Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 15:49, курсовая работа
Актуальность. Современное образование невозможно без освоения культурного наследия нашей страны. Одной из самых мощных ветвей дерева национальной культуры является искусство. Оно занимает главенствующую роль в эстетическом, нравственном, творческом воспитании молодого поколения [8].
Начальные школы решают различные проблемы, связанные с эстетическим воспитания детей: развитие способности понимать и чувствовать красоту в искусстве и в жизни, эмоционально реагировать на него, оценить прекрасное, стремиться, насколько это возможно, дополнять красоту мира.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников с ЗПР
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР
1.2 Основы эстетического воспитания младших школьников
1.3 Аппликация как вид деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР
Выводы по главе 1
Глава 2.Эмпирическое исследование по развитию эстетических чувств младших школьников с ЗПР средствами аппликации
2.1 Диагностика уровня развития эстетического воспитания младших школьников с ЗПР
2.2 Содержание экспериментальной работы по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста с ЗПР
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Будем строить новый дом.
Тук-тук молотком
Строим, строим новый дом.
Справа тук, слева тук,
Впереди тук-тук, тук-тук.
Вырос дом, огромный дом.
Будут жить зверушки в нём!
V. Наклеивание деталей
Дети сначала наклеивают круги на полоски-доски, а затем несут их на общий лист. После того, как дети наклеят полоски, воспитатель доклеивает крышу.
Учитель: Вот какой теремок. Всё сделали? Чего не хватает?
Дети: Не хватает окон.
(Дети идут и наклеивают окна).
Учитель: Какой красивый теремок! Теперь пора поселить зверей.
(Дети наклеивают зверей-
VI. Игра с масками: «Что изменилось»?
- Посмотрите, лесные звери в благодарность оставили нам маски. Вы их наденете и мы поиграем в игру «Что изменилось»?
(Выбираем ведущего. Он запоминает кто, как стоит, после закрывает глаза. Дети в масках меняются местами. Ведущий открывает глаза и говорит, что же изменилось).
VII. Анализ занятия
Учитель: Подойдём к теремку и полюбуемся им.
Терем, терем, теремок,
Звери строили домок.
Ставенки резные, окна расписные.
Пришёл медведь,
Принялся реветь.
Выходили звери,
Отворяли двери.
Смотрят на мишку:
- Велик ты слишком.
Уходи медведь,
Перестань реветь!
- Мы знаем, что мишка
теремок случайно сломал. Хорошо,
что мы оказались рядом и
помогли построить новый
В ходе разработки экспериментального исследования были определены следующие критерии оценки уровня эстетического воспитания детей[7]:
а) высокий уровень - способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, проявлять развернутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности и разножанровой направленности;
б) средний уровень - правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления, без анализа средств выразительности; слабо выраженный интерес к разным видам искусств и разным видам художественной деятельности;
в) низкий уровень характеризуется неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов; отсутствие интереса к искусству.
Проведенная работа позволила судить о компетентности детей в обозначенном круге вопросов и об их отношении к выделенным компонентам, раскрывающим сущность эстетических качеств. Анализ и результат проверки показали, что уровень эстетического опыта и художественно-эстетических предпочтений школьников преобладает средний и ниже среднего.
Результаты диагностики отражены в Таблице 2.
«Таблица 2. Результаты констатирующего этапа исследования»
Имя Ф. |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Андрей Ч. |
+ |
|||
Иван Н. |
+ |
|||
Катя С. |
+ |
|||
Ксения С. |
+ |
|||
Олег Ш. |
+ |
|||
Павел А.. |
+ |
|||
Света П. |
+ |
|||
Ульяна К. |
+ |
|||
Всего (%) |
12,5 |
25 |
62,5 |
|
Таким образом, по результатам исследования было выявлено, что в 4«А» классе из 8 обследованных школьников 1 ребенок (12,5%) имеет высокий уровень эстетического развития. Двое детей (25%) продемонстрировали средний уровень развития духовно-нравственных качеств, остальные же 5 детей (62,5%) имеют низкий уровень эстетического развития. Для мониторинга была составлена следующая гистограмма, где наглядно отражены результаты диагностики (Рис.1). Данные результаты указывают на преобладание детей экспериментального класса со средним и низким уровнем эстетического развития.
