Экспериментальное изучение проявления конфликтного поведения в группе студентов — будущих учителей начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить влияние конфликтного поведения на проявление межличностных отношений в группе студентов - будущих учителей начальных классов
Объект исследования: студенты — будущие учителя начальных классов.
Предмет исследования: влияние конфликтного поведения на проявление межличностных отношений в группе студентов - будущих учителей начальных классов

Содержание работы

Введение

Часть I.
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития межличностных отношений у группы студентов — будущих учителей начальных классов.

1.1.
Сущность понятий «отношения», «межличностные отношения», «общение».

1.2.
Особенности проявления межличностных отношений в студенческом возрасте

Вывод по I главе

Часть II.
Экспериментальное изучение проявления конфликтного поведения в группе студентов — будущих учителей начальных классов

2.1.
Характеристика испытуемых и описание методов исследования

2.2.
Анализ результатов исследования

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

Начало.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

На развитие межличностных отношений оказывают влияние такие факторы, как:

    • содержание выполняемой деятельности;
    • условия, в которых осуществляется деятельность;
    • способы организации общения и взаимодействия людей;
    • индивидуальные особенности участников межличностных отношений.

В.Н Мясищев говорит о том, что развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами Это положение будет учитываться нами в экспериментальной работе4.

Можно выделить критерии проявления межличностных отношений:

    • наличие эмпатии по отношению к другим;
    • самоконтроль;
    • направленность на сотрудничество

Механизмом развития межличностных отношений являются эмпатия – отклик одной личности на переживания другой, рефлексия (обращение назад, отражение) -  анализ собственных действий и состояний.

Эмпатия имеет несколько уровней:

1 уровень - эмпатия (когнитивная), как понимание психического состояния другого человека;

2  уровень – эмпатия в форме  не только понимания состояния  собеседника, но и сопереживание  ему (эмоциональная);

3 уровень  включает когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты.

4 уровень предполагает межличностную  идентификацию, которая является  мысленной, чувственной и действенной. Все уровни тесно взаимодействуют  между собой.

Развитие рефлексии позволяет человеку изменять пространство взаимодействия, положительно влиять на формирование межличностных отношений.

Таким образом, в нашем исследовании  межличностные отношения понимаются как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые формируются и развиваются в непосредственных контактах людей друг с другом во время общения и деятельности.  Проведенный анализ позволил обозначить необходимость поиска путей развития межличностных отношений, основанных на субъект-субъектном взаимодействии и складывающихся в определенный временной период развития личности, в частности у такой социальной группы как студенчество в условиях стимулирования личностной рефлексии, эмпатии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности проявления  межличностных отношений в студенческом  возрасте 

Студенчество – это особая социальная категория. Это специфическая  общность  людей,  организационно  объединенных институтом образования.5

Обращаясь к возрастной периодизации (А.Валлон, Ж.Пиаже, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Э. Эриксон) как основному фактору дифференциации субъектов учебной деятельности, определим характеристику студенчества в русле понимания отечественной наукой возрастного развития личности как внутренне противоречивого, связанного с возникновением психических и личностных новообразований процесса.

Л.С. Выготский вслед за П.П. Блонским рассматривает определенные стадии развития в общей схеме переломов, личностных кризисов, пограничными критериями которых выступают качества, приобретшие актуальность.

В целом вся система взаимоотношений в студенческом возрасте становится сложнее, чем она была в школьном возрасте. С одной стороны, студенчество – это период юности, первый период взрослой, самостоятельной жизни и определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. 

Студенты начинают играть множество различных социальных ролей. Всевозможные отношения, в которые включаются юноши и девушки, теряют непосредственный характер и своеобразные детские черты, превращаются в такие, которые внешне и внутренне похожи на отношения, существующие между взрослыми людьми. Их основой становятся взаимное уважение и равноправие.

Главное психологическое приобретение ранней юности открытие своего внутреннего мира. В отличии от ребенка, для которого единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, а понимание собственных поступков не влечет за собой осознания психических состояний, для  юности внешний, физический мир только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам.

Развитие самосознания центральный психический процесс юношеского возраста. Самосознание  или иначе, «Я-концепция» - это относительно устойчивая осознанная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими   людьми и сообразно этому относится к себе. По мнению А.В. Батаршева, самосознание – это образ себя и отношение к себе6.  «Открытие» внутреннего мира — важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие — самая распространенная форма студенческой самокритики.

Для студенчества особенно важны процессы развития самосознания, динамика самостоятельной регуляции образов «Я». Подростки начинают с периода относительно диффузного, расплывчатого «Я». Затем они проходят стадию «ролевого моратория», которая может быть неодинаковой у разных людей и в разных видах деятельности. Завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение  между 18 и 21 годами.

Уровень развития «Я» тесно связан с развитием других личностных особенностей: выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, созревания его когнитивных и эмоционально-личностных предпосылок. Возникает устойчивая потребность в поиске смысла, определение перспективы своего существования и развития всего человечества.

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. Другие люди не внешняя среда, предметно воспринимаемая человеком, не обстоятельство его жизни, но его внутреннее достояние, главное содержание его личности. Самосознание человека возможно только через его отношения с другими.

В отечественной психологии наиболее ярко эту мысль выразил С.Л. Рубинштейн в своей последней работе «Человек и мир»: «Я» не может быть раскрыто как объект непосредственного осознания, через отношение к самому себе, обособленно от других людей. Исходным условием моего существования является существование личности, субъектов, обладающих сознанием,  существование психики, сознания других людей7».

