Элементарное музицирование на уроках музыки в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Музыкально-эстетическое образование в школе нацелено на гармоничное развитие личности в духовно-нравственном плане, на создание условий для раскрытия всех его дарований и на формирование системы дальнейшего за пределами школы духовного самораскрытия, что невозможно без творческого потенциала. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей школьников – одна из важнейших задач музыкально-эстетического воспитания. На повестке дня современной школы – разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического воспитания. ель исследования: Выявить особенности и развивающий потенциал элементарного музицирования, как вида музыкальной деятельности, на уроке музыки в школе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..………....3
Глава 1. Элементарное музицирование на уроках музыки в общеобразовательной школе
§1. Музицирование и его роль в музыкальном развитии ребенка………….5
§2. Развивающий потенциал элементарного музицирования……………….11
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы………………………………………….21

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 56.33 Кб (Скачать файл)

Элементарное музицирование — это работа со словом, музыкальными инструментами, это использование ритма, мелодий, гармонии в их простейших формах. Параллельная и одновременная деятельность по освоению этих элементарных средств на разном материале и является естественной средой рождения и развития музыки.

В элементарном музицировании  ребенок может использовать любой  предмет который издает звук, сам может подражать какому либо звуку и при этом он может движениями ног и рук так же издавать звуки, и в этой игре он создает что то свое, ребёнок выступает лавным образом творцом, создателем музыки, а задача взрослого направить его деятельность в правильное русло.

Истинная мудрость всегда проста: детский музыкальный инструмент на самой первоначальной ступени  должен быть игрушкой в высоком значении этого слова. Музыкальные игры, которые  будят творческую мысль, помогают понять откуда и как рождаются звуки.

Посредством элементарного  музицирования происходит воспитание интереса и любви к музыке в  процессе совместных игр, исполнительства  в ансамбле, пения со сверстниками, обогащение слушательского опыта, узнавание знакомых мелодий, умение импровизировать под музыку, развитие умения передавать основные музыкальные средства выразительности (темп, динамика, ритм и др.).

Элементарное музицирование  способствует развитию творческих способностей: воображения, фантазии, умение находить свои оригинальные движения для выражения  характера музыки, или определенного  образа. Также происходит воспитание потребности к самовыражению при игре на простейших инструментах в игровых ситуациях под музыку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Основной формой музыкальной деятельности в школе  являются музыкальные занятия. Они  объединяют все виды музыкальной  деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

В ходе работы мы выяснили, что элементарное музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности школьника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

В  данной работе мы провели анализ литературы таких исследователей как К. Орф, Г. Кеетман, Т. Э. Тютюнникова, Л. А. Баренбойм, Э.Б. Абдуллин, О.В Леонтьева, Л. В. Виноградов.

На основе анализа литературы мы выяснили, что в музыкальной педагогике под музицированием понимается один из видов музыкальной деятельности, которая способствует проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, развитию интереса к исполнительской и творческой деятельности ребенка. Музицирование осуществляется в следующих видах исполнительской деятельности: хоровое, сольное и ансамблевое пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация и оно обладает потенциальными возможностями в плане раскрытия природы исполнительства как творческого интерпретационного процесса, выявления и развития музыкальных способностей ребенка в качестве основы его самовыражения в музыкальном искусстве.

Элементарное музицирование  – это особый вид музыкальной деятельности, в первую очередь, связанный с детским творчеством. Оно представляет собой синтез музыки и речью, с их ритмическими и мелодическими сторонами.

 Элементарное музицирование, как вид музыкальной деятельности, имеет большой потенциал для развития и творческой деятельности как детей, так и педагогов. Система К. Орфа обладает необходимой универсальностью, экономичностью, гибкостью, позволяющей сочетать её с различными методиками, высокой адаптивностью к различным национальным условиям, дает возможность использования лучших образцов народной культуры.

В процессе элементарного музицирования можно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, осуществлять совместную творческую деятельность детей, которые обладают очень разными навыками, потребностями, проблемами или способностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Аббдулин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336с.
  2. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. Воронеж НПО «МОДЭК», 1998.  
  3. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания. - М., 1990. - 173 с.
  4. Баренбой Л. А. Система детского музыкального воспитания К. Орфа. Издательство «Музыка». Ленинград, 1970.
  5. Баринова М. Н. О развитии творческих способностей ученика: Сб. статей / ред. В. Михолис Л. Муз Гиз, 1961, - 60с.
  6. Бальчитис Э. О системе и методах обучению музыкального воспитания в СССР. – Вып. 1. // сост. Баренбой Л.А. – М.: Издательский центр «Академия». – 2002. – 416с.
  7. Безбородова Л. А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
  8. Донгаузер Е. В. Музыкальное образование в немецких народных школах ( на примере федеральной земли Бавария)// Музыка в школе. – 2003. - №3 с 44
  9. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение. 1989. – 207 с.
  10. Глаголева Н. Об уроках музыки в европейской гимназии// Искусство в школе. – 2000. - №2. – с. 31
  11. Измайловская Е. Воспитание музыкальных навыков в детских играх. – М.: Музыка, 1964. – 28 с. 
  12. Котикова О.П., Кухаронок В.Г. Развитие творческой активности младших школьников в процессе эстетического воспитания средствами искусства. - Мн., 2003. - 124с.
  13. Куликовская О.Б. Развитие фантазии на уроках музыки. Журнал «Журнал прикладной психологии» № 4, 1998.
  14. Леонтьева О. Т. Карл Орф – для детей// Современная музыка, 1963 №7 с 121-129
  15. Леонтьева О.Т. Карл Орф – М. Музыка, 1984
  16. Ожиганова Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности. Журнал «Психологический журнал» № 2, 2001.
  17. Педагогика творчества: из опыта работы преподавателей школ искусств/ Ленингр. Обл. учеб. – метод. центр культуры и искусств; сост. А. Г. Рыжов, Союз художников, 2001.- 40 с.
  18. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. УРСС. - М, 2003. С. 121
  19. Тютюнникова Т.Э. Движение и музыка // Дошкольное воспитание №8.1997г.
  20. Тютюнникова Т.Э. Движение и музыка //Дошкольное воспитание №10.1997г.
  21. Тютюнникова Т.Э. Карл Орф в начальной школе// Искусство в школе. – 1999. - №6. С 10-16
  22. Тютюнникова  Т.Э. Часы и часики // Дошкольное воспитание №6.2002г.
  23.   Тютюнникова Т.Э. Музыкальные инструменты Карла Орфа //Дошкольное воспитание №2.1998г
  24. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа: I сборник / Сов. секция межд. общ. по муз. воспитанию/ - М.: Сов. Композитор, 1978
  25. http://muzdeti.com
  26. http://festival.1september.ru
  27. http://www.orff.ru

1  Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. УРСС. - М, 2003. С. 121

2  Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. УРСС. - М, 2003. С. 122

3 Живов В.Л. Теория хорового исполнительства. – М., 1998. – С. 24-25.

4 Система детского музыкального воспитания Карла Орфа: Сб. / Под ред. Л.А. Баренбоймаю – Л.: Музыка, 1970. – 160 с.

 


Информация о работе Элементарное музицирование на уроках музыки в общеобразовательной школе