«Рисунок 1. Результаты констатирующего этапа исследования»
Таким образом, мы пришли к выводу, что необходима систематическая, целенаправленная и планомерная работа с младшими школьниками с ЗПР по эстетическому воспитанию.
Для наибольшей заинтересованности детей и эффективности работы по данному направлению нами использовались различные формы и методы организации деятельности детей. Больший акцент был сделан на использовании художественных видов деятельности в воспитательно-образовательном процессе, подробно описанные в пункте 2.2 данной главы.
Цель контрольного этапа эксперимента: определение эффективности проделанной коррекционно-развивающей работы по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста с ЗПР посредством аппликации.
Данный этап эксперимента проходил в форме занятия на тему:
«ЗАЙЧИК»
Цели и задачи:
1) закрепить умения разметки по шаблону;
2) закрепить знания по
технике безопасности при
3) развивать моторику пальцев;
4) развивать навыки и умения ручного труда;
5) развивать фантазию, мышление учащихся;
6) развивать умения экономно пользоваться бумагой.
7) воспитывать бережливость;
8) воспитывать уважительное отношение к природе, чувство прекрасного;
9) воспитывать
Оборудование:
а. на доске - конверт (в конверте: изображение Снеговика, загадки, готовая
б. модель «Зайчик», слово СНЕГОВИК);
в. шаблоны деталей, альбомный лист, цветной картон;
г. ножницы, клей-карандаш, салфетка;
д. простой карандаш, ластик, цветные карандаши;
е. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2009. с. 197
Ход урока
I Организационный момент
Долгожданный дан звонок - начинается урок.
Урок труда - урок искусства, урок добра и доброты.
А … (дети хором читают с доски):
Добро творить - себя веселить.
II Подготовительная работа
1. Эмоциональный настрой.
Ребята, сегодня я получила письмо с заданием: отгадайте загадку:
Белый пух валит с небес, он накрыл весь голый лес.
Дети пух тот собирали, вставили уголёк, морковь:
Жил он посреди двора, где играет детвора.
Но от солнечных лучей превратился он в ручей. Снеговик.
В гостях у нас Снеговик.
2. Проверка рабочего места,
инструктаж по технике
Какие инструменты и материалы нам понадобятся на уроке, вы узнаете, отгадав загадки от Снеговика.
1.Не похож на человечка,
но имеет он сердечко, И работе
круглый год он сердечно
2. На мне можно написать, на мне можно рисовать.
На мне можно разукрашивать, меня можно вырезать. (Альбомный лист)
3. Жил-был в бумажном царстве очень важный дед.
Считал себя он прочным, а значит самым главным
И очень-очень твёрдым из всех бумаг во век. (Картон)
4. Инструмент бывалый - не большой, не малый.
У него полно забот: он режет и стрижёт. (Ножницы)
5. Смогу соединить картон с бумагой, соединить два листа. Клей.
6. Хоть я не прачка, друзья, стираю старательно я. (Ластик)
7. Жмутся в узеньком домишке разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю - где была пустота,
Там, глядишь - красота! (Цветные карандаши)
Молодцы!
А теперь вспомним с вами правила безопасности при работе с ножницами, с клеем (См. Прил. А).
III Изучение нового материала
1. Послушайте загадку от Снеговика. О ком она?
Зверь лесной встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы - уши больше головы. Заяц.
2. Работа по атласу-определителю.
Ребята, Снеговик желает узнать, что может рассказать о себе заяц.
Откроем с. 197 прочитаем информацию о зайце.
3. Про какого зайца загадка, беляка или русака?
Зимой белый, летом серый. Заяц-беляк.
Сегодня у нас аппликация «Зайчик» (учитель показывает готовую поделку).
Вам нравится?
Как вы думаете, какое настроение у зайчика? (Весёлое, радостное, счастливое.)
Почему вы так решили? (У зайца на лице улыбка.)
IV Физминутка
Раз - подняться на носки и улыбнуться!
Два - руки вверх и потянуться!
Три - согнуться, разогнуться.
Четыре - поглубже всем вздохнуть.
Пять - на пояс руки ставим.
Шесть - поворот вправо.
Семь - поворот влево.
Восемь - присядем.
Девять - и урок наш продолжаем.
V Выполнение практической работы
1. Анализ поделки.
- Какого цвета картон мы выберем? (По желанию.)
