Экспериментальное исследование развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения счетной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы стало определение особенностей развития речи у старших дошкольников с ОНР посредством счетной деятельности.
Объект исследования: развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством счетной деятельности.
Предмет исследования: процесс развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что счетная деятельность оказывает положительное влияние на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Современное состояние проблемы развития речи детей с ОНР III уровня……………………………………………………………………………6
1.2 Счетная деятельность и ее значение в развитии детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………10
Глава 2. Экспериментальное исследование развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения счетной деятельности
2.1 Выявление первоначального уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….12
2.2 Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством счетной деятельности………...………………………………………………….23
2.3 Анализ полученных результатов………………………………………….32
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

курсовая счетная деятельность.docx

— 80.54 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

 

Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования

1.1 Современное состояние  проблемы развития речи детей  с ОНР III уровня……………………………………………………………………………6

1.2 Счетная деятельность  и ее значение в развитии  детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………10

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения счетной деятельности

2.1 Выявление первоначального  уровня развития речи детей  старшего дошкольного возраста………………………………………………………….12

2.2 Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством счетной деятельности………...………………………………………………….23

2.3 Анализ полученных результатов………………………………………….32

 

Заключение………………………………………………………………………35

Список литературы…………………………………………………………….37

Приложения…………………………………………………………………….39

 

 

 

 

 

Введение

 

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие  возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды  и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и  становление речи природа отводит  человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные  условия для развития устной речи, закладывается фундамент для  письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового  ребёнка.

Всякая задержка, любое  нарушение в ходе развития речи ребёнка  отражаются на его деятельности и  поведении. Плохоговорящие дети, начиная  осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми.

В целом уровень речевого развития современных детей - дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный. Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении  детей в школу. Здесь выявляются серьёзные речевые проблемы, которые  тормозят Процесс обучения, являются причинами дисграфии и дислексии. По данным исследователей, в некоторых  первых классах насчитывается до 85- 90% детей с различными речевыми отставаниями и патологией. Такое  положение дел привело к тому, что многие школы вынуждены привлекать к работе с детьми начального звена  специалистов-логопедов. Однако наблюдения за работой логопедов в школах, беседы с ними показали, что исправить  многие обнаруженные дефекты речи в  этом возрасте очень сложно, а иногда и невозможно. Это происходит потому, что многие речевые дефекты детей  не были своевременно выявлены, окончательно сформировались и закрепились на уровне связи в коре головного  мозга. К тому же исправление «застарелых» дефектов устной речи происходит на фоне интенсивного обучения детей письменной речи (чтению и письму).

С точки зрения речевой  патологии одним из наиболее распространённых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР). Изучая отклонения речевого развития у детей с нормальным слухом и интеллектом, профессор  Р.Е.Левина впервые выделила и описала  особую категорию детей с проявлениями системной несформированности всех языковых структур (фонетики, грамматики, лексики), которую и обозначила термином «общее недоразвитие речи».

Проблема развития лексики  у старших дошкольников актуальна  тем, что сформированность этого  компонента структуры языка является необходимой при поступлении  в первый класс массовой школы. Так  как уже установлено, что нарушения  письма и чтения у детей чаще всего  появляются в результате общего недоразвития всех компонентов языка. Дисграфия  и дислексия возникают, как правило, у детей с III уровнем речевого недоразвития.

Целью данной работы стало определение особенностей развития речи у старших дошкольников с ОНР посредством счетной деятельности.

Объект исследования: развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством счетной деятельности.

Предмет исследования: процесс развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что счетная деятельность оказывает положительное влияние на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи:

Изучить современное состояние  проблемы развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в психологической и дефектологической науке и практике.

Разработать систему работы по развитию речи посредством счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Методологической  основой исследования явились основные положения диалектического материализма (закономерность перехода количественных изменений в качественные, принцип развития, принцип детерменизма и др.), принципиальные теоретические позиции изложенные в трудах Л.С. Выготского (теория культурно-исторического происхождения высших психических функций, теория общности законов развития психических процессов у детей, развивающихся в норме и с нарушениями), А.Н. Леонтьева (деятельностная теория), А.В. Запорожца, Л.А. Венгера (положение о специфике дошкольного возраста).

Методы исследования:

анализ и обобщение  психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

наблюдение;

психолого-педагогический эксперимент;

методы количественной и  качественной обработки данных.

 

Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования

 

1.1 Современное  состояние проблемы развития  речи детей с ОНР III уровня

 

Слово является основной единицей языка. Выступая изолированно, оно выполняет, прежде всего, номинативную функцию -- называет конкретные предметы, действия, признаки, чувства человека, общественные явления и отвлечённые понятия.

Организуясь грамматически  в предложениях, слово оказывается  тем строительным материалом, с помощью  которого речь приобретает возможность  выполнять коммуникативную роль.

Л.С.Выготский определял  слово как единицу не только речи, но и мышления. Обосновывая данный тезис, он ссылался на то, что значение слова есть обобщение, понятие. В  свою очередь всякое обобщение не что иное, как акт мысли. Таким  образом, в слове представлено единство мышления и речи.

Рассматривая взаимодействие данных психических процессов, Л.С.Выготский  отмечал, что «мысль не выражается, но совершается в слове», т.е. мысль  развивается, совершенствуется только тогда, когда облекается в слова. Это даёт право утверждать, что  слово выполняет и когнитивную (познавательную) функцию, так как  развитие словаря ведёт к формированию не только мышления, но и других психических  процессов.

Вот почему работа над словом имеет серьёзное значение для  коррекции развития психики детей  с нарушениями речи, для более  успешного включения их в сферу  общения с окружающими.

