Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 10:39, курсовая работа
Актуальность темы. Музыкально-эстетическое образование в школе нацелено на гармоничное развитие личности в духовно-нравственном плане, на создание условий для раскрытия всех его дарований и на формирование системы дальнейшего за пределами школы духовного самораскрытия, что невозможно без творческого потенциала. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей школьников – одна из важнейших задач музыкально-эстетического воспитания. На повестке дня современной школы – разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического воспитания. ель исследования: Выявить особенности и развивающий потенциал элементарного музицирования, как вида музыкальной деятельности, на уроке музыки в школе.
Введение………………………………………………………………..………....3
Глава 1. Элементарное музицирование на уроках музыки в общеобразовательной школе
§1. Музицирование и его роль в музыкальном развитии ребенка………….5
§2. Развивающий потенциал элементарного музицирования……………….11
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы………………………………………….21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образование
Учреждение высшего
«Пермский государственный педагогический университет»
Факультет музыки
Кафедра музыковедения и музыкальной педагогики
«ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Курсовая работа
Выполнила студентка
III курса факультета музыки
Голдобина И. С.
Научный руководитель:
Старший преподаватель,
Царева Н. А.
Пермь 2012г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Элементарное музицирование на уроках музыки в общеобразовательной школе
§1. Музицирование и его роль в музыкальном развитии ребенка………….5
§2. Развивающий потенциал
элементарного музицирования………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….21
Введение
Актуальность темы. Музыкально-эстетическое образование в школе нацелено на гармоничное развитие личности в духовно-нравственном плане, на создание условий для раскрытия всех его дарований и на формирование системы дальнейшего за пределами школы духовного самораскрытия, что невозможно без творческого потенциала. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей школьников – одна из важнейших задач музыкально-эстетического воспитания. На повестке дня современной школы – разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического воспитания.
В настоящее время традиционный подход обладает недостаточными возможностями по решению проблемы развития музыкально-творческих способностей детей. С одной стороны, музыкальное образование в современной школе направлено на формирование и развитие креативности детей, а с другой стороны на уроке музыки, как правило, преобладает репродуктивная музыкальная деятельность, пассивные формы объяснения и слушания музыки.
Какими видами деятельности на уроке музыки можно наиболее эффективно развивать творческий потенциал ребенка. Для решения данной проблемы мы избрали тему «Элементарное музицирование на уроках музыки в общеобразовательной школе».
Проблемам развития творческой активности учащихся в процессе элементарного музицирования посвящены работы К. Орфа, Т. Э. Тютюнниковой, Л. А. Баренбойма, В. И. Шарабурова, Т. А. Боровик. Исследованием детского творчества занимались такие педагоги и психологи, как Л. С. Выготский. Б. М. Теплов, А. Я. Матюшкина, Б. Р. Яворский, Э. Тюррерс и другие.
Цель исследования: Выявить особенности и развивающий потенциал элементарного музицирования, как вида музыкальной деятельности, на уроке музыки в школе.
Задачи:
В ходе выполнения работы использовались следующие методы: метод изучения и анализа литературы по данной проблеме, обобщение.
Глава 1. Элементарное музицирование на уроках музыки в общеобразовательной школе
§1. Музицирование и его роль в музыкальном развитии ребенка
Одним из видов творческой деятельности в области музыкальной педагогики является музицирование. В переводе с немецкого музицирование означает заниматься музыкой. Понятие «музицирование» очень многогранно и имеет свою историю. Можно выделить несколько основных типов музицирования1:
В истории музицирования
всегда переплетались две традиции
– любительская, общедоступная и
профессиональная, тесно связанная
с талантом и мастерством отдельных
индивидуумов. Это разделение наметилось
еще во времена первобытно общинного
строя и сохраняется в
Музицирование на основе письменной традиции, получившее широкое распространение в XVII-XIX веках как камерное исполнительство и ныне бытующее в разнообразных «салонных» формах, неизбежно предполагает разделение аудиторий на слушателей и исполнителей, на умеющих музицировать и пришедших послушать. Этот тип музицирования в реальной жизни рождает любительские музыкальные движения по моделям письменной культуры.
Под репродуктивным музицированием обычно подразумевают индивидуальное или коллективное исполнение сочиненной и записанной музыки.
