Эстетическое развитие детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Понятие эстетического развития. Клинико-психо-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха. Эстетическое развитие через изобразительную деятельность, через музыкально-ритмические упражнения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы эстетического развития детей с нарушением слуха.
1.1 Понятие эстетического развития в современной литературе……………6
1.2 Клинико-психо-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха……………………………………………………………………………….7
1.3 Особенности эстетического развития детей с нарушением слуха…..….11
Глава 2. Направления работы по эстетическому развитию детей школьного возраста с нарушением слуха.
2.1 Эстетическое развитие детей школьного возраста с нарушением слуха через изобразительную деятельность………………………………………….17
2.2 Музыкально-ритмические занятия как процесс эстетического развития детей школьного возраста с нарушением слуха…………………………...…25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Эстетическое развитие детей с нарушением слуха.docx

— 61.72 Кб (Скачать файл)

Эстетическое развитие детей  с нарушениями слуха - одна из главных  задач музыкально-ритмических занятий, которая предполагает отбор музыкального материала для слушания, танцевальный и песенный репертуар, выбор гимнастических упражнений и т. д. Эта задача возможно при реализации в некоторых методических приемов обучения, организации музыкально-ритмических  занятий (оборудование кабинета, форма  одежды учащихся, дидактические пособия, манера общения педагога с воспитанниками и детей между собой и т. п.).

Все виды деятельности, связанные  с музыкой, формируют у детей  чувство красоты.

На музыкально-ритмических  занятиях большое внимание уделяется  развитию воображения и творчества детей. Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение детей к творчеству, импровизации, и инициативе. Творческое начало у  глухих детей может проявляться  по разному: в стремлении узнать что-то новое о музыке, в самостоятельном выборе танцевальных движений под музыку, составлении композиции из знакомых уже движений и т. п.

Успешное решение поставленных задач на танцевальных занятиях в  школьном учреждении возможно только при использовании открытых педагогикой  принципов и методов обучения:

Принцип доступности  и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение посильных для него заданий.

Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка степени сложности заданий. Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путем физических и психических усилий занимающегося.

Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.

Принцип систематичности – один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. Ребенок должен знать, что каждое занятие обязательно, что пропускать можно только из – за болезни или если в семье какое-то непредвиденное событие. В процессе занятий у него должно выработаться понимание того, что любое дело нужно выполнять добросовестно и доводить до конца.

Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.

Принцип повторяемости  материала, хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся какие – то изменения и предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.

Принцип наглядности в обучении хореографии понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью.

При разучивании новых  движений наглядность – это безукоризненный  практический показ движений педагогом.

Но если в начальной  стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, то в заключительной части эта роль переходит к  двигательному.

Все вышеизложенные принципы отражают определенные стороны и  закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым, и  лишь условно рассматриваются в  отдельности. Они могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи.

Организация занятий основами хореографии обеспечивается рядом  методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества.

Воспитатель для каждого  упражнения, игры, танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного  музыкально – двигательного задания.

Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.

В начале работы, руководитель может выполнять упражнения вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить  эмоционально-двигательный ответ на музыку.

Музыкальное сопровождение  как методический прием. Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.

Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев, песен и др.), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих приемов, движений, картинок, игрушек и др.).

Целесообразно выделить в  этом методе несколько важных приемов, которые используются на танцевальных занятиях:

  • считывание с губ, которые должны быть ярко выделены;
  • использование дактиля – азбука языка глухих;
  • жестовая речь;
  • прием глобального чтения (показ табличек). (Приложение 1);
  • показ педагогом.

Игровой метод. Крупнейший ученый – педагог, доктор медицины П.Ф. Лесгафт еще в конце ХIХ века разработал теорию и методику подвижных игр.

Суть игрового метода в  том, что педагог подбирает для  детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся.

Игра всегда вызывает у  ребят веселое настроение. И интерес  у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников.

Правильно подобранные методы приводят к тому, что дети с нарушениями  слуха занимаются с удовольствием, уходят с занятия счастливыми  и с нетерпением ждут новой  встречи с музыкой и танцем.

Программа музыкально-ритмических  занятий специальных (коррекционных) учреждениях для глухих детей включает следующие разделы:

  • обучение движениям под музыку;
  • обучение восприятию музыки;
  • декламация песен под музыку;
  • автоматизация произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики).

На музыкально-ритмических  занятиях у детей с нарушениями  слуха формируются знания, умения и навыки в различных видах  деятельности, связанных с музыкой: восприятие музыки, музыкально-ритмические движения (танцевальные и гимнастические движения, несложные их композиции под музыку), инсценирование музыкальных сказок и т. п.

Один из основных видов  деятельности, это музыкально – ритмические движения. Дети учатся выразительно, правильно и ритмично выполнять под музыку основные движения, например ходьбу, бег, прыжки, танцевальные и гимнастические упражнения, исполнять несложные композиции народных и современных танцев. Они обучаются движениям, передающим повадки животных, характеры героев музыкальных сказок, а также музыкально – двигательным играм. В процессе работы важное значение придается развитию у дошкольников импровизации движений под музыку.

