Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 15:49, курсовая работа
Актуальность. Современное образование невозможно без освоения культурного наследия нашей страны. Одной из самых мощных ветвей дерева национальной культуры является искусство. Оно занимает главенствующую роль в эстетическом, нравственном, творческом воспитании молодого поколения [8].
Начальные школы решают различные проблемы, связанные с эстетическим воспитания детей: развитие способности понимать и чувствовать красоту в искусстве и в жизни, эмоционально реагировать на него, оценить прекрасное, стремиться, насколько это возможно, дополнять красоту мира.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников с ЗПР
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР
1.2 Основы эстетического воспитания младших школьников
1.3 Аппликация как вид деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР
Выводы по главе 1
Глава 2.Эмпирическое исследование по развитию эстетических чувств младших школьников с ЗПР средствами аппликации
2.1 Диагностика уровня развития эстетического воспитания младших школьников с ЗПР
2.2 Содержание экспериментальной работы по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста с ЗПР
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На занятиях по аппликации развивается и речь детей: название и усвоение форм, оттенков цветов, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдения за предметами, при обследовании построек, предметов, также при рассматривании иллюстраций, репродукций оказывают благотворное влияние на формирование речи и расширения словарного запаса.
Рассмотрим, что представляет собой структура занятия по аппликации [27]:
-Вводная часть. Требуется
вызвать у детей интерес к
процессу, используя при этом
стихи, художественные слова, загадки.
Именно в вводной части
- Основная часть. В практической части происходит:
- развивается восприятие формы, цвета, времени, пространства, величины;
- формируются главные
свойства внимания, увеличивается
объем памяти; осуществляется формирование
логическое мышления и
- развиваются творческие способности ребенка, воображение, гибкое нестандартное мышление;
- формируется речь, происходит пополнение, уточнение и активизация словарного запаса;
- развивается мелкая моторика руки;
- формируются коммуникативные способности и навыки контроля повеления;
- осуществляется развитие уверенности в себе, положительной самооценки.
- Заключительная часть. Происходит сравнение работ, похвала.
На занятиях аппликацией решаются проблемы развития эстетических чувств, а также сенсорного развития детей:
- формирование системы перцептивных действий;
- развитие всех видов
восприятия (слухового, зрительного, тактильно-двигательного,
восприятие времени и
- развитие целостности, устойчивости и обобщенности восприятия;
- формирование межсенсорных связей, зрительно-моторной координации перцептивные операции;
- развитие скорости и
дифференцированного
- формирование умений
обозначать перцептивные
Задачи сенсорного восприятия должны осуществляться с учетом определенной поэтапности и последовательности.
Развитию сенсорного восприятия способствуют и операции по обработке бумаги:
- сгибание;
- резанье;
- обрывание и разрывание;
- наклеивание.
Итак, аппликация содействует развитию наглядно-образного мышления и сенсорному восприятию.
Для того чтобы сделать аппликацию, ребенку нужно провести разметку. Различают такие виды разметки на бумаге:
- сгибанием;
- на глаз;
- по шаблону;
- по трафарету;
- через копировальную бумагу;
- на просвет.
Для нравственного воспитания занятия аппликацией имеют и следующее значение: воспитывается потребность доводить начатое дело до конца, заниматься сосредоточенно и целенаправленно, преодолевать трудности, помогать товарищу и т. д. [6].
Изобразительная деятельность применяется для воспитания у детей справедливости, доброты, для углубления благородных чувств, возникающих у них. Чтобы создать аппликацию, необходимо приложить усилия, совершить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Поначалу у детей с ЗПР возникает интерес к движению кисти или карандаша, к следам, оставленным на бумаге, позже появляются новые мотивы творчества - сделать определенное изображение, получить желаемый результат.
На первоначальном этапе детей обучают восприятию простой неделимой формы. Далее переходят к обучению и тренировке восприятия формы, отличной от геометрической. Затем детей учат выделять в предмете основные детали, характерные и существенные признаки предметов. На последующем этапе детей учат составлять объекты из отдельных составляющих. Обучают анализировать пространственные отношения отдельных частей предмета.
Младшие школьники с ЗПР овладевают многими практическими навыками, которые будут нужны им в будущем для выполнения различных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя боле самостоятельными [11].
У детей воспитываются умения добиваться желаемого результата, трудиться. Развитию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует и участие ребят в подготовке и последующей уборке рабочих мест.
На занятиях аппликацией с детьми с задержкой психического развития решаются не только традиционные, но и специфические задачи по коррекции и развитию познавательной и эмоциональной сферы ребенка с ЗПР. Огромное значение имеет аппликация для развития навыков планирования деятельности.
Осуществляются особые коррекционные занятия, на которых дети учатся с помощью наглядных опор составлять план будущей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, и затем постепенно выполнять ее, сравнивать запланированный результат с полученным.
Итак, аппликацию можно рассматривать не только как один из любимых видов творчества детей, но и как инструмент развития и коррекции младших школьников с ЗПР.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Для детей с ЗПР характерны нарушения познавательной деятельности, которые связаны с памятью, вниманием, темпом и подвижностью психических процессов, повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью. Задержка психического развития у детей нередко сочетается с психомоторной расторможенностью либо, наоборот, с вялостью и апатичностью, с невротическими расстройствами, с задержкой физического развития, общей ослабленностью[13].
И как следствие у детей данной категории отмечается низкий уровень интеллектуальной активности, некоторое недоразвитие произвольной регуляции поведения, незрелость эмоционально-личностных компонентов деятельности, неумение сосредоточиться на заданиях, повышенная утомляемость, несформированность целенаправленной деятельности.
Вместе с тем у этих детей отмечается неравномерность в развитии познавательной деятельности: при выраженных затруднения в решении словесно-логических задач они относительно хорошо справляются с задачами наглядно-образного и наглядно-действенного характера, с обобщениями на наглядном уровне. Они хорошо используют помощь, осуществляют перенос усвоенных знаний на новый материал[33].
Вследствие перечисленных особенностей у детей указанной категории обнаруживается недостаточная готовность к школьному обучению как непосредственная причина их неуспеваемости в условиях общеобразовательной школы. В первую очередь это недостаточность знаний и представлений об окружающем мире, которые составляют необходимую основу школьного обучения и которыми нормально развивающийся дошкольник овладевает в результате общения со взрослыми и сверстниками и в игровой деятельности.
Необходимо накопление в сознании детей образов тех изделий, из которых путем воображения могут создаваться новые мотивы.
Такие же задачи ставятся и в работе с детьми, у которых наблюдается задержка психического развития. Для них проблема формирования эстетической культуры стоит наиболее остро, так как творческое развитие у них на очень низком уровне. И такой работе уделяется мало времени в силу социальных условий нашей современной жизни.
Поэтому мы хотим более конкретно рассмотреть вопросы, связанные с развитием эстетических способностей у детей с ЗПР. Однако работа, осуществляемая с такими детьми, должна иметь еще и коррекционную направленность, учитывая их индивидуальные способности. Поэтому задачи и методы воспитания определяются особенностями психики детей с ЗПР, отклонениями в эмоционально-волевом, умственном и физическом развитии.
ГЛАВА 2.
2.1 Диагностика уровня
развития эстетического
Экспериментальное исследование проводилось в ИП «Центр семьи и детства “Умка”» города Новый Уренгой. В исследовании приняли участие дети 4 А класса, в количестве 8 человек.
Исследование включало в себя три этапа:
1 этап - констатирующий этап эксперимента;
2 этап - формирующий этап эксперимента;
3 этап - контрольный этап эксперимента.
На основании сбора анамнеза была составлена Таблица 1 результатов сбора анамнестических данных.
«Таблица 1 - Результаты анализа анамнестических данных»
Имя Ф. |
Заключение ПМПК |
DS по МКБ-10 |
||
1 |
Андрей Ч. |
Специфические расстройства развития учебных навыков |
F 81 |
|
2 |
Иван Н. |
Специфические расстройства развития учебных навыков |
F 81 |
|
3 |
Катя С. |
Специфическое расстройство артикуляции |
F 80.0 |
|
4 |
Ксения А. |
Специфические расстройства развития учебных навыков |
F 81 |
|
5 |
Олег Ш. |
Специфические расстройства развития учебных навыков; Заикание |
F 81; F 98.5 |
|
6 |
Павел А. |
Нарушение активности и внимания |
F 90.0 |
|
7 |
Света П. |
Специфические расстройства развития учебных навыков |
F 81 |
|
8 |
Ульяна К. |
Гиперкинетическое расстройство поведения |
F 90.1 |
|
Констатирующий этап эксперимента предполагал проведение диагностики учащихся, целью которой являлось изучение и выявление уровня сформированности эстетических качеств в четвертом классе.
Данный этап эксперимента проходил в форме занятия на тему:
«ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК».
Цели:
а. учить детей передавать форму и расположение частей теремка;
б. упражнять в приёмах вырезания по прямой, круга из квадрата.
в. закреплять цветовое восприятие;
г. развивать внимание, память, мышление через игру, рассказывание стихотворений, отгадывание загадок;
д. активизировать прилагательные в речи;
е. закреплять счёт в пределах 5, геометрические фигуры, ориентацию в пространстве;
ж. развитие общей и мелкой моторики;
з. воспитание навыков коллективной работы.
Материал:
1) демонстрационный: ватман для коллективной работы, кисть, салфетка, клеёнка, клей, подставка для кисти, ножницы, поделки - оригами (мышка, заяц, волк, лиса, медведь), игрушки (корова, лошадь, медведь), маски с изображением героев сказки, детали для работы;
2) раздаточный материал: клей, кисточки, клеёнки, салфетки, подставки для кисточек, тарелочки с деталями (по 2 квадрата - 3,5 * 3,5см; по 2 круга - 3,5 см; по 2 голубых прямоугольника - 3 * 10 см; 1 коричневый прямоугольник - 4 * 27 см).
Предварительная работа:
1) чтение рус.нар.сказки «Теремок»;
2) рассматривание иллюстраций к сказке и беседа по ним;
3) проведение игры-драматизации
«Теремок» с использованием
Ход занятия
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте ребята. К нам в гости пришёл лесной зверь. Давайте найдём его. (Дети осматриваются и находят игрушки зверей: корову, медведя, лошадь). Посмотрите, да здесь не один зверь. Найдите среди них того, кто живёт в лесу. Кто это? (Ответы детей). Правильно, мишка. Он что-то нам принёс. Что это?
Дети: Письмо!
(Читаем письмо.)
Учитель: Здравствуйте! Пишут вам сказочные лесные животные. А из какой сказки догадайтесь сами. Слушайте загадку.
Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под кустом.
Это что за чудо-дом?
Поселились звери в нём.
Рады мышка и зайчишка,
И лисичка, рад волчок.
Это сказка …(Теремок).
У нас случилась беда. Медведь залез на теремок и сломал его. Помогите построить новый, а то нам негде жить.
- Ну что, поможем? Сейчас мы пройдём по тропинке на полянку, где нас ждут герои сказки.
II. Основная часть
(Поляна.На ней поделки - оригами)
Учитель: Вот мы и на поляне. А это лесные жители. Сейчас мы им поможем. Сначала давайте посчитаем зверей. Сколько их?
Дети: Пять.
Учитель: Правильно. Зверей пять и вас тоже пять. Всех поровну. А чтобы знать кому, какой зверь попадётся, я загадаю загадки. Тот, кто отгадает загадку, возьмёт своего героя и сядет на любое место.
(Загадывание загадок)
1. Маленький рост, 2. Зимой белый,
Длинный хвост. Летом серый.
Собирает крошки, Никого не обижает,
Прячется от кошки. А сам всех боится.
(Мышка) (Заяц)
3. День и ночь по лесу рыщет. 4. Хитрая плутовка,
День и ночь добычу ищет. Рыжая головка.
Ходит-бродит он молчком. Пушистый хвост-краса,
Уши серые торчком. Кто это?
(Волк) (Лиса)
5. Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый.
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
(Медведь)
- Вот какие молодцы. Все загадки отгадали. Теперь мы с вами будем строить дом. Дом строят из досок. У вас на тарелочках лежат полоски, из них будем нарезать доски. (Показ работы).
- Затем берём квадраты,
плавно обрезаем углы и
- После складываем
III. Самостоятельная работа детей
Учитель наблюдает, помогает, советует.
IV. Физминутка
Доски на плечо берём