поднялась на высокий уровень развития со среднего, а Соня Р. с низкого перешла на средний. Конечно, часть детей, принимавших участие осталась на прежнем уровне развития, но это объясняется тем, что на проведение коррекционно-развивающей работы было отведено малое количество времени.
Результаты диагностики представлены в таблице
Таблица 3.
Сводная таблица уровня сформированности представлений о величине детей среднего дошкольного возраста
Уровень развития |
Количество испытуемых % |
Высокий |
30 |
Средний |
60 |
Низкий |
10 |
На основе результатов констатирующего и контрольно-оценочного этапов экспериментального исследования мы сможем составить сводную таблицу результатов.
Таблица 4.
Сравнительная таблица результатов развития представлений о величине детей среднего дошкольного возраста
Уровень развития |
Констатирующий |
Контр.-оценоч. |
Высокий |
15 |
30 |
Средний |
65 |
60 |
Низкий |
25 |
10 |
Сравнительная характеристика развития представлений о величине предметов отражена в гистограмме
Показатели
1) развитие глазомера,
2) эрудиция
3) определение размера предмета,
4) развитие представлений о ширин
5) общая оценка развития
Вишневый – до коррекции
Синий – после коррекции
.
Выводы по второй главе
В ходе экспериментального исследования мы разработали систему диагностических методик и апробировали ее на этапе констатирующего эксперимента с целью выявить уровень сформированности представлений о величине. На основе данного обследования мы выявили, что общий показатель по группе составляют дети, которые находятся на среднем уровне развития представлений о величине.
Мы посчитали необходимым разработать и апробировать серию коррекционно-развивающих занятий, которые бы способствовали повышению уровня развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста.
Для подтверждения эффективности нашей развивающей работы мы провели повторное обследование, в ходе которого мы наблюдали положительную динамику развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста.
Заключение
На первом этапе нашего исследования мы решили задачи теоретического плана и сделали ряд выводов:
Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.
Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой — опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слова, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза и др.
Исходя из особенностей детских представлений о величине предметов, педагогическая работа строится в определенной последовательности.
Мы обосновали методические
рекомендации по построению
В ходе экспериментального исследования мы разработали систему диагностических методик и апробировали ее на этапе констатирующего эксперимента с целью выявить уровень сформированности представлений о величине.
На основе данного обследования мы выявили, что общий показатель по группе составляют дети, которые находятся на среднем уровне развития представлений о величине.
Мы посчитали необходимым разработать и апробировать серию коррекционно-развивающих занятий, которые бы способствовали повышению уровня развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста.
Для подтверждения эффективности нашей развивающей работы мы провели повторное обследование, в ходе которого мы наблюдали положительную динамику развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста.
Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.
Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием — важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом процессе участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов. Восприятие величины (как и других свойств предметов) происходит путем установления сложных систем внутрианялизаторных и межанализаторных связей.
Список литературы
1. Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. — М., 1982.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.
3. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. — М., 1997.
4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/Под ред. ЛАВенгера. — М., 1978.
5. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. — М, 1978.
6. Ерофеева Т.И.кдр. Математика для дошкольников. — М.,1994.
7. Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. — М., 1995. 8. Корнеева Г.А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников // Вопр. психологии. — 1978. — № 2.
9. Леушина A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — М., 1974.
10. Математическая подготовка детей в дошкольном учреждении / Под ред. В.В Даниловой. — М., 1988.
11. Мегплина Л. С. Математика в детском саду. — М., 1984. Минский ЕМ. От игры к знаниям. — М., 1982.
12. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. — М., 1985.
13. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1—3 классах. - М., 1978.
14. Непомнящая Н.И. Психологический анализ обучения детей 3—7 лет (не материале математики). — М., 1983.
15. Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте (на материале овладения действиями пространственного моделирования) / Под ред. Л.А.Венгера. — М., 1980.
Приложение 1
Методика по изучению элементарных математических представлений
Испытуемым предлагалось выполнить 4 задания на:
- сравнение по принципу
- подбор похожих по величине
фигур (перед ребенком
- определение размера предметов на глаз, развития глазомера (Детям предлагается определить, где чей домик: например, маленький для мышки, большой для мишки и.т.п.).
- развитие представлений о
За каждое задание ребенку проставлялись баллы. На основе количественной обработки результатов мы выделили уровни развития представлений о величине:
- высокий – 60 баллов.
- средний 35-50 баллов;
- низкий – менее 35.