О несамодостаточности, невозможности существования одного изолированного сознания много и убедительно писал М.М.Бахтин: «Быть  значит быть для другого и через него. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь всегда на границе, смотря внутрь себя он смотрит в глаза другому или глазами другого». «Реальный другой может войти в мир человека лишь как тот другой, с которым он уже ведет свою внутреннюю полемику. Всякий реальный чужой голос неизбежно сливается с уже звучащим в ушах героя своим чужим голосом». Поэтому очень важным становится формирование взаимоотношений со сверстниками.

Взаимоотношения со сверстниками разделяются на товарищеские и дружеские, а отношения со взрослыми – на личные и деловые. Межличностное общение у студентов занимает еще больше времени, чем в школьном возрасте, причем большая часть времени приходится на общение со сверстниками. Признанием и уважением у юношей и девушек пользуются такие сверстники, которые являются их близкими друзьями. С остальными же поддерживаются только товарищеские или приятельские отношения. Особенной популярностью пользуются те из товарищей, которые сами по-доброму и внимательно относятся к людям. Такие сверстники отзывчивы, сдержанны, добродушны, уступчивы, обладают хорошим чувством юмора. Они всегда держаться естественно, уверенно, энергичны, активны, являются лидерами, помогают своим друзьям в разных делах и в разрешении личных проблем. Напротив, скованные, неуверенные в себе, нервозные, замкнутые юноши и девушки вызывают у сверстников отрицательное к себе отношение и нередко оказываются социально-психологические изолированными. Не пользуются уважением и те, чье внимание и интересы направлены исключительно на себя, кто груб, бестактен и равнодушен к другим людям.

Можно полагать, что отношения «я ты» являются необходимой предпосылкой развития индивидуального сознания. Поэтому игнорировать этот тип отношений мы не можем. Здесь важно подчеркнуть, что,  говоря о проблеме межличностных отношений, нельзя не затронуть проблему самосознания. Собственное «я» человека также может тяготеть к полюсу овеществления или персонификации. Оно может восприниматься как вещь, как объект, как совокупность конкретных качеств, которые включают социальный статус, представление о своих качествах, знания, образ, который мы хотим создать у других, оценку собственных качеств и способностей т.д. В то же время оно может быть целостным, неразложимым на части, непосредственно связанным с бытием, с другими людьми, незавершенным и до конца не определенным. Как и отношение к другому, отношение к себе колеблется между этими пределами, не достигая их до конца. Вместе с тем в самосознании человека всегда живет другой, который и делает возможным осознание себя.

Общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему юноши и девушки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Также общение со сверстниками это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. По мнению А.А. Бодалева, при сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффилиации (т.е. потребности в принадлежности), индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающие информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются8 .

Как ни важны для студенчества товарищеские отношения и чувство своей принадлежности к коллективу, групповые контакты обычно включают в себя соревновательность, борьбу за положение и авторитет. Даже в самом сплоченном коллективе далеко не все его члены испытывают друг к другу личную симпатию. Поэтому наряду с развитием коллективных товарищеских отношений студенческий возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как высокоиндивидуализированной, прочной и глубоко эмоциональной привязанности. Узнавание себя в другом и другого в себе две стороны единого процесса. Жажда самовыражения, предпосылкой которой является осознание своей особенности, составляет одну из главных черт студенческой психологии.

Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

С другой стороны, студент по-прежнему попадает в ситуацию взаимоподчинения со взрослыми (родителями, преподавателями), однако эти отношения начинают изменяться.  «Мы и взрослые» постоянная тема студенческой рефлексии. Одной из самых важных потребностей студенческого возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Как же появляется эта возрастная тенденция в отношениях с наиболее значимыми конкретными взрослыми, которые являются не только старшими по возрасту, но и полномочными представителями общества взрослых в целом.

Одна из главных тенденций студенческого возраста переориентация общения  с родителей, преподавателей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков, но происходит она обязательно.

Еще один из авторов, занимающийся проблемой взаимоотношений юношества со сверстниками А. Маслоу, говорит о том,  что юность одновременно самый искренний и самый неискренний возраст. В юности сильнее всего потребность быть в согласии с самим собой, бескомпромиссность, жажда полного и безоглядного самораскрытия. Однако известная неустойчивость представлений о собственном «я» рождает желание проверить себя путем разыгрывания каких-то несвойственных ролей. Юноша страдает от того, что у него не хватает средств и возможностей выразить свой внутренний мир. Но беда его не столько в недостатке средств, сколько в реальной неясности, незавершенности его «я»9.

Особенности межличностных отношений между людьми, находящимися в отношениях субординации, оказывают существенное влияние на характер мотивации, уровень самоуважения, способность к саморегуляции личностей, находщихся в подчиненном или зависимом положении.

Студенческая группа - важнейшая группа принадлежности студента. Но ученический коллектив - явление двойственное. С одной стороны, это функция педагогических усилий взрослых, так как проектируется взрослыми и развивается под их прямыми и косвенными, непосредственными или опосредованными влияниями. С другой стороны - он - спонтанно развивающееся явление, так как дети нуждаются в общении и вступают в общение отнюдь не только по установленным взрослыми рецептам.

Любая студенческая группа дифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам. Критерии, определяющие социометрический статус студента в коллективе многообразны.

Информация о работе Экспериментальное изучение проявления конфликтного поведения в группе студентов — будущих учителей начальных классов