Экспериментальное исследование возможности использования сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение возможности использования сказки для развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Исходя из данной цели, задачи исследования определены следующим образом:
1. Изучить сущность воображения как высшей психической функции человека.
2. Показать динамику развития воображения детей дошкольного возраста.
3. Выявить особенности развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития воображения детей дошкольного возраста 6
1.1 Научные подходы к определению сущности воображения 6
1.2 Динамика и основные закономерности развития воображения дошкольника 10
1.3 Особенности развития воображения детей среднего дошкольного возраста. 15
Глава 2. Использование сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста 21
2.1 Сказка, как продукт литературного творчества 21
2.2 Развивающий потенциал сказки 27
2.3 Использование сказки в развивающей работе с детьми среднего дошкольного возраста 33
Глава 3. Экспериментальное исследование возможности использования сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста 39
Заключение 51
Литература 55

Файлы: 1 файл

Сказка как средство развития воображения дошкольника.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

 

       Индивидуальный  показатель уровня развития воображения детей группы – 2,8. Изменение показателя составило 2,8-1,56=1,24

       Особенно изменение индивидуального показателя  развития воображения выражено у детей, с которыми проводилась развивающая работа.

        Бояров Коля – 1,3, Ершова Настя – 1,3, Жданов Никита – 1, Осипов Денис - 1,3, Тимофеева Оля – 1,3, Юрченко Яна -1.

       У остальных детей этот показатель ниже, у Петренко Марины и Сердюкова Сережи равен нулю.

       Наглядно полученные результаты отражены на рисунке 2.

Рисунок 1.

Уровень развития воображения детей экспериментальной группы до и после развивающей работы

 

      

       Таким образом, повторное тестирование подтвердило эффективность проведенной работы  по развитию воображения дошкольников с использованием сказки.

Заключение

       Рассмотрев психологическую сущность воображения в исследованиях ученых, мы пришли к выводу, что воображение – высшая психическая функция присущая только человеку.  Воображение позволяет человеку представлять в виде образов и идей то, что он не может непосредственно воспринимать, или то, что вообще не существует в действительности. Воображение необходимо для того, чтобы в образной форме решать некоторые задачи, манипулируя в сознании образами вещей, с которыми эти задачи связаны. Оно также помогает человеку выйти за пределы настоящего времени и перенести себя мысленно в прошлое или будущее, проиграть в уме соответствующие ситуации или действия, выполненные соответственно в прошлом, или действия, которые предстоит осуществить в будущем. Развитие воображение зависит от опыта восприятия окружающего человеком, и имеет особенности на каждом возрастном этапе.

       Развитие  воображения происходит одновременно во всех видах деятельности дошкольника, особенно в рисовании, конструировании, рассказывании, игре.

       В своем развитие воображение проходит следующие этапы: 1) совершенствование операции замещения предметов, переход к словесному образу предмета и действия с ним; 2) усложнение образов воображения на базе накопления жизненного опыта и впечатлений; 3) развивается преднамеренность и опосредованность воображения; 4) ребенок овладевает действиями планирования и целеполагания.

       Развитие воображения детей среднего дошкольного возраста идет по нескольким направлениям: по линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления; по линии совершенствования операции воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, тестов, сказок все более сложные образы и их системы;  развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но самостоятельно их применяет; воображение становится опосредованным и преднамеренным.

       Исходя из выделенных направлений развития воображения детей среднего дошкольного возраста, можно выделить следующие показатели развития воображения детей: 1) придумывание воображаемых образов с опорой на предметы-заместители, 2) характер переработки и преобразование образов восприятия или памяти, особенности их комбинирования при воссоздании образов и образных ситуаций, 3) самостоятельность воссоздаваемых и создаваемых образов и образных ситуаций, 4) полнота и детализация изложения воссоздаваемых и создаваемых образов и образных ситуаций.