Творческий характер музицирования
– важнейшая особенность
«Творческое музицирование – это более сам процесс творчества, чем продукт, более общение, чем научение, более субъективное состояние, чем объективное его выражение» - пишет Т.Ю. Тютюнникова2. Оно основано на импровизации, интерпретации, вариационном обновлении, свободном комбинировании. Продуцирование музыкальных идей для спонтанного общения партнеров составляет его смысл. Подобное музицирование бытует в фольклоре всех народов мира, как европейских, так и неевропейских.
Определяющим свойством творческого музицирования является креативность. Его основу в современной педагогике составляют известные авторские музыкально-творческие концепции, ставшие во главу угла обучения через творчество – Жак-Далькроза, Карла Орфа, Золтана Кодаи, Шиници Сузуки, в сочетании с различными формами театрализованной деятельности.
Если говорить о музицировании на уроках музыки в школе, то можно отметить, что оно является исполнительской музыкальной деятельностью. Такая деятельность помогает ребенку ощутить природу музыкального исполнительства , почувствовать себя музыкантом, способным к восприятию, познанию музыки и ее воплощению в собственной деятельности.
Характеризуя специфику
музыкального исполнительства В.Л.
Живов отмечает, что музыкально-
Музицирование учащихся на музыкальных занятиях в системе общего образования заключается преимущественно в коллективной исполнительской деятельности детей. Создание исполнительского художественного образа и его воплощение происходят в значительной мере под руководством учителя, но требуют при этом активного, творческого участия всех детей.
Как правило, музицирование
осуществляется в следующих основных
видах исполнительской
Осваивая эти виды деятельности, учащиеся приобретают практический опыт оперирования разнообразными музыкальными интонациями. Причем эти интонации им предстоит исполнить в конкретном музыкальном контексте. Тем самым исполнительская деятельность в отличие от слушательской создает особые условия для того, чтобы учащиеся могли погрузиться в интонационную сферу разучиваемого и исполняемого ими произведения, поэкспериментировать с наиболее характерными, значимыми для него интонациями, открыть в них новые выразительные возможности, которые высвечиваются при различных интерпретациях.
Музицирование на уроках музыки обладает потенциальными возможностями в плане раскрытия природы исполнительства как творческого интерпретационного процесса, выявления и развития музыкальных способностей ребенка в качестве основы его самовыражения в музыкальном искусстве.
Вокально-хоровое музицирование является приоритетным видом исполнительства на уроках музыки в российских учреждениях образовательного типа. Такая деятельность направлена на развитие вокально-хоровой культуры школьников, музыкального слуха, вокально-хоровых навыков, а также способна воспитывать у школьников трудолюбие, упорство, настойчивость и другие качества личности.
Инструментальная деятельность детей в школах осуществляется преимущественно в процессе игры на элементарных музыкальных инструментах, также в практике используется и совместное исполнение музыкальных произведений на фортепиано учителем и учащимся. Как правило, обучение начинается с простейших шумовых, ударных инструментов, затем подключаются детские клавишные и духовые инструменты.
Говоря о простейших музыкальных инструментах, имеют в виду прежде всего простоту овладения учащимися навыками игры на этих инструментах.
Основным критерием при
выборе музыкальных инструментов для
их включения в музыкальные
По сравнению с вокально-
К основным видам инструментального музицирования можно отнести:
Введение инструментального
музицирования в процесс
Инструментальной
В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «музицирование» рассматривается с различных точек зрения: музицирование по моделям устной и письменной традиции; репродуктивное и творческое музицирование. Музицирование на основе устной традиции отличает прикладной характер, не профессиональность, на основе письменной, предполагает разделение аудиторий на слушателей и исполнителей, на умеющих музицировать и пришедших послушать. Репродуктивное музицирование подразумевает воспроизведение уже написанных произведений, а определяющим свойством творческого музицирования является креативность, неповторимость.
В музыкальной педагогике под музицированием понимается один из видов музыкальной деятельности, которая способствует проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, развитию интереса к исполнительской и творческой деятельности ребенка. Музицирование осуществляется в следующих видах исполнительской деятельности: хоровое, сольное и ансамблевое пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация.
Информация о работе Элементарное музицирование на уроках музыки в общеобразовательной школе