Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 15:49, курсовая работа
Актуальность. Современное образование невозможно без освоения культурного наследия нашей страны. Одной из самых мощных ветвей дерева национальной культуры является искусство. Оно занимает главенствующую роль в эстетическом, нравственном, творческом воспитании молодого поколения [8].
Начальные школы решают различные проблемы, связанные с эстетическим воспитания детей: развитие способности понимать и чувствовать красоту в искусстве и в жизни, эмоционально реагировать на него, оценить прекрасное, стремиться, насколько это возможно, дополнять красоту мира.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников с ЗПР
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР
1.2 Основы эстетического воспитания младших школьников
1.3 Аппликация как вид деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР
Выводы по главе 1
Глава 2.Эмпирическое исследование по развитию эстетических чувств младших школьников с ЗПР средствами аппликации
2.1 Диагностика уровня развития эстетического воспитания младших школьников с ЗПР
2.2 Содержание экспериментальной работы по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста с ЗПР
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Выводы по главе 1
ПРИЛОЖЕНИЕ А
“Через красивое - к человечному - такова закономерность воспитания”. В.А. Сухомлинский
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современное образование невозможно без освоения культурного наследия нашей страны. Одной из самых мощных ветвей дерева национальной культуры является искусство. Оно занимает главенствующую роль в эстетическом, нравственном, творческом воспитании молодого поколения [8].
Начальные школы решают различные проблемы, связанные с эстетическим воспитания детей: развитие способности понимать и чувствовать красоту в искусстве и в жизни, эмоционально реагировать на него, оценить прекрасное, стремиться, насколько это возможно, дополнять красоту мира.
Для младшего школьного возраста характерны активная познавательная и эстетическая деятельность ребенка, так же развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, становление самопознания, освоение различных социальных ролей и человеческих ценностей. Однако, у детей с ЗПР недостаточно сформирована способность к эстетическому восприятию окружающего мира. Они мало замечают красоту окружающей природы, не проявляют выраженной заинтересованности при восприятии музыкальных, литературных и художественных произведений. Эти особенности обусловлены недостатками внимания, восприятия, мышления и эмоционального развития [11].
Абсолютно очевидно то, что данные проблемы могут благополучно решаться только при осуществлениивоспитания у детей эстетического восприятия к окружающему миру. Формирование эстетических чувств и представлений, приобщение к прекрасному осуществляется по определенной системе, в многообразных видах деятельности, при восприятии окружающей реальности и произведений искусства.
Создание запаса эстетических знаний, обогащение художественного опыта - важнейшая задача эстетического воспитания и решение наиболее успешно в непосредственном контакте ребенка с эстетическими явлениями в природе и жизни [28].
Эстетическое восприятие не дано человеку от рождения, оно формируется под влиянием правильного руководства. Успех данной работы будет зависеть от верно подобранных педагогом и наиболее эффективных способов и средств.
Успешное развитие эстетического восприятия, творческих способностей, познание эстетического в искусстве и действительности во многом обуславливается тем, насколько учащиеся в процессе учебной деятельности учатся сознательно использовать выразительные средства разных видов искусства как во время бесед о произведениях художников, так и во время практической работы.
Исходя из актуальности, нами сформулирована тема выпускной квалификационной работы «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ЗПР МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИИ».
Цель исследования: выявление и практическое обоснование возможностей эффективного использования аппликации в эстетическом воспитании младших школьников с ЗПР.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность эстетического воспитания детей младшего школьного возраста с ЗПР посредствомаппликации.
Гипотеза: процесс эстетического воспитания младших школьников с ЗПР будет эффективным, если:
- выявляется актуальный
уровень эстетического
- работа по эстетическому
воспитанию будет
- используется комплексный
подход в применении средств
искусства в воспитательно-
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть психолого-
- изучить особенности
учебно-познавательной
- изучить основы эстетического воспитания младших школьников с ЗПР средствами аппликации;
- проанализировать уровень
эстетического воспитания
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования: анализ и обобщение научных данных (цитирование, аннотирование, конспектирование), эмпирические методы: наблюдение, беседа, метод оценивания, объяснения, метод составления таблиц и построения графиков, метод анализа полученных данных.
Указанные методы используются в определенной системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследования. Однако в целом, ведущим методом исследования является опытная работа.
Этапы исследования:
Первый этап - теоретический (сентябрь - октябрь 2011): анализ литературы, составление плана работы, определение основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.).
Второй этап - экспериментальный (ноябрь - декабрь 2011): проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Третий этап - обобщающий (январь - март 2012): анализ и сравнение полученных результатов, литературное оформление выпускной квалификационной работы.
Обоснованность, достоверность положений и выводов исследования обеспечивались результатами опытной работы, адекватностью методик исследования его предметам и задачам.
Апробация и внедрение результатов исследования возможны в ходе непрерывной педагогической практики, в деятельности учителей специальной (коррекционной) школы, воспитателей дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов, а также специалистов коррекционно- развивающих центров.
Исследование проводилось на базе Центра семьи и детства «Умка» города Новый Уренгой.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1.
Теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников с ЗПР
1.1 Психолого-педагогическая
Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормальной скорости психического развития, в котором ребенок, который достиг школьного возраста, продолжает находиться в кругу игровых, дошкольных интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и в то же время временный характер отставания, который преодолевается с возрастом тем удачнее, чем ранее создаются адекватные условия развития и обучения детей этой категории.[1]
Главная причина такого отставания, по мнению основной массы исследователей (М.Н. Фишман,И.Ф. Марковская,Т.А. Власоваи др.), считаются слабовыраженные (малые) органические поражения головного мозга, которые могут быть как врожденными, так и возникшими во внутриутробном, предродовом и раннем периоде жизни младенца. Иногда может наблюдаться генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы.
Травмы, инфекции, обменно-трофические расстройства, интоксикациии т. д. приводят к нарушениям структурно неустойчивых темпов развития мозговых механизмов, либо вызывают умеренные органические повреждения головного мозга. Из-за этих нарушений у детей в течение долгого периода времени может наблюдаться функциональная незрелость центральной нервной системы, что проявляется в затруднении в образовании сложных условных связей, слабости процессов возбуждения и торможения [30].
Так как большая часть психических функций (речь, мышление, пространственные представления) имеет сложную структуру и базируется на взаимодействии нескольких функциональных систем, так же и создание такого рода взаимодействий у детей, имеющих задержку психического развития, не только замедлено, но и происходит по-другому, чем у нормально развивающихся. Таким образом, соответствующие психические функции формируются не так, как при нормальном развитии.
Для детей данной категории характерна интенсивно выраженная неравномерность формирования различных сторон психической деятельности, а также значительная разнородность сохранных и нарушенных звеньев психической деятельности.
Как в медицинской, так и в психолого-педагогической литературе применяются альтернативные подходы к этой категории учащихся: «отстающие в учении»,«дети с пониженной обучаемостью».Тем не менее, аспекты, на основании которых выделяются вышеназванные категории, не противоречат пониманию природы задержки психического развития. Согласно с еще одним социально-педагогическим подходом такие дети именуются «детьми группы риска»[13].
К группе детей с задержкой психического развития относят и тех, у кого при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития проявляется:
- низкая мотивация к учебной деятельности;
- невысокий уровень
- сниженная работоспособность для получения и обработке информации;
- малая сформированность умственных операций;
- фрагментарные и ограниченные знания об окружающем мире;
- задержка речевого развития
при сохранности анализаторов, нужных
для благополучного
Дети с задержкой психического развития являются количественно самой большой категорией детей с особыми образовательными потребностями. Некоторые дети преодолеваютзадержку психического развития в условиях обычной школы, но, тем не менее, большая часть нуждается в особо организованном обучении согласно с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально - волевой сферы и поведения.
Преимущественно причинами задержки психического развития являются:
- функциональные нарушения
центральной нервной системы, либо
минимальные органические
- нахождение с момента
появление на свет в «доме
ребенка» и дошкольного
- церебрастенические состояния, а также сложный (т.е. с признаками органической недостаточности) психофизический и психический инфантилизм.
Эти обстоятельства, а также тяжелые соматические заболевания приводят к функциональным нарушениям центральной нервной системы [29].
Младшие школьники с ЗПР по особенности познавательной деятельности, эмоционально-волевой сфере и характеру поведения сильно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных действий для компенсации нарушений [41].
В развитии мыслительной деятельности младших школьников с ЗПР обнаруживается своеобразие и существенное отставание, которое выражается в неумении выделять существенные признаки предметов и осуществлять обобщение,в низком уровне развития абстрактного мышления, несформированности таких операций, как синтез, анализ.
Анализ объектов учащихся с ЗПР отличается малой тонкостью и меньшей полнотой. В итоге этого в изображении они выделяют практически в два раза меньше признаков, нежели их нормально развивающиеся сверстники. При анализе признаков деятельность детей ведется чаще всего без плана, хаотично.[5]
Однако следует иметь в виду, что данные результаты могут быть улучшены путем проведения коррекционной работы. В качестве одного из примеров можно использовать задание по сравнению двух рисунков, которые отличаются друг от друга по одному признаку (форма, цвет и т.д.)
Подобные упражнения младшие школьники выполняют на словесном материале, не опираясь на визуальное восприятие. Исследования показывают, что после серии таких работ у детей увеличивается продуктивность анализа. Кроме того, верная организация анализа предметов требует от учителя умения задавать вопросы, побуждающие рассмотреть объект тщательнее, сравнить отдельные его части, выделить различные признаки и заключить, какие из них являются существенными.
Аналогичная картина наблюдается при изучении процесса обобщения. Способность мысленно сравнивать объекты и события, выделять в них общий признак является одним из существенных условий усвоения понятий в процессе обучения. При выполнении задач на группировку объектов по родовой принадлежности у младших школьников с ЗПР четко проявляется низкий уровень сформированности операции обобщения [21].
Адекватное выполнение таких задач требует, прежде всего, наличие достаточного количества родовых понятий таких, как «животные», «растения», «животные», «мебель» и др. Младшие школьники этой группы могут воспроизвести правильно в среднем только половину необходимых понятий.
Аналогичная картина наблюдается и при воспроизведении видовых понятий.Иногда это происходит из-за недостаточного личного опыта ученика, бедностью его представлений о явлениях окружающей действительности и предметах.
Для формирования родовых понятий применяются образные логические упражнения. Важно, чтобы они были представлены в следующей последовательности: занятия в словесной классификации нужно проводить после освоения детьми навыков группировки реальных изображений и предметов. В будущем целесообразно предложить учащимся более сложные задачи: выявить группы однородных предметов из предложенного материала, с указанием общего слова и перечислить отдельные предметы, связанных с понятием, которое оно обозначает [1].