Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 16:06, курсовая работа
Цель исследования: изучение возможности использования сказки для развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Исходя из данной цели, задачи исследования определены следующим образом:
1. Изучить сущность воображения как высшей психической функции человека.
2. Показать динамику развития воображения детей дошкольного возраста.
3. Выявить особенности развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития воображения детей дошкольного возраста 6
1.1 Научные подходы к определению сущности воображения 6
1.2 Динамика и основные закономерности развития воображения дошкольника 10
1.3 Особенности развития воображения детей среднего дошкольного возраста. 15
Глава 2. Использование сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста 21
2.1 Сказка, как продукт литературного творчества 21
2.2 Развивающий потенциал сказки 27
2.3 Использование сказки в развивающей работе с детьми среднего дошкольного возраста 33
Глава 3. Экспериментальное исследование возможности использования сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста 39
Заключение 51
Литература 55
Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике следующие:
1. Оригинальность и новизна.
2. Продуманность условий.
3. Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.
4. Наличие в игре определенных правил.
5. Точность критериев оценки успешности проведения игры.
По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра может оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков. 1 балл – наличие, но слабая выраженность в игре данного признака. 2 балла – присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.
На основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития воображения.
Высокий уровень - 10-8 баллов
Средний уровень – 7-6 баллов
Низкий уровень – 5 и менее баллов
По результатам исследования детей подсчитывался индивидуальный показатель уровня, как среднестатистический показатель суммы проб, где В=3, С=2, Н=1. Результаты тестирования занесены в таблицу №1
Таблица 1.
Уровень развития воображения детей экспериментальной группы
№ |
Ф.И. | Рисуночный тест | Сочинение сказки | Сочинение игры | Индивидуальный показатель уровня |
| |||||
1 | Бояров Коля | Н | Н | Н | 1 |
2 | Голов Илья | С | С | С | 2 |
3 | Ершова Настя | Н | Н | Н | 1 |
4 | Жданов Никита | Н | Н | Н | 1 |
5 | Заречнева Маша | С | С | С | 2 |
6 | Куртукова Олеся | В | С | С | 3,3 |
7 | Лисичкин Миша | С | С | С | 2 |
8 | Мартынов Семен | С | С | С | 2 |
9 | Осипов Денис | Н | Н | Н | 1 |
10 | Петренко Марина | С | С | С | 2 |
11 | Сердюков Сережа | С | С | С | 2 |
12 | Тимофеева Оля | Н | Н | Н | 1 |
13 | Уфимцев Сережа | В | С | С | 3,3 |
14 | Юрченко Яна | С | Н | Н | 1,3 |
Индивидуальный показатель уровня развития воображения детей экспериментальной группы – 1,56
Таким образом, в ходе исследования были сделаны выводы о низком уровне развития воображения детей.
Лишь в рисуночном тесте дети показали два высоких результата (14,3 %), низких результатов – 5 (35,7%), средних результатов – 7 (50%).
В сочинении сказки высоких результатов не показал никто, средних – 8 (57,1%), низких – 6 (42,9%)
В сочинении игры высоких результатов не показал никто, средних – 8 (57,1%), низких – 6 (42,9%)
Наглядно результаты исследования представлены на рис.1.
Рисунок 1.
Уровень развития воображения детей экспериментальной группы
Таким образом, по результатам тестирования был сделан вывод о необходимости проведения работы по развитию воображения детей.
Дети экспериментальной группы были распределены по двум подгруппам. В первую вошли дети с низкими показателями развития воображения:
1. Бояров Коля
2. Ершова Настя
3. Жданов Никита
4. Осипов Денис
5. Тимофеева Оля
6. Юрченко Яна
С данной подгруппой детей была организована коррекционная работа.
Основным средством развития творческого воображения детей была выбрана сказка.
Формирующий эксперимент
Цель: разработка программы использования сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста.
В ходе исследования решались следующие задачи:
- Разработать программу развития воображения детей среднего дошкольного возраста посредством сказки.
- Создать специальные условия для развития воображения средних дошкольников.
- Выявить эффективные приемы использования сказки как средства развития воображения дошкольников.
При организации работы мы исходили из того, что успешное развитие воображения детей может осуществляться лишь в условиях строго определенной организации развивающей работы в дошкольном учреждении.
На основе результатов констатирующего эксперимента и анализа научной литературы, была разработана программа работы с детьми, в котором предполагалось активное использование сказки в различных направлениях работы.
Программа «Развитие сказкой»
При составлении программы, мы исходили из того, что сказка – любимый литературный жанр дошкольников. Сказка помогает воспитателю успешно решать задачи развития детей и организации жизни в детском саду, поэтому, мы считаем целесообразным использование сказки (сказочной ситуации, сказочного героя, обыгрывание сказки и т.д.) в педагогическом процессе ДОУ.
Основные положения программы:
Воспитатель должен уметь органично вводить сказочную ситуацию, сказочного персонажа в различные моменты воспитательной работы ДОУ. Сказка не должна уводить ребенка от реальной жизни, но побуждать его к фантазированию, проявлению творчества.
