Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 16:06, курсовая работа
Цель исследования: изучение возможности использования сказки для развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Исходя из данной цели, задачи исследования определены следующим образом:
1. Изучить сущность воображения как высшей психической функции человека.
2. Показать динамику развития воображения детей дошкольного возраста.
3. Выявить особенности развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития воображения детей дошкольного возраста 6
1.1 Научные подходы к определению сущности воображения 6
1.2 Динамика и основные закономерности развития воображения дошкольника 10
1.3 Особенности развития воображения детей среднего дошкольного возраста. 15
Глава 2. Использование сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста 21
2.1 Сказка, как продукт литературного творчества 21
2.2 Развивающий потенциал сказки 27
2.3 Использование сказки в развивающей работе с детьми среднего дошкольного возраста 33
Глава 3. Экспериментальное исследование возможности использования сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста 39
Заключение 51
Литература 55
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития воображения детей дошкольного возраста 6
1.1 Научные подходы к определению сущности воображения 6
1.2 Динамика и основные закономерности развития воображения дошкольника 10
1.3 Особенности развития воображения детей среднего дошкольного возраста.
Глава 2. Использование сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста
2.1 Сказка, как продукт литературного творчества
2.2 Развивающий потенциал сказки
2.3 Использование сказки в развивающей работе с детьми среднего дошкольного возраста
Глава 3. Экспериментальное исследование возможности использования сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста
Заключение
Литература
Приложения
Согласно периодизации психического развития ребенка, предложенной Л.С. Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение.
Первоначальной формой становления любой психической функции человека является продуктивный, творческий процесс, что обеспечивает построение у индивида динамического образа мира культуры в его всеобщности и универсальности, а также формирование способа существования индивида в этом мире как многослойном проблемном поле исторически развивающейся предметности.
Вступая в мир культуры, ребенок осуществляет ориентировочно исследовательскую, творческую деятельность, включающую в себя сложнейшие процессы анализа и синтеза общественных предметов, их внутренних соотношений и компонентов, экспериментирование ( в том числе мысленное) с ними, опробование возможных способов преобразования предметных ситуаций.
Присвоение культуры ребенком протекает в творческой форме и невозможно без развития воображения. Однако очень часто педагоги и психологи, работающие с дошкольниками, считая приоритетными направлениями в работе развитие мышления и речи детей, недооценивают важность развития детского воображения. Но ведь именно в воображении проявляется созидательная, конструктивная направленность творческого развития личности человека.
Особую значимость развитие психического процесса воображения у ребенка приобретает в среднем дошкольном возрасте, когда начинается период активной познавательной деятельности ребенка. Наступает первый этап подготовки к школьному обучению и перед ребенком ставится задача усвоения определенного круга абстрактных понятий, которую невозможно решить, если ребенок не обладает способностью представить мысленно эти понятия, другими словами, если он лишен воображения.
Изучению воображения были посвящены многие работы как российских, так и зарубежных психологов (П.Я. Гальперина, О.М. Дьяченко, В.Т.Кудрявцева, Х.Вернер и др.). Следует отметить, что, несмотря на большой объем полученных данных, проблема эффективных средств развития воображения и творчества дошкольников остается мало разработанной.
В этой связи можно рассмотреть сказку как средство развития воображения ребенка. Влияние сказки всегда признавалось русской педагогикой. Сказка является неотъемлемой частью народной педагогики. К.Д.Ушинский первым ввел фольклор в учебную книгу для классного чтения, в его «Родном слове» сказке отведено значительное место. Большое внимание в педагогической деятельности уделял фольклору Л.Н.Толстой.
Изучением вопроса об использовании произведений устного народного творчества в воспитании детей занимались многие исследователи. Неоднократно подчеркивали педагогическую ценность сказок Е.А.Флерина, А.П.Усова. В.М.Федяевская уделяла большое внимание народным сказкам, потешкам, прибауткам как средству воздействия на детей раннего возраста. Имеются исследования (М.М.Кониной, О.И.Соловьевой, Е.Ф.Лукиной и др.), освещающие положительную роль художественной литературы, а также и народной сказки в нравственном воспитании детей. Но изучение сказки как средства развития воображения дошкольника не имеет достаточного объема исследования.
В связи с важностью осуществления работы по развитию воображения детей среднего дошкольного возраста нами была выбрана тема исследования «Сказка как средство развития воображения у детей среднего дошкольного возраста».
Объект исследования: особенности развития воображения детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сказка как средство развития воображения детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение возможности использования сказки для развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Исходя из данной цели, задачи исследования определены следующим образом:
1. Изучить сущность воображения как высшей психической функции человека.
2. Показать динамику развития воображения детей дошкольного возраста.
3. Выявить особенности развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.
4. Рассмотреть сказку как средство развития воображения дошкольника.
5. Экспериментально проанализировать влияние сказки на развитие воображения детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, гипотеза нашего исследования заключается в следующем: Мы предполагаем, что сказка является средством развития воображения, если она способствует развитию воссоздающего и творческого воображения, то есть:
Развивает способность ребенка придумывать воображаемые образы с опорой на предметы заместители.
Развивает навык самостоятельности и самостоятельность воссоздаваемых и создаваемых образов и образных ситуаций.
Развивает способность ребенка к полноте и детализации изложения воссоздаваемых и создаваемых образов и образных ситуаций.
