Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:07, курсовая работа
Понятие эстетического развития. Клинико-психо-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха. Эстетическое развитие через изобразительную деятельность, через музыкально-ритмические упражнения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы эстетического развития детей с нарушением слуха.
1.1 Понятие эстетического развития в современной литературе……………6
1.2 Клинико-психо-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха……………………………………………………………………………….7
1.3 Особенности эстетического развития детей с нарушением слуха…..….11
Глава 2. Направления работы по эстетическому развитию детей школьного возраста с нарушением слуха.
2.1 Эстетическое развитие детей школьного возраста с нарушением слуха через изобразительную деятельность………………………………………….17
2.2 Музыкально-ритмические занятия как процесс эстетического развития детей школьного возраста с нарушением слуха…………………………...…25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………..33
Предлагая задания, необходимо использовать различные материалы сенсорного характера: зрительного, осязательного обонятельного, вкусового и даже слухового. Зрительный - чтобы дети увидели привычное по-новому – такое переживание готовит учащихся к принятию непривычных и незнакомых образов, которые, быть может, встретятся в их дальнейшей жизни. А если они научатся находить разницу между цветами и разными плоскими и объемными формами, это поможет им видеть мир четче, определеннее и осмысленнее. Поэтому на своих уроках можно преподавать игры с визуальными элементами:
«Цилиндрический видоискатель», называя его «телескоп» или «подзорная труба (их несколько). На один конец каждой трубки наклеивается разноцветный целлофан. Также, можно применять липкую черную бумагу, понаделав в ней дырочек. А дети украшают свои зрительные трубки разноцветными декоративными элементами;
«Окошки в картоне». Прорезается в жестких картонных карточках проемы различной величины и формы, для прочности обтягиваю картон с прорезями прозрачной липкой лентой. Экспериментирование состоит в изменении окраски поля зрения – прорези заклеиваются целлофаном или прозрачной лентой различных расцветок;
«Картинки в рамках». Готовится набор рамок из чертежной бумаги или картона разного размера, формы, вида и разным распределением прорезанных в них отверстий по площади рамки. Учащиеся накладывают рамки на свои рисунки и другие художественные работы – на книжные иллюстрации, на журнальные страницы и др., получая забавные или интересные эффекты, выделяя, к примеру, мелкие детали;
«Поискать на столе, посмотреть вокруг стола». Ставится на уровне детских глаз предмет, провоцирующий на поиски непривычных способов видеть окружающее. Это и лента из алюминиевой фольги, гладкой и мятой, закрепленная на картоне, различные кристаллы, лупы, увеличительные стекла, калейдоскопы, фасеточные видоискатели, зеркала, солнцезащитные очки, голограммы на металлизированной бумаге, прозрачная цветная и фактурная пластмасса, прозрачные пластмассовые шарики с водой и небольшой аквариум;
«Цветные огоньки». Ставится в классе настольная лампа. Вкручиваются в патрон лампы разноокрашенные лампочки, и пусть ребята посмотрят на привычные вещи в «новом свете».
Многие уроки можно строить с использованием компьютеров. На них ребята с удовольствием собирают пазлы с изображением художественных произведений, создают картины в CorelDraw, рассматривают презентации по теме урока и др.
Художественная деятельность не обходится без данных, поступающих через органы осязания. Рисование пальцем, соленое тесто для лепки, липкий клей – все это и многое другое обследуется, развивая эстетическое восприятие. Инструментарий художника, а это кисти, ножницы, печати и прочие предметы, ощущается осязательно, как та или иная фактура, но и как давление: ладонь давит на инструмент, например на карандаш, который давит на поверхность основы, а противодействие поверхности передается в обратном направлении и через инструмент и ладонь сообщает мозгу. По мере того как ученики осваиваются с художественными материалами, нужно заботится о том чтобы ребята все лучше понимали свои тактильные ощущения и все успешнее выражали это словами. Употребляю различные слова для описания фактур: шелковистый, мягкий, гладкий, вязкий, металлический, грубый, шероховатый, выпуклый; температуры: холодная краска, пластилин нагрелся; давления: сильно давишь на карандаш, сильнее нажимать едва каешься листа кисточкой.
Интересно работать с интерактивной доской, которая дает возможность использовать зрительные и осязательные рецепторы одновременно, и также развивает кинестетические чувства. Например, можно дать такие задания, при которых ученики рисуют на доске одним пальцем, или ладонью, или тыльной стороной ладони, либо «ребром»ладони, одновременно ориентируясь на необычно больших форматах работы. При этом нужно приговаривать: «у тебя широкие движения по холсту – рука идет то вверх, то вниз; а теперь ты наносишь много мелких штрихов; как быстро движется твоя рука…и др.»
Запахи тоже участвуют в создании произведения искусства. Пастельные карандаши пахнут воском, клейстер – мятой, клей ПВА едва ощутимо отдает аммиаком – так, что обоняние волей-неволей становится неотъемлемой составляющей всякого творческого исследования. Запахи, сопутствующие художественному творчеству, нередко сплетаются в сознании с возникающими произведениями, да и с самим творчеством, и эта связь, родившаяся еще в детстве, сохраняется на всю оставшуюся жизнь. Поэтому нужно следить, чтобы в классе всегда было чисто, а все запахи были свежими. При необходимости использовать освежитель воздуха, ароматический состав различных масел, руководствуясь возможно более приятным запахом, но перед этим выяснить, нет ли учеников сильно подверженных аллергии.