      Изучив сказку как средство развития ребенка, мы пришли к выводу, что сказка представляет собой литературный жанр, соответствующий особенностям возрастного развития дошкольников, являющийся важным средством их воспитания. Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способным еще к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.

        Сказка понятна и близка ребенку, можно отметить огромное влияние сказки на общее психическое развитие ребенка – его мышление, воображение, произвольности поведения, развитие эмоциональной сферы, формирование опыта межличностных отношений. Но особое влияние оказывает сказка на развитие воображения дошкольников.

       Символы, сюжеты и метафоры сказок оказывают на ребенка не только положительное эмоциональное воздействие, но и будоражат фантазию ребенка, заставляют воображать то, что никогда не видели, или видели определенные сказочные образы на иллюстрациях художников, а другие придумывают сами. Все это вместе взятое будет позволять развивать воображение детей.

       Сказки широко используются в воспитании детей дошкольного возраста. Сказки являются не только важной составляющей программы чтения, определенной для современного ДОУ, но и используются для всестороннего развития ребенка, усиливают развивающий эффект игры, рисования, занятий и т.д. Отсюда мы сделали предположение об эффективности использования сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста.

       Для подтверждения гипотезы было проведено экспериментальное исследование. Цель нашего экспериментального исследования: выявить возможности использования сказки в воспитательном процессе ДОУ как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста.

       В ходе работы решались следующие задачи:

1) выявить уровень развития воображения детей среднего дошкольного возраста.

2) разработать программу использования сказки как средства развития воображения  детей среднего дошкольного возраста.

       По результатам тестирования был сделан вывод о необходимости проведения работы по развитию воображения детей. Основным средством развития творческого воображения детей была выбрана сказка.

       При составлении программы, мы исходили из того, что сказка – любимый литературный жанр дошкольников. Сказка помогает воспитателю успешно решать задачи развития детей и организации жизни в детском саду, поэтому, мы считаем целесообразным использование сказки (сказочной ситуации, сказочного героя, обыгрывание сказки и т.д.) в педагогическом процессе ДОУ. Воспитатель должен уметь органично вводить сказочную ситуацию, сказочного персонажа в различные моменты воспитательной работы ДОУ. Сказка была включена во все воспитательные моменты ДОУ: использовалась на занятиях, в  игровой деятельности, в проведении досуга.

Сказка не должна уводить ребенка от реальной жизни, но побуждать его к фантазированию, проявлению творчества, что будет содействовать развитию воображения ребенка.

       Результаты полученные в повторном тестировании детей экспериментальной группы полностью подтвердило эффективность проведенной работы  по развитию воображения дошкольников с использованием сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.         Алиева Т. Ребенок в мире образа // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 2. – С.68-73; №5. – С.79-84; №11. – С.75-78

2.         Аникин В.П. К мудрости ступенька. – М.: Просвещение, 1998. – 220с.

3.         Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – 280с.

4.         Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. – 222с.

5.         Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1992. – 64с.

6.         Девянина И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ // Дошкольное воспитание. – 1998. - №11. – С.9-31

7.         Доронова Т. Сказки-подсказки: Об использовании технологических сказок на занятиях по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. – 1999. - №10. – С.53-61.

8.         Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопросы психологии. – 1988. - №6. – С.52-59.

9.          Дьяченко О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание. – 1993. - №8. – С.46-51.

10.     Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Дошкольное воспитание. – 1948. - №9. – С.34-41

11.     Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – С.18-28; №5. – 28-35

12.     Ильин И.А. Духовный смысл сказки // Литература в школе. - 1992. - № 1. - С. 9-10.

13.     Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 416с.

14.     Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. – 1989. - №12. – С.37-41.

15.     Крапивинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). – М.: Педагогика, 1972. – 152с.

16.     Кудрявцев В.Т.    Воображение  ребенка:   природа и развитие    // Психологический журнал. – 2001. - Т.22. N5. - С.57-67; Т.22, №6.-С.64-75.

