Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:07, курсовая работа
Понятие эстетического развития. Клинико-психо-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха. Эстетическое развитие через изобразительную деятельность, через музыкально-ритмические упражнения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы эстетического развития детей с нарушением слуха.
1.1 Понятие эстетического развития в современной литературе……………6
1.2 Клинико-психо-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха……………………………………………………………………………….7
1.3 Особенности эстетического развития детей с нарушением слуха…..….11
Глава 2. Направления работы по эстетическому развитию детей школьного возраста с нарушением слуха.
2.1 Эстетическое развитие детей школьного возраста с нарушением слуха через изобразительную деятельность………………………………………….17
2.2 Музыкально-ритмические занятия как процесс эстетического развития детей школьного возраста с нарушением слуха…………………………...…25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………..33
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы эстетического развития детей с нарушением слуха.
1.1 Понятие эстетического развития в современной литературе……………6
1.2 Клинико-психо-педагогическая
характеристика детей с нарушением слуха…………………………………………………………………
1.3 Особенности эстетического развития детей с нарушением слуха…..….11
Глава 2. Направления работы по эстетическому развитию детей школьного возраста с нарушением слуха.
2.1 Эстетическое развитие детей
школьного возраста с нарушением слуха
через изобразительную деятельность………………………………………….
2.2 Музыкально-ритмические занятия как процесс эстетического развития детей школьного возраста с нарушением слуха…………………………...…25
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..33
Приложение 1.
Приложение 2.
Введение
Эстетическое развитие - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка с нарушением слуха. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей.
Важно, чтобы работа педагога строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов и с различными типами нарушений.
Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.
Проблемы всестороннего воспитания и развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья освещались в работах ряда учёных (Т.А. Власовой, В.П. Кащенко, В.В. Лебединского, В.И. Лубовского, И.И. Мамайчук, М.М. Мастюковой, Л.П. Назаровой, Л.П. Носковой, А.М. Прихожан, К.А. Семёновой, Е.А. Стребелевой, О. Шпека и др.). Практически воплощается идея возможности интеграции детей-инвалидов в общество здоровых сверстников, создания здоровьесберегающей среды обучения, позволяющей выработать у воспитанников способность к полноценной жизни в современных условиях.
Вопросы эстетического воспитания
детей с отклонениями в развитии
еще несколько лет назад не
рассматривалась как
Эстетическое воспитание
детей средствами литературы, музыкального
искусства, природы и бытового окружения
рассматривается в
Отечественные специалисты - сурдологи обратились к проблеме на рубеже 60-х и 70-х гг. ушедшего ХХ века (Ф,Ф,Рау, Э.И.Леонгард) и позднее, в связи с проблемой интегрированного обучения детей с нарушениями слуха (Н.Д.Шматко, Т.В.Пелымская и др.).Однако распространение этого опыта идет медленно. На данном этапе идет изучение и накопление зарубежного и отечественного опыта в этой области.
Вместе с тем, эстетическое воспитание имеет важное значение для обогащения различных сторон развития детей с нарушениями слуха и коррекции отклонений (Л.А. Головчиц, А. А. Катаева, М. Ю. Pay, Е. 3. Яхнина и др).
В связи с этим мы определяем проблему исследования: эстетическое развитие детей с нарушением слуха.
Отсюда цель нашего исследования: выявление особенностей эстетического развития детей с нарушением слуха.
Объектом нашего исследования являются дети с нарушением слуха.
Предметом нашего исследования является процесс эстетического развития детей с нарушением слуха.
Задачи:
Методы исследования:
Глава 1. Теоретические основы эстетического развития детей с нарушением слуха.
1.1 Понятие эстетического развития в современной литературе.
Понятие эстетического развития
включает в себя формирование эстетического
отношения к миру, в том числе
и способности к преобразованию
окружающего культурного
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством) [25, 132]. Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное [13, 7]. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
Зайцев Д.В. эстетическое (от греч. aisthesis - ощущение, чувство) воспитание определяет как процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие творческих способностей создавать красивое в окружающем мире. Задачами эстетического воспитания выступают, во-первых, воспитание у человека способности видеть, правильно понимать и ценить прекрасное в искусстве, жизни; во-вторых, воспитание потребности и способности вносить прекрасное в жизнь своим трудом и поведение; в-третьих, формирование у детей правильных эстетических бытовых привычек; в-четвертых, развитие изобразительных художественных способностей.
Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки, и т.д.
Эстетическая воспитанность предполагает: 1) эмоциональное отношение ко всему окружающему; 2) осмысление содержания и средств выражения прекрасного; 3) наличие эстетических и нравственных суждений; 4) стремление к самостоятельному художественному творчеству.
Особенность эстетического воспитания состоит в том, что оно затрагивает прежде всего чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, создает эмоциональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным. Однако стремление к красоте и эстетическая потребность - это не врожденные качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия.
Эстетические свойства личности
не являются врожденными, но начинают
развиваться с самого раннего
возраста в условиях социального
окружения и активного
Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится говорить. Слушая объяснение взрослых, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности, усваивает значение многих слов. С помощью слуха он может контролировать собственную речь и сравнивать с речью окружающих – так он усваивает не только правильное произношение, но и лексико-грамматические средства языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для овладения чтением и письмом.
Медицинские исследования причин
нарушения слуха указывают на
инфекционные заболевания, токсические
поражения, сосудистые расстройства, акустические
или конфузные травмы и т.д. Глухота
и тугоухость могут быть наследственными,
врожденными или
Психическое развитие детей
с врожденным нарушением слуха отличается
рядом характерных
При отсутствии специальных занятий у детей с нарушениями слуха обычно наблюдается отставание в психическом развитии, у них задерживается формирование предметных действий, сюжетной игры, функции активного внимания, что в дальнейшем затрудняет проведение с ними специальной сурдологической работы. Поэтому очень важно ранее начало сурдологической работы с этими детьми.
Многие дети с нарушениями слуха отличаются характерными особенностями поведения в виде повышенной психической истощаемости, эмоциональной возбудимости, склонности к негативизму, двигательной расторможенности. Эти дети должны обязательно консультироваться у детского психоневролога, многие из них нуждаются и в специальном лечении.
Среди детей с нарушениями слуха есть замкнутые, мало контактные дети, они также нуждаются в консультации психоневролога. [2]
В настоящее время определить
состояние слуховой функции можно
уже на ранних этапах развития. Место
и степень поражения слуха
определяется при помощи аудиометрии
– тональной (с применением аппаратуры),
речевой – для первичной
В нашей стране наибольшее распространение получила классификация нарушения слуха у детей, предложенная Л.В.Нейманом. Диагноз «глухота» ставится при потере слуха до 75-80 Децибел. Устанавливается три степени тугоухости в зависимости от среднего арифметического потери слуха в области речевого диапазона частот (500, 1000, 2000, 4000).
Глухота – стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи у ушной раковины. При этом человек может воспринимать некоторые громкие неречевые звуки (свисток, звонок, удар в бубен). Глухота бывает врожденная и приобретенная. Дети с приобретенной глухотой – это рано оглохшие дети (ранняя глухота), безречевые дети, а также позднооглохшие, у которых речь сформирована в той или иной степени.
Тугоухость – стойкое понижение слуха, при котором возможно овладение речью с опорой на остаточный слух. Речь при этом имеет специфические нарушения.
Тугоухие – это слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи и слабослышащие дети с достаточно развитой речью.
Р.М.Боскис разработала научное обоснование психолого-педагогической классификации с учетом: а) степени поражения слуховой функции; б) уровня развития речи при данной степени поражения слуха; в) времени возникновения поражения слуха.
Дети с нарушениями слуха подразделяются на 4 группы:
Речь слабослышащих детей
находится в зависимости от степени
и времени снижения слуха. Если нарушение
слуха произошло до 3 лет, то речь
самостоятельно не развивается. Если слух
нарушен после 3 лет, то у ребенка
сохранится фразовая речь, но будут
отклонения в словаре, грамматическом
строе речи и звукопроизношении.
Если слух нарушен в школьном возрасте,
то ребенок будет владеть фразовой
речью, но будут ошибки оглушения
звонких согласных и при
Информация о работе Эстетическое развитие детей с нарушением слуха