Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:29, курсовая работа
Цель исследования: выявить влияние конфликтного поведения на проявление межличностных отношений в группе студентов - будущих учителей начальных классов
Объект исследования: студенты — будущие учителя начальных классов.
Предмет исследования: влияние конфликтного поведения на проявление межличностных отношений в группе студентов - будущих учителей начальных классов
Введение
Часть I.
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития межличностных отношений у группы студентов — будущих учителей начальных классов.
1.1.
Сущность понятий «отношения», «межличностные отношения», «общение».
1.2.
Особенности проявления межличностных отношений в студенческом возрасте
Вывод по I главе
Часть II.
Экспериментальное изучение проявления конфликтного поведения в группе студентов — будущих учителей начальных классов
2.1.
Характеристика испытуемых и описание методов исследования
2.2.
Анализ результатов исследования
Заключение
Литература
И.С. Кон подчеркивал, что чем бы ни определялся статус студента в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в студенческом коллективе - одна из главных причин преждевременного ухода студентов из учебного заведения, причем такие юноши часто попадают под дурное влияние вне учебы10.
В студенческих группах официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Часто его выдвигают не столько сами ребята, сколько взрослые; успешность его деятельности зависит в этом случае от того, сумеет ли он наладить контакт с неформальными лидерами, которые по тем или иным причинам не занимают официальных постов, но пользуются реальным влиянием. В стихийных группах, каким бы острым ни было в них внутреннее соперничество, вожаком может быть лишь тот, кто обладает реальным авторитетом.
Период обучения в учебном заведении для молодых людей является сензитивным в восприятии нового, он является периодом личностного становления и самоопределения. Пластичность психики, ориентация на самопознание данного возраста определяют возможность появления новообразований в социальных контактах. Однако не каждый контакт будет позитивным. В нашем исследовании важным, значимым является группа студентов — будущих учителей начальных классов.
Вывод по I главе
Представлена характеристика студенчества как возрастной и социально-психологической категории, рассматривается социально-психологическая характеристика студенчества. По возрастному критерию студенчество относится к юношескому периоду как определенному этапу между детством и взрослостью, т. е. юностью - студенчество. Постановка проблемы студенчества как особой социально-психологической категории является научным приоритетом ленинградской психологической школы
Исходя из того, что студенты педагогических вузов являются членами молодежного социума, которому присущи конфликты, возникающие в процессе становления молодой личности, им неизбежно приходится сталкиваться с различными противоречиями в процессе обучения в вузе. Конфликтность молодежного социума в современной России – особая тема, актуальность которой стала очевидной в нестоящее время. Весь период обучения в вузе предполагает постоянное межличностное общение молодежи. В вузе большую роль в социализации студента играет учебная группа. Студенческая группа становится конфликтной в самом начале ее формирования. В группе выделяют деструктивные внутригрупповые конфликты, разрушающие ее структуру, нарушающие ход учебного процесса, психологический климат, и конструктивные конфликты, активизирующие социальную жизнь группы, служащие источником создания более благоприятных условий для социализации личности и ее успешности. Как уже упоминалось ранее, конфликты присущи молодежному социуму, и психологические особенности студентов технического вуза не столь отличаются от психологических особенностей студентов в целом, то и причины конфликтов не столь разительны.
Студенчество – носитель всех основных характеристик и проблем молодежной среды. Оно не имеет жизненного опыта, склонно к максимализму, к преувеличенной оценке собственного мнения, формируется собственное мировоззрение, появляется стремление к независимости, индивидуальности, оригинальности Столкновение различных тенденций нравственных установок, различие в нормах, ценностях, отношениях, мотивах и поведении может привести к конфликту. Конфликты являются неотъемлемой частью студенческой жизни
Глава 2. Экспериментальное изучение проявления конфликтного поведения в группе студентов — будущих учителей начальных классов
2.1 Характеристика испытуемых
и описание методов
Экспериментальной базой исследования стала группа студентов...........
Жизнь студенческой группы, как правило, женского по составу, многолика и разнообразна. Люди разные: по образованию, по темпераменту, по состоянию здоровья, по социальному статусу, и по восприятию руководителя. Перед ними единая цель и широчайший спектр задач. Усилия многих должны объединиться, привести к получению означенного результата. С одной стороны задача менеджера ясна как день: обозначить цель, распределить роли, определить степень ответственности, предоставить ресурсы, организовать деятельность специалистов, обеспечить достойное вознаграждение за труд. Все просто и сложно одновременно. Традиционно узкие звенья этой цепи – ресурсы и вознаграждение. Это и есть наиболее частая причина конфликтной ситуации. Однако, при равных обстоятельствах разные люди по-разному выражают отношение к действительности. Одни – бурно протестуют, другие – равнодушно молчат, третьи – активно действуют с намерением изменить ситуацию. То есть, «человеческий фактор» - основа основ любых взаимоотношений. И зависит он от простого – уровня развития коммуникативных способностей, культуры взаимоотношений между людьми. Ответственность за формирование отношений между людьми ложится на плечи руководителя. Чем активнее, продуманнее управленческая политика, тем выше результативность деятельности учреждения.
В данной студенческой группе, на момент моего исследования, произошел конфликт. Суть конфликта – пропущенные рабочие часы.
Ни одна из конфликтующих сторон не собиралась идти на уступки, и стремилась доказать свою правоту. Постепенно в конфликт были втянуты почти все студенты группы. В группе начались разногласия, мешающие учебному процессу.
В сентябре 2012 года староста группы обратилась к психологу за помощью в разрешении затянувшейся конфликтной ситуации.
Для знакомства с ситуацией мы провели опрос всех студентов по специально составленной анкете (см. приложение 1). Затем, выявив суть проблемы, и наметив основные пути исследования, провели диагностику по следующим методикам:
1. «Стиль конфликтного поведения» К. Томаса – для определения типических способов реагирования на конфликтные ситуации (адаптирована Н.В. Гришиной методика американского социального психолога К.Н.Томаса). С помощью методики определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, в школьной команде, стремится ли он к компромиссам, избегает ли конфликтов или, наоборот, старается обострить их. Методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной спортивной деятельности [см. приложение1].
2. «Методика
диагностики межличностных
Сочетание вышеуказанных методик позволило нам достаточно подробно изучить межличностные отношения в группе студентов — будущих учителей начальных классов. Затем нами была составлена схема коррекционных занятий по снижению напряжения и повышению конфликтоустойчивости в данном будущем педагогическом коллективе.
Мы предположили, что специально разработанные мероприятия по повышению конфликтоустойчивости студентов и обучение их эффективным методам управления конфликтами могут помочь рационально вести себя в конфликте и снизить уровень конфликтности в группе.
Описание методик представлено в Приложении 1, результаты исследования – в Приложении 2, описание коррекционных методов – в Приложении 3.
2.2 Анализ результатов исследования
На первом этапе исследования мы провели опрос всех студентов группы по специально составленной анкете (см. приложение 1), с целью выявить суть проблемы.
………здесь будут результаты опроса по составленной анкете………………
Затем для изучения взаимоотношений в малых группах мы провели диагностику членов группы по методике ЛИРИ (см. приложение 2).
Результаты исследования показали, что у 14-ти испытуемых выявлено стремление к лидерству в общении, к доминированию. У восьми испытуемых (№№ 2, 5, 6, 7, 8, 15, 18 и 21) выявлена тенденция к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства (см. таблицу 1).
Таблица 1. Результаты исследования межличностных отношений в группе студентов по шкале «доминирование – дружелюбие» методики ЛИРИ.
№№ |
доминирование |
подчинение |
дружелюбие |
агрессия |
1 |
11,6 |
8,2 |
||
2 |
-8,9 |
- 2,3 | ||
3 |
8,5 |
6,1 |
||
4 |
3,5 |
7,5 |
||
5 |
- 4,9 |
9,9 |
||
6 |
- 3,1 |
- 1,3 | ||
7 |
- 2,6 |
5,2 |
||
8 |
- 0,7 |
16,1 |
||
9 |
3,1 |
5,1 |
||
10 |
0,3 |
1,1 |
||
11 |
0,4 |
- 0,4 | ||
12 |
1,7 |
- 1,7 | ||
13 |
6,1 |
3,5 |
||
14 |
2,5 |
10,3 |
||
15 |
- 2,3 |
10,3 |
||
16 |
2,7 |
1,7 |
||
17 |
0 |
0 |
||
18 |
- 4,4 |
- 1,4 | ||
19 |
3,2 |
4 |
||
20 |
6,5 |
1,7 |
||
21 |
- 11,4 |
6,8 |
||
22 |
4,5 |
- 8,9 |
Положительный результат по формуле "дружелюбие" отмечается у 15-ти членов группы, что является показателем их личностного стремления к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими. Отрицательный результат отмечен у шести испытуемых (№№ 2, 6, 11, 12, 18 и 22) и указывает на проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности.
Количественные результаты являются показателями степени выраженности этих характеристик. Так из таблицы 1 мы видим, что самые высокое стремление к лидерству отмечается у испытуемых №№ 1, 13 и 20, по шкале «доминирование у них самые высокие баллы. Наиболее высокая тенденция к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства отмечается у испытуемых №№ 2 и 21. Наиболее дружелюбными и открытыми для общения, судя по результатам данного исследования, являются испытуемые №№ 1, 5, 8, 14 и 10. Испытуемый № 1 обладает качествами лидера, при этом дружелюбен и настроен на сотрудничество.
Наиболее агрессивен испытуемый № 22, он менее всех настроен на сотрудничество и совместную деятельность.
Затем мы проанализировали типы отношений к окружающим у наших испытуемых по данной методике. Как видно из диаграммы на рис. 1, в данном коллективе преобладает подчиненный тип отношений (см. рис.1).
Рис.1.Результаты исследования межличностных отношений
по методике ЛИРИ
Так же выражены дружелюбный, альтруистический и авторитарный типы отношений.
Далее мы решили определить типические способы реагирования на конфликтные ситуации у наших респондентов по методике «Стиль поведения». В результате диагностики выяснилось, что у членов коллектива существуют различные методы решения конфликтных ситуаций (рис.2).
Рис.3. Результаты диагностики членов рабочего коллектива
Большинство членов коллектива предпочитают решать конфликтные ситуации методом сотрудничества (7 человек), компромисса (5 человек) или приспособления (5 человек). Двое избегают решения конфликтов. Применяют стратегию соперничества в конфликтных ситуациях 3 человека.
Таким образом, проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу о том, что не все члены коллектива настроены агрессивно и стремятся к конфликтам. Большинство членов коллектива дружелюбны и настроены на сотрудничество. В результате исследования нам удалось выявить испытуемых, склонных к агрессии и конфликтам. Мы считаем, что специально разработанные мероприятия по повышению конфликтоустойчивости сотрудников и обучение их эффективным методам управления конфликтами могут помочь рационально вести себя в конфликте и снизить конфликтность в данном коллективе.