- Каким материалом для работы мы воспользуемся, чтобы зайчик у нас был белым цветом? (Мы возьмём альбомный лист.)
- Из каких деталей состоит зайчик? (Зайчик состоит из туловища, головы, ушей.)
2. Ход выполнения работы.
1. Обвести шаблоны на альбомном листе, вырезать.
2. Распределить аппликацию на картоне и приклеить.
3. Оформить черты лица зайчика. Ребята самостоятельно решают, какие будут глаза, нос, рот у зайца.
3. Апробация.
Посмотрите на свою аппликацию. У вас получились очень интересные «Зайчики». Попросим ребят выйти к доске и показать свою работу. Молодцы!
- А как вы думаете, как можно использовать аппликацию «Зайчик»? (Подарить родным, близким людям.)
- А зачем дарить?
VI Игра «Найти слово в слове».
На доске слово «СНЕГОВИК».
Снеговик прислал игру «Найти слово в слове» (Снег, сок, сон, кино.)
Молодцы!
VII Итог урока
1. Рефлексия.
Что особенно понравилось на уроке? Почему?
Какое у вас сейчас настроение? Комфортно ли было на уроке?
Что вызвало затруднение? Почему?
2. Выставка работ.
3. Уборка рабочего места.
Ребята. Приводим рабочее место в порядок.
Урок окончен. Всем спасибо.
Результаты диагностики отражены в Таблице 3.
«Таблица 3. Результаты контрольного этапа исследования»
Имя Ф. |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Андрей Ч. |
+ |
|||
Иван Н. |
+ |
|||
Катя С. |
+ |
|||
Ксения С. |
+ |
|||
Олег Ш. |
+ |
|||
Павел А.. |
+ |
|||
Света П. |
+ |
|||
Ульяна К. |
+ |
|||
Всего (%) |
25 |
37,5 |
37,5 |
|
«Рисунок 2. Результаты контрольного этапа исследования»
«Рисунок 3. Результаты экспериментальной деятельности по исследованию эстетического опыта у детей младшего школьного возраста»
После обработки получившихся данных в исследуемом классе можно констатировать следующее. Высокий уровень эстетических проявлений показали двое детей - 25%, тогда как на констатирующем этапе высокий уровень продемонстрировал один ребенок - 12,5%. Средний уровень показали трое детей - 37,5% (на констатирующем этапе таких детей было 25%). На низком уровне оказалось три ребенка - 37,5% (на констатирующем этапе их было пятеро - 62,5%).
2.2 Содержание экспериментальной
работы по эстетическому
В системе эстетического воспитания младших школьников с ЗПР отдельное место отведено занятиям аппликацией. Она лучше, чем что-либо, совершенствует эстетический вкус и органы чувств, обогащает психику ребенка. Благодаря аппликации у ребенка формируется любовь к природе, способность воспринимать ее красоту и восхищаться ею. [32]
Обратим внимание на распространенный на уроках труда вид работы с картоном и бумагой - аппликации из геометрических фигур. Данные работы учащиеся начальной школы в разных классах выполняют в зависимости от сложности конструкции изображения и дидактических целей.
При изготовлении аппликаций из геометрических фигур у детей с ЗПР:
- совершенствуются приемы работы с клеем и ножницами (различные формы мышления);
- навыки разметки;
- решаются задачи сенсорного
развития школьников, так как, составляя
из простых фигур более
Занятия с элементами плоскостного конструирования помогают в будущем развиваться логическому мышлению. Таким образом, данные занятия дают возможность для развития конструкторского мышления.
В этом случае изображения носят силуэтный характер. Тем не менее, аппликации можно выполнить и цветными, если организовать работу в парах, то есть чтобы дети имели возможность обмениваться друг с другом какими-либо деталями другого цвета. Существует еще один вариант - перевернуть деталь неокрашенной стороной.
Требуется организовать деятельность младших школьников с ЗПР таким образом, чтобы она развивала воображение и мышление детей. В этом случае у детей возникает, например, образ парусника на основе предложенного графического изображения его частей.
Для реализации этого работу удачнее всего организовать в игровой форме. Педагог может создать ситуацию с любимым героем какого-либо мультфильма или сказки. К примеру: у доктора Айболита, который лечит в Африке слонов, обезьян, тигров, закончились лекарства, и ему необходима наша помощь - отвезти новые.