Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:40, курсовая работа
Целью данной работы стало определение особенностей развития речи у старших дошкольников с ОНР посредством счетной деятельности.
Объект исследования: развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством счетной деятельности.
Предмет исследования: процесс развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что счетная деятельность оказывает положительное влияние на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Современное состояние проблемы развития речи детей с ОНР III уровня……………………………………………………………………………6
1.2 Счетная деятельность и ее значение в развитии детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………10
Глава 2. Экспериментальное исследование развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения счетной деятельности
2.1 Выявление первоначального уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….12
2.2 Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством счетной деятельности………...………………………………………………….23
2.3 Анализ полученных результатов………………………………………….32
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы…………
Деятельность вычисления уже более отвлеченная, поскольку она имеет дело с числами, а число есть абстрактное понятие. Деятельность вычисления основана на различных арифметических действиях, которые тоже являются абстрактными понятиями, обобщениями соответствующих операций над множествами. Мысль учащегося по мере овладения вычислительной деятельностью все в большей степени, отрываясь от конкретного, поднимается до оперирования абстрактными понятиями, символами, формулами, схемами и т. д.
Глава 2. Экспериментальное исследование развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения счетной деятельности
2.1 Выявление первоначального уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Опытно-экспериментальная работа (ОЭР) проводилась по типу «независимого эксперимента», то есть все три её этапа «констатирующий, формирующий и контрольный» осуществлялись с одними и теми же экспериментальными группами.
Цель исследования: экспериментальным путем показать эффективность счетной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
В качестве базы нами был выбран МДОУ - центр развития «Алёнка» г. Абаза. В исследовании принимали участие две подготовительные в количестве 20 детей в каждой группе. Экспериментальная (группа «Радуга») – дети с нормальным развитием речи и контрольная (группа «Улыбка») – дети с общим недоразвитием речи III уровня.
Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
Первый этап - констатирующий - имел целью выявить у участников первоначальный уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап - формирующий был направлен на использование счетной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап - контрольный одной из задач которого являлось выявление динамики в уровне развития речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
На первом этапе нами был определен уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста по следующим методикам:
I. Исследование пассивного словаря
Цель: определить объём пассивного словаря.
Материал для исследования: сюжетные и предметные картинки. Речевой материал. Ответ ребёнка. Примечание
Инструкция: «Покажи, где нарисовано...?»
мяч
ресницы
осень
утро
Инструкция: «Покажи, кто...?»
прыгает
летает
плавает
спит
Инструкция: «Покажи, какой предмет...?»
голубой
холодный
кислый
квадратный
Критерии оценки:
4 балла - всё задание выполнено правильно.
3 балла - задание выполнено в пределах 75%.
2 балла - задание выполнено в пределах 50%
1 балл - задание выполнено в пределах 25%
0 баллов - задание не выполнено.
Максимальная оценка за задание - 4 балла.
II. Исследование активного словаря
Цель: Определить объём активного словаря.
Материал для исследования: предметные, сюжетные картинки. Речевой материал. Ответ ребёнка. Примечание
Инструкция: «Скажи, кто это?»
корова
щука
гусь
муха
Инструкция: «Скажи, кто что делает...?»
лошадь - (скачет)
птица - (летает)
рыба - (плавает)
гусеница - (ползает)
Инструкция: «Скажи, какой (-ое)?»
мяч - (круглый)
лимон - (кислый)
ёжик - (колючий)
снег - (холодный)
Критерии оценки:
4 балла - всё задание выполнено правильно.
3 балла - задание выполнено в пределах 75%.
2 балла - задание выполнено в пределах 50%
1 балл - задание выполнено в пределах 25%
0 баллов - задание не выполнено.
Максимальная оценка за задание - 4 балла.
III. Исследовании семантической структуры слова
1). Подбор синонимов к словам.
Материал для исследования: слова различных частей речи, картинки. Речевой материал. Ответ ребенка. Примечание
Инструкция: «Я буду говорить тебе слова, а ты ответь, как их можно назвать другим словам. Например, здание - дом, строение».
детвора
автомобиль
боец
доктор
огромный
радостный
торопится
поглядеть
2). Подбор антонимов к словам.
Материал для исследования: слова различных частей речи.
Речевой материал
Ответ ребёнка
Примечание
Инструкция: «Я буду говорить слово, а ты ответь наоборот».
горе
ночь
враг
поднимать
говорить
холодный
быстрый
лёгкий
Критерии оценки (для всех заданий):
4 балла - все задания выполнены правильно.
3 балла - задания выполнено в пределах 75%.
2 балла - задания выполнены в пределах 50%
1 балл - задания выполнены в пределах о 25%
0 баллов - задания выполнены в пределах 10% или не выполнены
Максимальная оценка за четыре раздела заданий - 8 баллов.
IV. Исследовании словообразования
1). Образование уменьшительно-
Материал для исследования: предметные картинки.
Речевой материал
Ответ ребёнка
Примечание
Инструкция: «Как назвать предмет, если он маленький?»
гриб
грузовик
одеяло
лиса
солнце
лист
кружка
кольцо
2). Образование относительных, притяжательных, качественных прилагательных.
Относительные прилагательные
Качественные прилагательные
Притяжательные прилагательные
Инструкция: «Если предмет сделан из....., то он какой?» Инструкция день, например, жарко?»: «Какой
если,
днем
Инструкция: « Как сказать, чьи части тела у животных?»
Речевой материал
ответ детей
Речевой материал
ответ детей
Речевой материал
ухо
нос
лапа
Мяч из резины
душно
Кошка
Суп из грибов
светит солнце
Лиса
Варенье из малины
тепло
Заяц
Стол из дерева
мороз
Лев
Дом из бумаги
дождь
Волк
Куртка из кожи
жарко
Медведь
Ложка из металла
пасмурно
Собака
Материал для обследования: слова, словосочетания, предметные картинки животных.
Критерии оценки (для всех заданий):
4 балла - все задания по словообразованию выполнены самостоятельно.
3 балла - задания по словообразованию выполнено в пределах 75%, наличие самокоррекции.
2 балла - задания по словообразованию выполнены в пределах 50%, после стимулирующей помощи.
1 балл - задания выполнены правильно в пределах 25%, после стимулирующей помощи. Большинство ответов - неверно образованная форма.
0 баллов - задания выполнены в пределах 10% или не выполнены, отказ от выполнения задания
Максимальная оценка за четыре раздела заданий - 16 баллов.
Максимальная оценка, набранная за все задания исследования словаря - 36 баллов.
Протоколы исследования представлены в приложении 1 и 2.
На данном этапе эксперимента нами выявлено в группе «Радуга» - дети с нормой развития речи высокий уровень у 16 детей (80%), средний уровень у 4 детей (20%), низкого уровня нет.
По результатам исследования на данном этапе делаем вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста с нормой развития речи имеют высокий уровень развития.
Представим данные результаты в виде таблицы и рисунка.
Таблица 1
Выявление уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента в группе «Радуга»
Уровень |
Количество | |
Человек |
% | |
Высокий |
16 |
80 |
Средний |
4 |
20 |
Низкий |
0 |
0 |
Итого |
20 |
100 |
Рисунок 1 - Выявление уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента в группе «Радуга»
Анализируя результаты, делаем вывод о том, что дети данной группы имеют довольно большой объём пассивного и активного словаря, умеют подбирать синонимы к словам, умеют образовывать уменьшительно-ласкательные слова.
В группе «Улыбка» - дети с ОНР III уровня, нами выявлено, что средний уровень имеют 4 ребенка (20%), а 16 детей (80%) имеют низкий уровень, высокий уровень отсутствует.
По результатам исследования на данном этапе делаем вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня имеют низкий уровень развития речи.
Представим данные результаты в виде таблицы и рисунка.
Таблица 1
Выявление уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента в группе «Улыбка»
Уровень |
Количество | |
Человек |
% | |
Высокий |
0 |
0 |
Средний |
4 |
20 |
Низкий |
16 |
80 |
Итого |
20 |
100 |
Рисунок 2 - Выявление уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента в группе «Улыбка»
Анализируя результаты, делаем вывод о том, что дети данной группы имеют довольно скудный объём пассивного и активного словаря, не умеют подбирать синонимы к словам, не умеют образовывать уменьшительно-ласкательные слова.
Представим сравнительный анализ результатов (таблица3, рисунок 3)
Таблица 3
Сравнительный анализ уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента в группе «Улыбка» и группе «Радуга»
Уровень |
Количество | |||
Группа «Радуга» |
Группа «Улыбка» | |||
Человек |
% |
Человек |
% | |
Высокий |
16 |
80 |
0 |
0 |
Средний |
4 |
20 |
4 |
20 |
Низкий |
0 |
0 |
16 |
80 |
итого |
20 |
100 |
20 |
100 |
Рисунок 3 - Сравнительный анализ уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента в группе «Улыбка» и группе «Радуга».
По результатам исследования делаем вывод о том, что дети группы «Улыбка», нуждаются в дополнительных занятиях по развитию речи.
2.2 Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством счетной деятельности
На формирующем этапе эксперимента нами проведен комплекс занятий по обучению счетной деятельности детей с помощью математических задачек в стихах В. Кудрявцева в обеих группах.
Математические задачки:
Вдоль овражка
Шла фуражка,
Две косынки,
Три корзинки,
А за ними шла упрямо
Белоснежная панама.
Сколько всего шло детей?
Отвечай поскорей!
______________________________
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, "косой",
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей -
Посчитай-ка всех зверей.
______________________________
Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?
______________________________
Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей?
______________________________
На базаре добрый ёжик
Накупил семье сапожек.
Сапожки по ножке - себе,
Поменьше немного - жене.
С пряжками - сыну,
С застёжками - дочке.
И всё уложил в мешочке.
Сколько в семье у ёжика ножек?
И сколько купили сапожек?
______________________________
Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?
______________________________