17.     Кудрявцев В.Т. Сила воображения: природа и диагностика // Дошкольное образование. – 2001. - № 7. – С.14-15; №9. – С.13

18.     Кудрявцев В.т. Творческая природа психики человека //Вопросы психологии. – 1990. - №3. – С.113-120

19.     Мухина В.С. Игрушка как средство психологического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. - №2. – С.123-128

20.     Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч.: Ч.1. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 304с.

21.     Пороцкая Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения // Дошкольное воспитание. – 1989. - №9. – С.70-72

22.     Пропп В.Я.

23.     Рибо Т.

24.     Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999.- 720с.

25.     Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Владос, 2003. – 368с.

26.     Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Академия, 1998. – 304с.

27.     Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1972. – 78с.

28.     Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию «Родного слова» // Собрание сочинений: Т.6. – М., 1968. – с. 24-156

29.     Шевченко В. Рассказывайте детям сказки! // Дошкольное воспитание. – 1975. – С.64-72

30.     Эльконин Д.Б. Детская психология. Учебное пособие – М.: Академия, 2004. – 384с.

Приложения

Приложение 1.

  Конспект занятия по изобразительной деятельности

“День рождения Бабы Яги”

(с элементами нетрадиционного рисования).

       Программное содержание: развивать у детей творческую активность, художественно-креативные способности; закрепить использование в рисовании нетрадиционных материалов и техник (рисование свечой, печать от руки и пальцевая живопись); вызвать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, дополнять создаваемый образ интересными деталями; формировать образные представления в процессе восприятия сказки и создания образа на её основе; развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели.

     Предварительная работа. Серия занятий по программе, где в гости к детям приходит “Гусёнок”, который становится детям другом. Чтение русских народных сказок: “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Баба Яга”, “Жихарка” и др. Провести цикл бесед “Как сделать человека счастливым”, “Что такое добро и зло?”, “Умеешь ли, ты, делать комплименты?”. Рисование положительных и отрицательных героев русских народных сказок (используя технику рисования свечой, печать от руки и пальцевая живопись). Сочинять загадки о героях сказок вместе с родителями и загадывать их друг другу в группе.

       Материалы. Бумага для рисования (белая и цветная), гуашь, акварель, стаканчики с водой, поролоновые тампоны, влажные салфетки. Нарисованные свечёй рисунки детей, но не затонированные акварелью, корзинки, “волшебная” шишка, игрушка – Гусёнок, платок, бусы, сапожки, помада для губ, сундук, колпаки для гномов и косыночки для матрёшек. Аудиокассета с записью необходимого музыкального сопровождения (на усмотрение педагога).

Ход занятия

В студию входит Алёнушка с детьми, в руках у детей корзинки с принадлежностями для рисования (звучит легкая музыка).

Алёнушка (А). Какая чудесная полянка, как красиво вокруг. Слышно как щебечут птицы, стрекочут кузнечики, порхают бабочки. А вам не хочется хоть на секунду превратиться, например, в маленькую пташку или великолепную бабочку, тогда закройте глаза.

Вокруг три раза обернись

И в лесную пташку превратись.

В ладоши похлопай,

Ногами потопай,

Будем прыгать и играть

Как кузнечики скакать

Вокруг себя ты покружись

И в берёзку обернись.

(дети превращаются в птиц, деревья, кузнечиков).

Вдруг они замечают, что на опушке леса, за старым пнём, кто-то шевелиться. Они подходят и видят кого-то связанного.

А. Кто ты? Кто тебя связал? (Алёнушка и дети освобождают)

Лесовичок (Л). Я, Старичок-Лесовичок, шел по лесу и встретил вашего друга Гусёнка. Он спешил к вам в гости, он говорил мне, что вы хорошие ребята и хотел меня познакомить с вами. Я не думал, что моя встреча с вами окажется такой печальной и мне придётся сообщить вам плохие новости.

Информация о работе Экспериментальное исследование возможности использования сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста