Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 23:52, дипломная работа

Описание работы

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. Аспект формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
1.1. Сущность познавательного интереса………………………………………
1.2. Экспериментирование как средство познания окружающего мира……………………………………………………………………………….
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой.
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста………………………........................
2.2. Комплекс занятий с использованием экспериментов для детей старшего дошкольного возраста………………………………………………...
2.3. Итоговая диагностика сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….…………………………..

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 340.50 Кб (Скачать файл)

На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

Использование метода – детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

                                                          

 

Литература

1.Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах ) Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд.3-е.М., «Советская Энциклопедия»,1987.

2.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и  психогигиене общения. М., 1987.

3.Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. М.,1994.

4. Возрастная психология: Курс  лекций / Н.Ф. Добрынин , А. М. Бардин, Н.В. Лаврова. - М.: Просвещение,1965.-295с.

5.Возрастная и педагогическая психология. Оренбург. Издательство ОГПУ 2004г.

6.Дощицена З.В.  Оценка степени готовности детей к обучению в школе. М.,1994г.

7.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в  детском  саду. М., 2004.

8.Иванова А.И. Живая экология. М.,2006.

9.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3. С.4-12.

10.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

11.Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково – познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. №8. С.60-64.

12.Махмутов М.М.Проблемное обучение.-М.:1975

13.Морозова Н.Г. Учителю о Познавательном интересе. М.: Значение, серия Педагогика и психология»,1979№2

14.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002.

15.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.,2002.

16.Радуга. Прграмма и методичкское руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6 -7 лет в дет.саду / Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И и др.- М.: Просвещение, 1997.

17.Программа воспитания и обучения детей в детском саду / Отв.ред.М.А. Васильева. М., 2007.

18.Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. №1. с.6.

19.Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.- М., 1996.

20.Рогов Е.И. Психология познания М., 1998.

21.Рубенштейн С. Л. Вопросы общей психологии. - М., 1985.

22.Рыжова Н.А. экологическое образование в детском саду.-М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

23.Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С.13-16.

24.Щукина Г.и. Проблема познавательного  интереса в педагогике. М..1971.

25.Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирование интереса в обучении. М.,1975.

26.Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы.-Ростов-на-Дону,- 2003. Приложение №1

 

 

 

 

 

 

                                                          Приложение 1

                                                                                                  Диаграмма 1

Данные по методике «Маленький исследователь»

До начало эксперимента

 

                                                                                                               Диаграмма 2

После эксперимента

                                                                                                        Приложение №2

Диаграмма 1

Данные уровня знаний детей о неживой природе

До начало эксперимента

 Диаграмма 2

После эксперимента

 

 

 


Информация о работе Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природо