Методы исследования включают: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, определенной тематикой исследования; изучение опыта работы по развитию воображения детей среднего дошкольного возраста, педагогический эксперимент, тестирование, анализ данных, полученных в эксперименте.
Согласно психологическому словарю воображение – познавательный психологический процесс, в результате которого у человека возникают образы, вызванные не прямым воздействием внешних стимулов, как это имеет место при восприятии, а теми процессами, которые происходят в нем самом, например, в его мотивации, мышлении и памяти. Воображение – это также способность человека представлять в виде образов отсутствующие в данный момент времени или реально не существующие, т.е. вымышленные, объекты. С воображением мы имеем дело тогда, когда думаем о будущем, когда пытаемся представить себе то, что в данный момент времени отсутствует или не может быть воспринято [20; с. 127].
Значение воображения в жизни человека отмечал известный французский психолог Т. Рибо. По этому поводу он писал: «Всякое изобретение, крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме или посредством новых сочетаний или соотношений» [23].
Рассматривая сущность процесса воображения С.Л.Рубинштейн отмечал тот факт, что образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. Таким образом, не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс воспроизведения.. Воображать — это преображать.
Существа действенные, люди не только созерцают и познают, но и изменяют мир, преобразуют его. Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать ее и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что-то новое [24;с.539 ].
Воображение человека имеет много общего с восприятием, памятью и мышлением, но вместе с тем и существенно отличается от них.
Поскольку, с одной стороны, воображение всегда опирается в какой-то мере на прошлый опыт, а с другой - в какой-то мере преобразует воспроизводимое, между воображением и образной памятью бесспорно существует связь. Но не менее бесспорно и существование между ними различий. По образному определению С.Л.Рубинштейна, «воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее»[24; с. 540].
Основное отличие собственно воображения от образной памяти связано с иным отношением к действительности. Образы памяти - это воспроизведение прошлого опыта. Функция памяти - сохранить в возможной неприкосновенности результаты прошлого опыта, функция воображения - их преобразовать.
Воображение может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала - следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы.
Воображение, особенно творческое, чем-то напоминает образное мышление. Как продукт, так и результат творческого воображения представляют собой некоторый, придуманный человеком образ. Однако, когда мы говорим о мышлении, то понимаем под ним целенаправленный процесс решения задачи, результат которого в виде искомого решения как бы известен заранее, т.е. представляет собой нечто вполне конкретное. Когда же речь идет о воображении, то его результат заранее почти никогда не бывает известен.
Деятельность воображения естественно и закономерно порождается преобразующим воздействием направленности личности на образы сознания, отражающие действительность. Образы, отражающие в нашем сознании действительность, являются не статичными, неизменными, мертвенными вещами; они динамические образования. Этим и порождается преобразующая деятельность воображения.
Различных видов воображения у человека несколько, это – пассивное и активное (произвольное), репродуктивное и продуктивное (творческое).
Пассивным называют воображение, в котором образы зарождаются самопроизвольно, без участия воли человека. Они появляются неожиданно, изменяются, исчезают, и этот процесс человек не в состоянии контролировать. Примером пассивного воображения являются образы сновидений и галлюцинации.
Активное (произвольное) воображение рождает образы при участии воли: человек сознательно ставит перед собой цель придумать или представить себе нечто в виде образа и затем последовательно, контролируя сам процесс воображения, решает соответствующую задачу. Примерами активного воображения являются процессы, которые порождают образы художников, писателей, инженеров и т.д.
Репродуктивное – это воображение, которое в основном воспроизводит уже известное, имея, конечно, в порождаемых им образах и определенную долю фантазии. Так, например, репродукция картины художника является ее более или менее точной копией, но вместе с тем чем-то всегда отличается от оригинала. Репродуктивным можно также назвать воображение, образы которого созданы на основе хорошо известных элементов, путем их нового сочетания или новой комбинации.
Продуктивным (творческим) называют воображение, которое порождает совершенно новый, оригинальный образ, который ни в целом, ни по частям не имеет аналогов, существенно отличающийся от всего известного.
Без богатого воображения любая творческая деятельность человека невозможна. Во-первых, сам продукт творчества или будущая цель творческой деятельности всегда представлены сначала в воображении творца, и только затем эта цель становится реальностью. Во-вторых, первоначальный творческий замысел или проект деятельности почти никогда не остается неизменным и часто существенно меняется в ходе самого творчества. Это изменение задуманного в ходе деятельности является ее неотъемлемым свойством и не может происходить иначе, как в воображении. В-третьих, способности, талант любого творца не в последнюю очередь оцениваются именно по богатству его воображения.
Таким образом, рассмотрев психологическую сущность воображения, мы будем исходить из следующего его определения. Воображение – высшая психическая функция присущая только человеку. Воображение позволяет человеку представлять в виде образов и идей то, что он не может непосредственно воспринимать, или то, что вообще не существует в действительности. Воображение необходимо для того, чтобы в образной форме решать некоторые задачи, манипулируя в сознании образами вещей, с которыми эти задачи связаны. Оно также помогает человеку выйти за пределы настоящего времени и перенести себя мысленно в прошлое или будущее, проиграть в уме соответствующие ситуации или действия, выполненные соответственно в прошлом, или действия, которые предстоит осуществить в будущем. Развитие воображение зависит от опыта восприятия окружающего человеком, и имеет особенности на каждом возрастном этапе.