Экспериментальное педагогическое исследование по повышению мотивации и действенности на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить наиболее эффективные пути, методы и средства повышения познавательной мотивации изучения английского языка детьми младшего школьного возраста.
Задача исследования:
Исследование проблемы учебной мотивации в психолого-педагогической литературе.
Изучение значения мотивации при изучении английского языка в школе.
Анализ эффективности существующих путей, методов и средств повышения познавательной мотивации к изучению английского языка

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3

Глава I. Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль познавательной мотивации в этом процессе................................................5
1.1 Понятие мотивации. Познавательная мотивация...........................................5
1.2 Роль мотивации в изучении иностранного языка..........................................7
1.3Специфика урока иностранного языка...........................................................10
1.4 Психологические основы обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте................................................................................................12

Глава II. Способы повышения мотивации при обучению английскому языку младших школьников............................................................................................14
2.1 Пути и приемы повышения мотивации учеников на уроке иностранного языка.......................................................................................................................14
2.2Роль игры на уроках иностранного языка в младших классах и сильнейшие психологические побудители, проникающий в глубины сознания..................................................................................................................17
2.3 Особенности нетрадиционных форм урока..................................................26
2.4 Оценивание как средство мотивации к изучению иностранного языка младшими школьниками......................................................................................31
Глава III. Экспериментальное педагогическое исследование по повышению мотивации и действенности на уроках английского языка...............................37
3.1 Подготовительный этап исследования..........................................................37
3.2 Проведение исследования. Организация уроков без использования грамматических игр...............................................................................................37
3.3 Проведение исследования. Организация уроков с использованием грамматических игр...............................................................................................40
3.4 Обработка результатов. Выводы....................................................................42

Заключение.............................................................................................................44

Список использованной литературы..........

Файлы: 1 файл

кур работа мотивация иностарнного языка.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, психологические особенности воздействия  учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и  создает благоприятные условия  для формирования коммуникативной  компетенции учащихся.

Практика показывает, что видеоуроки являются эффективной формой обучения.[ Барменкова О.И. 1993; - с. 20-25; Верисокин Ю.И. 2003; – с.31-34]

Урок – экскурсия

В наше время, когда  все шире и шире развиваются связи  между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

Учителя, сознавая стимулирующую  силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.[ Пучкова Ю.Я. 2005; – с.78; Колесникова И.Е. 1990; – с.120]

Урок  – спектакль

Эффективной и  продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к  литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.[ Пучкова Ю.Я. 2005. – с.78 ]

Урок-праздник

Весьма интересной и  плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма  урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.[ Колесникова И.Е. 1990; – с.120]

Урок  – интервью

Вряд ли стоит  доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.

В зависимости  от поставленных задач тема урока  может включать отдельные подтемы. Например: ”Cвободное время”, “Планы на будущее”, “Биография” и т.д.

Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом  значимой информацией. Однако при работе с такими темами, как "Моя школа" или "Мой город", равноправный диалог теряет смысл, поскольку партнерам незачем обмениваться информацией. Коммуникация приобретает чисто формальный характер.

В такой ситуации логично прибегнуть к элементами ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжает оставаться самим  собой, то есть российским школьником, тогда как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника.

Такая форма  урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над  заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят  вопросы, на которые хотят получить ответы.

Подготовка  и проведение урока подобного  типа стимулирует учащихся к дальнейшему  изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также  расширяет кругозор.

Урок-эссе

Современный подход к изучению английского языка  предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку  собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и  авторского "я".

Словарь кратких  литературоведческих терминов трактует понятие "эссе" как разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.

На уроках английского  языка ученики анализируют избранную проблему, отстаивают свою позицию. Учащиеся должны уметь критически оценивать прочитанные произведения, в письменном виде излагать мысли согласно поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение.

Такая форма  урока развивает психические  функции учащихся, логические и аналитическое  мышление и, что немаловажно, умение мыслить на иностранном языке.[ Полат Е.С. 1991; - с.3-10.]

Интегрированный урок

В современных  условиях обучения иностранному языку  в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам.

Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, науки гуманитарного цикла ставят предмет для разговора, повод для коммуникации.

Литература  играет большую роль в эстетическом развитии учащихся. Тексты художественных произведений являются важнейшим средством  приобщения учащихся к культуре страны изучаемого языка.

Богатый материал для организации заинтересованного иноязычного общения дает МХК. Наиболее необходима связь "МХК и иностранный язык" при изучении основных достижений мировой и отечественной культуры. На уроках МХК учащиеся знакомятся с представителями в различных видах искусства. Знания о выдающихся представителях культуры страны изучаемого языка, о конкретных произведениях искусства приобретаются в процессе чтения.

Предметы гуманитарного  цикла обращены к личности человека, его духовным и нравственным ценностям. Использование интеграции формирует художественные вкусы учащихся, умение правильно понимать и ценить произведения искусства.