В психолого - педагогических работах Т.А. Алтуховой, Г.В.Бабиной, Т.Д.Барминковой, Ю.И.Бернадского, В.К.Воробьёвой, О.Е.Грибовой, Н.С.Жуковой, А.С.Завгородней, В.А.Ковшикова, Р.Е.Левиной, Н.А.Никашиной, Л.Ф.Спировой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской и других даётся описание особенностей и своеобразия словаря детей с различными речевыми нарушениями.

Наряду с выявленными  особенностями развития лексической  системы в этих работах обращено большое внимание на своеобразие  развития психических процессов  у детей с ОНР. Отмечаются недостаточная  устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной логической памяти снижена вербальная, страдает продуктивность запоминания.

Также авторами отмечается низкая активность познавательной деятельности, быстрая утомляемость, недостаточная  работоспособность на занятиях, малая  инициативность в игровой деятельности детей с общим недоразвитием  речи.

Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения  мыслительными операциями, дети отстают  в развитии словеснологического  мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Анализ развития детей  старшего дошкольного возраста с  общим недоразвитием речи (III уровня) свидетельствует о существенных отклонениях от нормально развивающихся  сверстников их словарного запаса, как в количественном, так и  в качественном плане (Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, Н.В.Симонова, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др.). Дети используют в активной речи общеизвестные, часто  употребляемые в обиходе слова  и словосочетания. Особенности лексики, как правило, проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из словарного запаса и правильно  употребить в речи слова, наиболее точно  выражающие смысл высказывания, в  несовершенстве поиска номинативных единиц. Владея крайне ограниченным словарным  запасом, ребёнок не понимает значений некоторых даже самых простых  слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает. В связи с  этим встаёт важная задача накопления, обогащения, уточнения словарного запаса старших дошкольников.

В работе Н.В.Серебряковой продуктивно  использован психолингвистический подход при изучении лексики детей, который дал возможность выявить  наиболее отчётливо качественные особенности  словаря, основные трудности детей  в дифференцировании значений слов. Установлено, что наиболее существенными  и выраженными признаками недоразвития лексики у данного контингента  детей является недостаточная сформированность структуры значения слова, несоответствующий  возрасту уровень организации семантических  полей, несовершенство процесса поиска слова. Автором разработана система  приёмов логопедической работы по формированию лексики детей.

Когнитивный аспект усвоения лексических значений разработан в  диссертационной работе Т.В. Тумановой. Выявлены особенности формирования дограмматических обобщений дошкольников с общим недоразвитием речи. На основе проведённого исследования автором  обоснована ведущая причина трудностей овладения словообразовательными  операциями: фактор несформированности «нервной перестройки», обеспечивающей переход от элементарного иконического кода, лежащего в основе усвоения лексического значения, к коду дискретному, дающему  возможность вычленить из общего звукового потока морфему как  отдельный знак, а от него к особому  коду речедвижения, обеспечивающему  нормативное произнесение производного слова. Показано, что несформированность словообразовательных операций и обеспечивающих их механизмов приводит, с одной  стороны, к неполноценной речевой  коммуникации, а с другой - ограничивает когнитивные возможности детей, необходимые для развития «языковой  компетентности».

На основе психолингвистического  подхода В.А.Гончарова провела  сравнительный качественный анализ нарушений лексики и динамики её формирования у дошкольников 5-7 лет  с речевыми нарушениями. Выявлены общие и специфические особенности различных лексических операций при продуцировании речевого высказывания у детей. Определена структура нарушений лексики у детей с речевой патологией различного генеза. Так, например, выявлено, что у детей с ОНР имеются нарушения как семантических, так и формально-знаковых операций с преобладанием нарушений семантического аспекта лексики. Особенно это затрагивает организацию семантических полей, структуры значения слова, процессы антонимии и синонимии. Автором отмечено. Что у дошкольников с ОНР лексика как система многомерных связей не сформирована. У данного контингента детей выявлена недостаточность мыслительных операций, а также низкий уровень организации семантических полей. С учётом установленных особенностей обоснованы принципы направления логопедического воздействия, а также разработаны дифференцированные методы работы по формированию лексики у дошкольников с различными речевыми нарушениями.

 

 

1.2 Счетная деятельность и ее значение в развитии детей старшего дошкольного возраста

 

Обучение детей счетной  деятельности, имеющей дело всегда с конкретными множествами (предметами, звуками, движениями), является главной  задачей обучения до школы. Счетная  деятельность составляет основу последующего обучения в школе вычислительной деятельности, имеющей дело в основном с числами и другими математическими  категориями. Развитие счетной деятельности и формирование в процессе ее некоторых  понятий теснейшим образом связано  с формированием умственной деятельности детей, с возбуждением интереса к  математике и положительного эмоционального отношения к приобретению математических знаний. Задачей методики обучения счетной деятельности является стимулирование мысли детей, сообразительности, обучение умению сосредоточенно работать.

Усвоение детьми различных  операций с множествами и счетной  деятельности, а также тех понятий, которые при этом формируются, позволяет  подвести их к усвоению нового вида деятельности — вычислительной, обучение которой в основном происходит в  школе. Однако с элементами этой деятельности следует познакомить детей уже  в подготовительной группе: это является как бы проверкой готовности детей  к усвоению арифметического материала  в школе.

В чем основное отличие  между этими двумя видами деятельности? Деятельность счета всегда имеет  дело с конкретными множествами, будь то множество вещей, звуков, движений. Элементы этих множеств осязаемы, видимы, воспринимаются различными анализаторами. На основе конкретной деятельности счета  у детей начинает формироваться  уже целая система отвлеченных (абстрактных) понятий: число, натуральный  ряд, отношения между числами (количественные и порядковые) и т. д.

Информация о работе Экспериментальное исследование развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения счетной деятельности