Сказка на занятиях изобразительным искусством
На занятиях по изобразительной деятельности использовать игры-сказки, т.е. игровые ситуации с использованием сказочного сюжета. На занятиях с детьми могут фигурировать сказочные герои: карандаши и кляксы как художники, злые и добрые волшебники, самовары и чайники как живые существа, разные игры-загадки типа «Волшебная птица». В обучение изобразительной деятельности могут включаться сказочные сюжеты, сказочные драматизации, игровые задачи и игровые действия с элементами сказок (Приложение 1).
В таких играх-сказках целенаправленное действие достигается не за счет следования определенному правилу взаимодействия с другими участниками игры на основе подражания поведению взрослых, как в сюжетно-ролевых играх, а благодаря переходу в иную, «волшебную», реальность, где действиями ребенка руководит логика сказочного сюжета, воображаемая ситуация. При этом считается, что ребенок может рисовать более целенаправленно в позиции воображаемого сказочного персонажа, нежели в условиях просто данного учебного задания.
Основные приемы использования сказки на занятиях изодеятельностью:
7. Игра сказка как средство обучения детей рисованию
8. Включение сказочного персонажа в ход занятия
9. Знакомство с иллюстративным материалом к сказкам
10. Сюжетное рисование сказки
Играем сказку
Использование сказки в театрализованных играх. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение, и т.д. Развитие воображения детей в игре-драматизации решается через фантастическую суть сказки. Народные сказки, особенно волшебные, аккумулируют в себе богатый материал, на основе которого у дошкольников формируются новые образы. Не связанные с реальной жизнью. Для развития воображения детей можно предложить детям придумать и разыграть вариант сказки, с измененным концом, с вводом новых персонажей, волшебных предметов и т.д.
Основные приемы использования сказки в игре:
1. Игра-театрализация сказки
2. Включение сказочного персонажа в подвижные, ролевые игры детей
3. Игры-путешествия в сказку
4. Творческие игры по сочинению сказок
Сказка помогает в обучении дошкольников
Развитие воображения дошкольника – важный момент в обучении дошкольника. Сказка (сказочная ситуация, сказочный герой) помогает ребенку создавать образы, учит словесно-образному мышлению, без чего трудно построить развивающую работу с детьми.
Основные приемы использования сказки на занятиях по развитию речи:
1. Пересказ сказки
2. Включение сказочного персонажа в ход занятия
3. Логопедические сказки
4. Занятия с элементами сочинения сказок
Основные приемы использования сказки на занятиях по развитию элементарных математических представлений:
1. Математические сказки
2. Включение сказочного персонажа в ход занятия
3. Использование сказочного сюжета в ходе занятия
Основные приемы использования сказки на занятиях физкультурой:
1. Подвижные игры со сказочным сюжетом
2. Включение сказочного персонажа в ход занятия
Сказка в организации досуга
Сказка должна быть обязательным компонентом в организации свободного времени детей, в организации праздников и других мероприятий детского сада. Дети должны иметь возможность в свободное время рассматривать иллюстрации к сказкам, самостоятельно организовывать игры-драматизации на сюжеты сказок и т.п.
Сказочный герой, сказочная ситуация, волшебные превращения – это то, что помогает создать особую атмосферу на каждом праздники. Сказка вызывает множество эмоций детей (удивление, восхищение, осуждение отрицательных персонажей, сопереживание положительным персонажам), сказка заставляет ребенка перенестись в другой, воображаемый мир. Все это обуславливает использование сказки на праздниках детей.
Основные приемы использования сказки на праздниках:
1. Театрализация сказки на празднике
2. Включение сказочного персонажа в ход праздника
3. Создание сказочных ситуаций в ходе праздника
4. Сказочные превращения
5. Сказочная атрибутика (волшебная палочка, Блюдечко с наливным яблочком и т.д.)
Ожидаемый результат от программы:
1. Содействие разностороннему развитию ребенка, через воздействие на его эмоциональную сферу.
2. Развитие воображения ребенка, через включение его в мир фантазии и воображаемых, сказочных ситуаций.
Контролирующий эксперимент
На контролирующем этапе эксперимента было проведено повторное тестирование, по тем же методикам, что и на первом этапе с изменением лишь текстов тестов.
В результате тестирования были получены данные, занесенные в таблицу 2.
Таблица 2.
Уровень развития воображения детей экспериментальной группы
№ |
Ф.И. | Рисуночный тест | Сочинение сказки | Сочинение игры | Индивидуальный показатель уровня |
| |||||
1 | Бояров Коля | С | В | С | 2,3 |
2 | Голов Илья | В | С | С | 2,3 |
3 | Ершова Настя | В | С | С | 2,3 |
4 | Жданов Никита | С | С | С | 2 |
5 | Заречнева Маша | В | С | С | 2,3 |
6 | Куртукова Олеся | В | С | В | 3,6 |
7 | Лисичкин Миша | В | С | С | 2,3 |
8 | Мартынов Семен | С | С | С | 2 |
9 | Осипов Денис | С | В | С | 2,3 |
10 | Петренко Марина | С | С | С | 2 |
11 | Сердюков Сережа | С | С | С | 2 |
12 | Тимофеева Оля | С | В | С | 2,3 |
13 | Уфимцев Сережа | В | С | С | 3,3 |
14 | Юрченко Яна | В | В | С | 2,6 |