Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:40, курсовая работа
Целью данной работы стало определение особенностей развития речи у старших дошкольников с ОНР посредством счетной деятельности.
Объект исследования: развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством счетной деятельности.
Предмет исследования: процесс развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что счетная деятельность оказывает положительное влияние на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Современное состояние проблемы развития речи детей с ОНР III уровня……………………………………………………………………………6
1.2 Счетная деятельность и ее значение в развитии детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………10
Глава 2. Экспериментальное исследование развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения счетной деятельности
2.1 Выявление первоначального уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….12
2.2 Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством счетной деятельности………...………………………………………………….23
2.3 Анализ полученных результатов………………………………………….32
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы…………
Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек?
______________________________
Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
______________________________
Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?
______________________________
Мама вышила ковёр.
Посмотри, какой узор.
Две большие клеточки
В каждой по три веточки
Села Маша на кровать,
Хочет ветки сосчитать.
Да никак не может
Кто же ей поможет?
______________________________
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
______________________________
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
______________________________
В снег упал Серёжка,
А за ним Алешка.
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
______________________________
Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?
______________________________
Как под ёлкой встали в круг
Зайка, белка и барсук,
Встали ёжик и енот,
Лось, кабан, лиса и кот.
А последним встал медведь,
Сколько всех зверей? Ответь!
______________________________
Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое - маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?
______________________________
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не за будь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
______________________________
Скоро праздник. Новый Год,
Встанем в дружный хоровод.
Звонко песенку споем,
Всех поздравим с этим днем.
Приготовим всем подарки,
Этот праздник очень яркий.
Кате, Маше и Аленке
Мы подарим по Буренке,
А Андрюше и Витюше –
По машине и по груше.
Саша будет рад Петрушке
И большой цветной хлопушке.
Ну а Танечке - Танюше –
Бурый мишка в сером плюше.
Вы, друзья, гостей считайте
Имена их называйте.
______________________________
Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа...
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.
______________________________
В рыбьем царстве к осетру
Приплывают по утру
Три молоденькие щучки,
Чтоб ему почистить щечки,
А четыре чебака
Моют брюхо и бока.
Посчитай-ка, детвора,
Сколько слуг у осетра?
Задачи для дошкольников в стихах
______________________________
Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?
______________________________
Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?
______________________________
У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки - три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять?
______________________________
Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.
______________________________
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их?
______________________________
На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
______________________________
Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?
______________________________
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
______________________________
Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой –
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой –
Зайка косой.
Следом за ними –
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?
______________________________
Дарит бабушка лисица
Трём внучатам рукавицы:
"Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!"
______________________________
Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек,
"Приходите все на чай!"
Сколько чаек, отвечай!
______________________________
Таким образом, через данные математические задачки, дети знакомились счетом, сравнивали и обобщали предметы, выделяли сходства и различия объектов, находили и обосновывали решение к познавательным историям.
Работа на формирующем этапе проводилась согласно выдвинутой нами гипотезой.
2.3 Анализ полученных результатов
Завершающий этап нашего исследования - контрольный эксперимент, был направлен на проверку эффективности использования счетной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР ⅠⅠⅠ уровня. Занятия проводились в группе «Улыбка».
Контрольный эксперимент был проведен по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. В результате использованных методик были получены результаты, на основе которых можно судить об уровне развития речи детей с ОНР ⅠⅠⅠ уровня на контрольном этапе эксперимента. На основе данных по показателям уровня развития речи (приложение 3) на контрольном этапе эксперимента был произведен качественный и количественный анализ.
На контрольном этапе эксперимента нами получены следующие результаты:
- низкий уровень имеют 4 ребенка (20%);
- средний уровень имеют 16 детей (80%).
Представим результаты в таблице 4.
Таблица 4
Уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента в группе «Улыбка»
Уровень |
Количество | |
Человек |
% | |
Высокий |
0 |
0 |
Средний |
16 |
80 |
Низкий |
4 |
20 |
Итого |
20 |
100 |
Анализируя полученные результаты отмечаем положительный результат в развитии речи детей.
Проведем сравнительный анализ результатов развития речи детей группы «Улыбка» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (таблица 5, рисунок 5).
Таблица 5
Сравнительный анализ результатов развития речи детей группы «Улыбка» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Уровень |
Количество | |||
Констатирующий этап |
Контрольный этап | |||
Человек |
% |
Человек |
% | |
Высокий |
0 |
0 |
0 |
0 |
Средний |
4 |
20 |
16 |
80 |
Низкий |
16 |
80 |
4 |
20 |
итого |
20 |
100 |
20 |
100 |
Рисунок 5 - Сравнительный анализ результатов развития речи детей группы «Улыбка» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
В ходе эксперимента нами отмечены
положительные результаты, у детей
повысился уровень развития речи
посредством счетной
Анализируя полученные результаты, отмечаем, что счетная деятельность положительно влияет на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР, что полностью подтверждает выдвинутую нами гипотезу исследования.
Заключение
На современном этапе проблема развития речи дошкольников актуализировалась рядом причин: повысились возрастные возможности детей в усвоении, возросли требования школы к подготовке дошкольников, изменились социальные условия и отношение взрослых к воспитанию и образованию детей.
Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике, неотъемлемой частью которой является развитие речи.
На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Анализ психолого-
Проведенное нами исследование позволило определить особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста.