Экспериментальное педагогическое исследование по повышению мотивации и действенности на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить наиболее эффективные пути, методы и средства повышения познавательной мотивации изучения английского языка детьми младшего школьного возраста.
Задача исследования:
Исследование проблемы учебной мотивации в психолого-педагогической литературе.
Изучение значения мотивации при изучении английского языка в школе.
Анализ эффективности существующих путей, методов и средств повышения познавательной мотивации к изучению английского языка

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3

Глава I. Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль познавательной мотивации в этом процессе................................................5
1.1 Понятие мотивации. Познавательная мотивация...........................................5
1.2 Роль мотивации в изучении иностранного языка..........................................7
1.3Специфика урока иностранного языка...........................................................10
1.4 Психологические основы обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте................................................................................................12

Глава II. Способы повышения мотивации при обучению английскому языку младших школьников............................................................................................14
2.1 Пути и приемы повышения мотивации учеников на уроке иностранного языка.......................................................................................................................14
2.2Роль игры на уроках иностранного языка в младших классах и сильнейшие психологические побудители, проникающий в глубины сознания..................................................................................................................17
2.3 Особенности нетрадиционных форм урока..................................................26
2.4 Оценивание как средство мотивации к изучению иностранного языка младшими школьниками......................................................................................31
Глава III. Экспериментальное педагогическое исследование по повышению мотивации и действенности на уроках английского языка...............................37
3.1 Подготовительный этап исследования..........................................................37
3.2 Проведение исследования. Организация уроков без использования грамматических игр...............................................................................................37
3.3 Проведение исследования. Организация уроков с использованием грамматических игр...............................................................................................40
3.4 Обработка результатов. Выводы....................................................................42

Заключение.............................................................................................................44

Список использованной литературы..........

Файлы: 1 файл

кур работа мотивация иностарнного языка.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим каждый из видов оценивания в отдельности.

 Неформальное оценивание - это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения.

Цель неформального  оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться  усилить его путём похвалы  и поддержки. Это может быть сделано  разными способами:

  • не скупиться на устную похвалу при хороших результатах;
  • давать дружелюбные письменные комментарии в рабочих тетрадях;
  • дарить цветные фигурки со словами “Хорошо!”, “Отлично!” и другими;
  • дарить маленькие подарки (календари, наклейки, конфеты и т.д.);
  • рисовать или штамповать весёлые или грустные лица в манере кроки;
  • создавать портфолио .

Портфолио – один из самых популярных способов оценивания младших школьников. В нём представлены успешные работы, детские достижения в виде грамот, открыток или небольших подарков, фотографии, результаты тестов, аудио и видеозаписи. Портфолио прекрасно информирует родителей, детей и учителей, а также оценивает личностный вклад и прогресс в изучении языка. Этот документ принадлежит ребёнку, и он самостоятельно решает, что туда положить, т.е. портфолио способствует участию ребёнка в оценке своего труда.

Выполнение этих несложных  рекомендаций помогает учителю чётко  оценить учебную ситуацию в классе. Это отнимает много времени, но стоит  того.

Неформальное оценивание несёт скрытый характер и поэтому  не пугает детей и помогает избежать стресса, который неизбежен при отметочном оценивании.

 Самооценивание – это оценивание, проводимое самим ребёнком, с целью измерить собственный успех.

Этот вид оценивания особенно важен для данного возраста в силу следующих причин:

  • он обеспечивает детскую психологическую безопасность и автономию;
  • это необходимый компонент концепции, которая предполагает обучение в течение всей жизни, т.к. в будущем большинство сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и свою компетентность правильно и справедливо. Самооценивание важно не только в стенах школы, но и для всей взрослой жизни.

Использование шкал самооценки может помочь учителям и младшим  школьникам сделать процедуру оценивания прозрачной, ясной, объективной и  безболезненной. Учитель и ученик вместе имеют шанс оценить достижения, сравнить оценку, проанализировать её и понять свои недочёты.

Цели самооценивания следующие:

  • представить детям полную картину их достижений;
  • показать совпадают ли личностная и учительская оценки;
  • сформировать правильное отношение к оцениванию.

Некоторые учителя считают, что ученики в начальной школе  слишком малы, для того чтобы оценить  свой прогресс, но на самом деле у  них есть хорошие механизмы самооценки. Учителю только необходимо обсудить с учеником критерии оценивания, внести их в список и начать работать - результат не заставит долго ждать, самооценка будет точна и адекватна.

Групповое оценивание (или оценивание одноклассниками) – это процесс оценивания друг друга во время урочной деятельности.

Ребёнок в школе не изолирован, он постоянно общается со сверстниками вне урока и во время выполнения заданий на уроке. Школьнику очень важно знать, что о нём думают и как его оценивают его одноклассники.

Выполняя такой вид  оценивания ученики:

  • учатся взаимодействию, стремясь к одной цели;
  • учатся уважать и принимать мнение другого человека;
  • становятся партнёрами, что сводит к минимуму негативный аспект соревновательности;
  • начинают доверять друг другу;
  • чувствуют себя более защищёнными, чем работая в одиночку.

Формальное оценивание – это выставление оценок при наличии определённых критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание индивидуальных лингвистических и коммуникативных знаний, умений, навыков в данной области.

Рано или поздно, но детям придётся познакомиться с формальной системой оценивания. Цель учителя – сделать это осторожно, играя и обсуждая школьные оценки. Для младших школьников лучше всего превратить оценку из цифры в слово [Цукерман Г. 1999; - с.79.]. Причем дети сами подскажут учителю эти в Мы не должны забывать, что дети хотят, чтобы их оценили, а не наказали. И если их всё же следует покритиковать, то делать это нужно дружелюбно, корректно, с помощью обратной связи [Молли А. 2003. – с.30.]. Последняя может быть проведена разными способами:

  • индивидуально с каждым ребёнком;
  • с группой детей;
  • с целым классом;
  • в краткой письменной форме;
  • в доброжелательной беседе.

Обратная связь помогает детям проанализировать свои сильные  и слабые стороны безболезненно  для ребёнка.

При обучении английскому  языку детей 7-8 лет вряд ли необходим прямой контроль учебных действий, навыков и умений учащихся.

В эти годы закладывается  интерес к языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны, периоды динамичного развития речевых  умений могут чередоваться с относительно непродуктивными периодами учёбы [Гальскова Н.Д. 2004. – с.49; Азарова С.Н. 2005. – с.80.].

Вместе с тем, знания по иностранному языку, включённому  в сетку часов начальной школы, должны оцениваться в фиксированные  учебным планом промежутки учебного времени. В ряде школ отметки вообще не выставляются, что облегчает задачу учителя иностранного языка.

В этих случаях наиболее адекватной может быть признана система содержательных оценок, разработанная Ш. А. Амонашвили. Она позволяет выработать у учащихся правильное отношение к учебе и учителю, а у учителя достаточно объективное отношение к детям .

Основными характеристиками системы содержательных оценок являются:

1. доброжелательное отношение к ученику как к личности;

2. положительное отношение к усилиям, предпринимаемым учеником для решения поставленной задачи, когда оценивается его старание;

3. конкретный анализ трудностей и допущенных им ошибок;

4. конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат во время следующей попытки.

Подобный подход к контролю и оценке умений учащихся ориентирован на их успехи, поощрение, поддержку, которые сопровождаются вполне конкретными действиями учителя и ученика, направленными на улучшение качества обучения.

Вместе с  тем, при оценке конкретных достижений учащихся в разных речевых умениях (например, чтении) учитель может ориентироваться на количественные и качественные параметры, такие как объём и характер текстов для чтения и другие. Параметры дают основание судить о желаемом и достижимом уровне коммуникативной компетенции учащихся на данном этапе.[ Леднева В. С. 1998 ;– с.226. ]

 

  1. . Экспериментальное педагогическое исследование по повышению мотивации и де<span class="dash0417_0430_0433_043e_043b_043e_0432_043e_043a_0


Информация о работе Экспериментальное педагогическое исследование по повышению мотивации и действенности на уроках английского языка