Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:29, курсовая работа
Цель исследования: выявить влияние конфликтного поведения на проявление межличностных отношений в группе студентов - будущих учителей начальных классов
Объект исследования: студенты — будущие учителя начальных классов.
Предмет исследования: влияние конфликтного поведения на проявление межличностных отношений в группе студентов - будущих учителей начальных классов
Введение
Часть I.
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития межличностных отношений у группы студентов — будущих учителей начальных классов.
1.1.
Сущность понятий «отношения», «межличностные отношения», «общение».
1.2.
Особенности проявления межличностных отношений в студенческом возрасте
Вывод по I главе
Часть II.
Экспериментальное изучение проявления конфликтного поведения в группе студентов — будущих учителей начальных классов
2.1.
Характеристика испытуемых и описание методов исследования
2.2.
Анализ результатов исследования
Заключение
Литература
8.Может проявить безразличие
IIII 9.Способен быть суровым
10.Строгий. но справедливый
11.Может быть искренним
12.Критичен к другим
IV 13Любит поплакаться
14.Часто печален
15.Способен проявить
16.Часто разочаровывается
V 17.Способен быть критичным к себе
18.Способен признать свою
19.Охотно подчиняется
20 .Уступчивый
VI 21.Благородный
22.Восхишаюшийся и склонный к подражанию
23.Уважительный
24 .Ищущий одобрения
VII 25.Способен к сотрудничеству
26.Стремится ужиться с другими
27 Дружелюбный, доброжелательный
28.Внимательный и ласковый
VIII 29.Деликатный
30.Одобряющий
31.Отзывчивый к призывам о помощи
32.Бескорыстный
I ЗЗ.Способен вызвать восхищение
34.Лользуется уважением у
35.0бладает талантом
З6. Любит ответственность
II 37.Уверен в себе
38.Самоуверен и напорист
39 Деловит и практичен
40.Любит соревноваться
III 41 .Строгий и крутой, где надо
42.Леумолимый, но беспристрастный
43.Раздражительный
44.0ткрыгый и прямолинейный
IV 45. Нe терпит, чтобы им командовали
46.Скептичен
47 На него трудно произвести впечатление
48.0бидчивый, щепетильный
V 49.Легко смущается
50 Неуверен в себе
51.Уступчивый
52.Скромный
VI 53.Часто прибегает к помощи других
54.0чень почитает авторитеты
55.Охотно принимает советы
56 Доверчив и стремится радовать других
VII 57.Всегда любезен в обхождении
58 Дорожит мнением окружающих
59.0бщительный и уживчивый
60. Добросердечный
VIII 61 Добрый, вселяющий уверенность
62 Нежный и мягкосердечный
63Любит заботиться о других
64.Бескорыстный, щедрый
I 65. Любит давать советы
66.Производит впечатление значимости
67Лачальственно-повелительный
68.Властный
II 69.Хвастливый
70. Надменный и самодовольный
71 Думает только о себе
72.Хитрый и расчетливый
III 73 Нетерпим к ошибкам других
74.Своекорыстный
75.Откровенный
76.Часто недружелюбен
IV 77.Озлобленный
78. Жалобщнк
79.Ревнивый
80. Долго помнит обиды
V 81.Склонный к самобичеванию
82.3астенчивый
83.Безынициативный
84.Кроткий
VI 85.3ависимый, несамостоятельный
86.Любит подчиняться
87Лредоставляет другим
88Легке попадает впросак
VII 89 Легко попадает под влияние друзей
90.Готов довериться любому
91.Благорасположен ко всем
92.Всем симпатизирует
VIII 93.Прощает все
94.Переполисн чрезмерным
95.Всликодушен и терпим к
96.Стремится
I 97.Стремптся к успеху
98.0жидает восхищения от
99.Распоряжается другими
100 Деспотичный
II 101.Cнoб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам)
102.Тщеславный
103.Эгоистичный
104 .Холодный, черствый
III 105.Язвитсльный, насмешливый
106 .Злобный, жестокий
107.Часто гневливый
108.Бесчувственный, равнодушный
IV 109. Злопамятный
110. Проникнут духом противоречия
111.Упрямый
112. Недоверчивый и подозрительный
V 113.Робкий
114.Стыдливый
115.Отличается чрезмерной готовностью подчиняться
116.Мягкотелый
VI 117 Почти никогда и никому не возражает
118. Ненавязчивый
119 Любит, чтобы его опекали
120. Чрезмерно доверчив
VII 121.Стремится снискать расположение каждого
122.Со всеми соглашается
123 .Всегда дружелюбен
124 .Всех любит
VIII 125.Слишком снисходителен к окружающим 126.Старается утешить каждого
127 .Заботится о других в ущерб себе
128. Портит людей чрезмерной
После оценивания своего реального "Я вновь прочтите все суждения и отметьте те из них, которые соответствуют Вашему представлению о том, каким Вам, по Вашему мнению, следовало бы быть в идеале".
Подсчет баллов ведется отдельно для каждой оцениваемой личности. Показателем нарушения отношений с определенным лицом является разница между представлениями человека о нем и желаемом его образе в качестве партнера по общению.
С помощью специального "ключа" подсчитывается количество баллов по каждому блоку. Максимальная оценка – 16 баллов, она разделена на четыре степени выраженности отношения (от адаптивного до дезадаптивного поведения). Характеристики, оцененные в пределах 8 баллов, свидетельствуют о гармоничном, адаптивном поведении(доминирование, уверенность в себе, требовательность, уступчивость, доверчивость, отзывчивость). Показатели от14 до 16 баллов свидетельствуют о трудностях социальной адаптации (деспотизм, эгоизм, жестокость, зависимость, конформизм).
В результате баллы по каждому блоку переносятся на психограмму (расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данному блоку), из них образуют личностный профиль. По специальным формулам определяется показатели по двум основным факторам:
доминирование = (1 – 5) + 0,7(8 + 2 – 4 – 6)
дружелюбие = (7 – 3) + 0,7(8 – 2 – 4 + 6)
Положительное значение результата, полученного по формуле "доминирование", свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении, к доминированию. Отрицательное значение указывает на тенденцию к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства.
Положительный результат по формуле "дружелюбие" является показателем стремления личности к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими. Отрицательный результат указывает на проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности. Количественные результаты являются показателями степени выраженности этих характеристик.
В результате проводится анализ личностного профиля – определяются типы отношения к окружающим (по Пугачеву, 2003):
I. Авторитарный
13–16 – диктаторский, властный, деспотичный характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.
9–12 – доминантный, энергичный, компетентный,
авторитетный лидер, успешный в делах,
любит давать советы, требует к себе уважения.
0–8 – уверенный в себе человек, но не обязательно
лидер, упорный и настойчивый.
II. Эгоистичный
13–16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.
0–12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.
III. Агрессивный
13–16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, жестокий, резкий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.
9–12 – требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
0–8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.
IV. Подозрительный
13–16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен.
9–12 – критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
0–8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
V. Подчиняемый
13–16 – покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
9–12 – застенчивый, кроткий, легко
смущается, склонен подчиняться
более сильному без учета
0–8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
VI. Зависимый
13–16 – крайне неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.
9–12 – послушный, боязливый, беспомощный,
не умеет проявить
0–8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.
VII. Дружелюбный
9–16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный.
0–8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
VIII. Альтруистический
9–16 – гиперответственный, всегда
приносит в жертву свои
0–8 – ответственный по отношению
к людям, деликатный, мягкий, добрый,
эмоциональное отношение к
Приложение 2
Результаты исследования
ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МЕТОДИКЕ ТОМАСА
№ п/п |
Кол-во баллов по шкале «Соперни- чество» (13) |
Кол-во баллов по шкале «Сотрудни- чество» (10) |
Кол-во баллов по шкале «Компро- мисс» (11) |
Кол-во баллов по шкале «Избе- гание» (11) |
Кол-во баллов по шкале «Приспо- собление» (13) |
1 |
3 |
10 |
6 |
5 |
6 |
2 |
5 |
4 |
11 |
5 |
5 |
3 |
7 |
3 |
11 |
4 |
5 |
4 |
4 |
9 |
5 |
5 |
7 |
5 |
12 |
5 |
3 |
4 |
6 |
6 |
6 |
10 |
5 |
7 |
2 |
7 |
6 |
3 |
4 |
11 |
6 |
8 |
4 |
10 |
6 |
5 |
5 |
9 |
5 |
6 |
11 |
3 |
5 |
10 |
12 |
5 |
3 |
4 |
6 |
11 |
2 |
9 |
6 |
5 |
8 |
12 |
3 |
5 |
6 |
10 |
7 |
13 |
7 |
4 |
4 |
5 |
12 |
14 |
8 |
7 |
1 |
1 |
13 |
15 |
13 |
5 |
5 |
3 |
4 |
16 |
4 |
7 |
3 |
10 |
6 |
17 |
6 |
5 |
3 |
4 |
12 |
18 |
8 |
2 |
6 |
11 |
3 |
19 |
7 |
10 |
3 |
5 |
5 |
20 |
3 |
5 |
5 |
4 |
12 |
21 |
12 |
5 |
3 |
4 |
6 |
22 |
13 |
5 |
5 |
3 |
4 |
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛИРИ
№ n/n
|
Типы отношении |
Доминирование |
дружелюбие | |||||||
I |
II |
Ш |
IV |
V |
VI |
VII |
МП | |||
Количество набранных баллов | ||||||||||
1 |
9 |
6 |
4 |
0 |
3 |
5 |
8 |
7 |
11.6 |
8.2 |
2 |
3 |
1 |
7 |
7 |
7 |
5 |
4 |
4 |
-8.9 |
-2.3 |
3 |
6 |
3 |
0 |
2 |
1 |
2 |
4 |
6 |
8.5 |
6.1 |
4 |
9 |
6 |
6 |
5 |
9 |
6 |
10 |
10 |
3.5 |
7.5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
6 |
10 |
5 |
8 |
11 |
-4.9 |
9.9 |
6 |
1 |
4 |
5 |
0 |
9 |
1 |
3 |
4 |
-3.1 |
-1.3 |
7 |
4 |
4 |
7 |
5 |
8 |
6 |
8 |
9 |
-2.6 |
5.2 |
8 |
7 |
1 |
3 |
2 |
7 |
8 |
10 |
8 |
-0.7 |
16.1 |
9 |
4 |
5 |
2 |
3 |
3 |
5 |
5 |
6 |
3.1 |
5.1 |
10 |
9 |
7 |
10 |
7 |
8 |
9 |
9 |
8 |
0.3 |
1.1 |
11 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
4 |
7 |
6 |
0.4 |
-0.4 |
12 |
3 |
2 |
4 |
3 |
2 |
1 |
3 |
3 |
1.7 |
-1.7 |
13 |
8 |
7 |
7 |
6 |
4 |
8 |
7 |
10 |
6.1 |
3.5 |
14 |
7 |
3 |
4 |
6 |
8 |
5 |
8 |
13 |
2.5 |
10.3 |
15 |
6 |
2 |
5 |
7 |
9 |
6 |
9 |
12 |
-2.3 |
10.3 |
16 |
6 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
5 |
4 |
2.7 |
1.7 |
17 |
0 |
0 | ||||||||
18 |
1 |
3 |
2 |
5 |
4 |
3 |
2 |
3 |
-4.4 |
-1.4 |
19 |
4 |
7 |
4 |
6 |
5 |
4 |
8 |
9 |
3.2 |
4 |
20 |
7 |
6 |
5 |
2 |
4 |
4 |
6 |
5 |
6.5 |
1.7 |
21 |
2 |
1 |
1 |
2 |
12 |
4 |
5 |
3 |
-11.4 |
6.8 |
22 |
3 |
6 |
8 |
1 |
2 |
0 |
4 |
0 |
4.5 |
-8.9 |
4,86 |
3,91 |
4,41 |
3,82 |
5,68 |
4,27 |
6,05 |
6,41 |
|||
30,40 |
24,43 |
27,56 |
23,86 |
35,51 |
26,70 |
37,78 |
40,06 |