Основными целями интеграции иностранного языка с  гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.[ Теслина О.В. 2002; - №3. с.41-46.]

2.4 Оценивание как средство мотивации к изучению иностранного языка младшими школьниками

 

Умение младших школьников правильно оценить себя или одноклассника, выполняя работу в парах, группах  или индивидуально важно не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. “ Новые государственные стандарты  по иностранным языкам предполагают:

  • объективное оценивание своих учебных достижений;
  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности;
  • учет мнения окружающих при самооценивании;
  • оценивание своего вклада при выполнении группового задания.

Учить детей оцениванию необходимо с начальной школы, когда процесс оценивания является одним из эффективных факторов успешного обучения. Оценивание важно для всех участников учебного процесса:

  • родители хотят видеть успехи и неудачи ребенка;
  • учитель желает видеть прогресс ученика;
  • ученику необходимо чувствовать свою успешность;
  • администрация хочет знать результат обучения.

Таким образом, проблема - неумение младших школьников оценивать себя и одноклассников - актуальна и значима.

Младшие школьники хотят  быть положительно оцененными на каждом уроке, им необходимо видеть собственный прогресс и просто получить похвалу учителя.

Как же сделать процесс  оценивания более эффективным, мотивирующим учеников на дальнейшее успешное обучение, как сделать, чтобы дети не боялись  быть оцененными?

Как учителя мы ответственны за успехи детей перед самими учениками, их родителями, школьной администрацией. Кроме того, знать, что умеет и  знает наш ученик необходимо и  нам самим.

Традиционное тестирование и формальная оценочная система (выставление оценок) не являются идеальными для младших школьников. Оценки могут негативно повлиять на их самооценку, мотивацию и отношение к изучению английского языка. Малышам нужна специальная система оценивания, которая бы принимала во внимание их способность к творчеству, любовь к играм, пению, заучиванию рифмовок, любовь к ролевым играм и жажду деятельности, система, которая была бы основана на их специфичных психологических особенностях, познавательном развитии и областях интересов. Такая система должна быть позитивной и направленной на ученика.

Нельзя забывать, что  оценивание важно для всех участников учебного процесса:

  • учителя хотят видеть эффективность их методических приёмов, а также что необходимо улучшить для достижения лучших результатов;
  • детям необходимо видеть свой прогресс и достижения;
  • родителям следует быть в курсе успехов и неудач своего ребёнка;
  • школьная администрация желает знать результаты обучения в младшей школе.

Можно сказать, что оценивание – это измерение деятельности ученика разными способами, диагностика его проблем и успехов, сделанных в доброжелательной форме[Леднева В. С. 1998; – с.226. ].

Проблема обучения иностранному языку в начальной школе особенно актуальна в связи с принятием  новых базисных учебных программ, которые предполагают модернизацию языкового образования на основе личностно-ориентированного подхода, целью их является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, а изучение английского языка вводится со второго класса [Азарова С.Н. 2005; – с.18.]. Авторы новых БУП предлагают отталкиваться от психологических особенностей школьников и необходимости формирования у учеников мотивации к изучению предмета, а процесс оценивания является одним из наиболее эффективных факторов, влияющих на дальнейшее успешное обучение.

Развитие коммуникативных умений в чтении происходит на каждом уроке и завершается решением какой-либо языковой задачи, а оценивание результатов овладения данным видом речевой деятельности является показателем успешности каждого ученика.

Все участники  учебного процесса оценивают свою деятельность или деятельность друг друга: учителя через наблюдение, игры, задания и др.; дети - через самооценку или групповую оценку; родители через беседу с учителями и детьми; администрация через посещение уроков и ознакомление с детскими работами [Стул Т. 2004; – с. 13. ].

Если принять во внимание то, что мотивационные цели важнее содержательных на начальном этапе обучения , то становиться понятным, что прежде всего у младших школьников оцениванию подлежит содержательная сторона языка, а не грамотность его использования детьми. Оценивание традиционных языковых умений (аудирование, чтение, говорение, письмо) также как и грамматики, лексики и произношения следует производить интегрировано с другими задачами. И естественно, дополнительно следует оценивать как быстро и качественно младшие школьники используют иностранный язык для целей коммуникации.

Оценивая детей, необходимо использовать многообразие оценочных  инструментов и подходов. Учитель  должен быть достаточно квалифицирован, чтобы умело сочетать все виды оценивания самым эффективным образом. [Выготский Л.С. ,1991; – с.400.]

Исходя из психологических  особенностей младшей возрастной группы акценты в оценивании смещаются [Гальскова Н.Д. 2004. – с.49; Семёнова Н.В. – 2004;– с.43.]:

  • неформальное
  • самооценивание
  • групповое (или оценка одноклассника )
  • формальное

Информация о работе Экспериментальное педагогическое исследование по повышению мотивации и действенности на уроках английского языка