Широко используется фонетическая ритмика, разработанная в поликлинике “SUVAG” (Загреб, Хорватия). В упражнениях с использованием приемов фонетической ритмики движения корпуса тела, головы, рук и ног сочетаются с произнесением определенного речевого материала. (Приложение 2).

Музыка, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние  на духовное развитие.

Музыкально-ритмические  занятия включают разнообразные  виды деятельности воспитанников. Успех  обучения во многом определяется правильной организацией работы.

Музыка и глухие дети… Несмотря на необычность такого сочетания используются специальные методы и приемы в обучении и воспитании глухих, а также приобщение к миру эстетических ценностей.

Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному –  музыке, танцу и это позволяет  смотреть на хореографическое воспитание в специальных дошкольных учреждениях  как на важный и нужный процесс  развития с нарушениями слуха.

 

 

Заключение.

В современных условия выдвигаются следующие задачи эстетического развития:

1.Систематически развивать  восприятие прекрасного, эстетические  чувства, представления детей.  Все виды искусства, природа  и быт способствуют этому, вызывают  непосредственную эмоциональную  отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

2.Приобщать детей к  деятельности в области искусства,  воспитывая у них потребность  и привычку посильно вносить  элементы прекрасного в быт,  природу, общественные отношения.

3.Формировать основы эстетического  вкуса детей и способность  самостоятельно оценивать произведения  искусства и явления жизни.

4.Развивать художественно-творческие  способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда  должна быть непринужденной, насыщенной  радостным устремлением, творческим  воображением, инициативой. Чем более  эстетически развит ребенок, тем  прочнее его художественные умения  и навыки, тем полнее развивается  его творческая деятельность.

Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у  каждого ребенка можно и нужно  воспитывать любовь и интерес  к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Работа по эстетическому  воспитанию в детском саду и школе  тесно связана со всеми сторонами  воспитательного процесса, формы  организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных  видах деятельности. Воспитание эстетического  отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс. Для того чтобы научиться  понимать прекрасное в искусстве  и в жизни, необходимо пройти длинный  путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.

Полноценное умственное и  физическое развитие, моральная чистота  и активное отношение к жизни  и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания.

Только умелое сочетание  общих и специфических задач  обеспечит успех работы по эстетическому  воспитанию детей с ограниченными  возможностями здоровья

 

Список использованной литературы.

  1. Алимасова Л. Л. Развитие чувственного восприятия в детях с нарушением слуха на уроках изобразительного искусства.// http://db.openclass.ru/node/231618
  2. Армин Лёве Развитие слуха у неслышащих детей. История, методы, возможности. – М., 2003.
  3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М., 2002.
  4. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - М., 2008
  5. Венгер А. А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. – М., 1972.
  6. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М., 2001.
  7. Граш Н.Г. Развитие эмоционально-эстетической сферы детей с недостатками слуха на уроках чтения. - СПб., 2001.
  8. Зимина Н. Особенности развития детей с нарушением слуха// http://www.otoskop.ru/rus/2011/05/osobennosti-razvitiya-detej-s-narusheniem-sluxa/
  9. Колечкина Т. В. Музыкально–танцевальные занятия как процесс развития детей с нарушением слуха// http://festival.1september.ru/articles/549846/
  10. Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – СПб., 2005.
  11. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст./ Под ред. А.Г. Московкиной. - М., 2003.
  12. Орлянская И. А., Крестьева В.Б. Влияние занятий изобразительной деятельностью на сенсорное развитие детей с нарушениями слуха// http://www.b17.ru/article/571/
  13. Основы эстетического воспитания детей с нарушением слуха. Рекомендации // http://www.best-woman.ru/deti-esteticheskoe-vospitanie-detey-s-narusheniyami-sluha-rekomendacii/
  14. Особенности эмоционального развития детей с нарушением слуха// http://logoportal.ru/osobennosti-emotsionalnogo-razvitiya-detey-s-narusheniem-sluha/.html
  15. Полякова Р. А. Музыкально-ритмическое занятие как средство развития слухового восприятия//Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». - №2 (3).- Май 2009.
  16. Психология глухих людей/ под редакцией И. М. Соловьева и др. – М.,1971.
  17. Pay M. Ю. Изобразительная деятельность учащихся с нарушениями слуха (1-3-й кл.). - М., 1989
  18. Сурдопедагогика/ под редакцией Е.Г. Речицкой. – М., 2004.
  19. Художественно-эстетическое развитие в условиях специального образования//http://vitaportal.ru/psihologiya/hudozhestvenno-esteticheskoe-razvitie-v-usloviyah-spetsialnogo-obrazovaniya.html#ixzz2LLTrXpe7

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Эстетическое развитие детей с нарушением слуха