Чувство вкуса, практически, задействуется крайне редко. При работе над натюрмортом, можно попросить описать визуальные и фактурные свойства различных пищевых продуктов: богатые оттенки розового и зеленого у арбуза, оранжевые круги порезанного апельсина, пузатые подушечки шоколадного батончика и т.п.
Уроки нужно проводить как в полной тишине, так и в сопровождении громких звуков. Звуки, в коррекционных классах IIвида, сопровождающее детское творчество, стихают или нарастают по мере того как юные художники входят в творческое состояние либо радостно общаются со своими товарищами, делятся впечатлениями.
Красоту цветовых пятен, выразительность линий, объёмность пластических образов дети познают прежде всего в процессе собственного художественного опыта. Орудийно – материальный характер изобразительной деятельности требует внимания к развитию моторики руки. Это не технический вопрос, а задача формирования самой способности к изобразительной деятельности. Особое внимание педагог должен уделять формированию у детей основ культуры изобразительной деятельности: выполнению элементарных требований к внешней стороне рисунка, лепки, аппликации; правил поведения при выполнении художественной работы, обращении с материалами и орудиями художественного труда.
Требования к рисункам глухих и слабослышащих учащихся можно объединить в две основные группы, соответствующие различным учебным задачам: требования, связанные с технической стороной работы и требования, связанные с эстетической стороной изобразительной деятельности:
Итак, технические требования могут быть таковы:
- правильное расположение
- передача пропорции предметов
в соответствии с изображаемой
действительностью;- овладение линией
и пятном как средствами
- передача характерных
Из учебных задач, связанных с перспективным изображением предметов, вытекают следующие основные требования к рисункам учащихся:
- при изображении предметов
с натуры передавать
- начиная с 3 класса рисования
с натуры отдельных предметов
прямоугольной формы
- правильно передавать
- передавать дальнюю границу горизонтальной плоскости, на которой расположены предметы;
- рисуя с натуры группы
Для того чтобы достичь хороших результатов в обучении рисованию, наряду с правильным отбором заданий очень большую роль играет использование учителем всех учебно-воспитательных возможностей, заложенных в рисовании, как в процессе развития эстетических потребностей. Возможности его очень широки, так как процесс рисования – не механическое отражение действительности, а осмысленная передача ее, обусловленная не только зрительным восприятием, но и пониманием ее сущности, осознанием особенностей.
Активность учебного процесса – результат мобилизации учителем всех сил учащихся: их восприятия, мышления, внимания, памяти, воли, для того чтобы преодолеть трудности в работе над рисунком.
Основные предпосылки
Для повышения качества всего процесса
рисования необходимо возбудить
у детей эмоциональное
Первоначальное восприятие
Начиная рисование, необходимо
пробудить у учащихся
На разных этапах обучения дети обычно испытывают чувство радости и эстетического удовлетворения от работы. Важным моментом в занятиях изобразительным искусством является рефлексия, формирование оценочного компонента. Анализируя свои рисунки в процессе работы и рисунки товарищей по окончании работы, школьники с нарушением слуха учатся не только передавать средствами изобразительного искусства окружающую действительность, но и сознавать понятия «прекрасное - некрасивое», «хорошее – дурное»… Это дает учителю возможность развивать вкус учащихся, знакомить их с материальной культурой современности и прошлого, совершенствовать технические умения.
Познание ребёнком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит по ряду схем:
Целостность созданного образа определяет границы его содержания согласно смысловой и чувственной составляющим, характеризует уровень восприятия информации.
Информация, которую ребёнок получает минуя слух – при визуальном наблюдении, в запахах и естественных химических соединениях – неисчерпаема.
У школьника, приобщенному к миру искусства, возникает интерес к эстетическому восприятию окружающего: явлений природы, живых объектов, игрушек, предметов. Формируются представления об эстетических признаках объектов окружающего мира: основные и яркие контрастные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий), выразительность и свойства форм (округлость, прямоугольность, устойчивость, подвижность), величин (большой/маленький, длинный/короткий), поверхности (пушистый, гладкий, шершавый и др.).
Образы знакомых предметов,
живых объектов неслышащий ребёнок
учится посредством зрения соотносить
с рисунками, иллюстрациями. Появляются
представления об их графическом изображении
– форме, величине, других выразительных
средствах изображения: яркого, нарядного
– радостного цвета (светлого) или грустного
(тёмного), плавности и округлости линий,
прямолинейности.
Таким образом, у неслышащего ребёнка
поэтапно моделируются и апробируются
основополагающие свойства пространства
внешнего мира, происходит социоэмоциональное
развитие, взаимосвязь между психическим
и моторным развитием. С развитием высшей
нервной деятельности произвольная двигательная
деятельность в целом приобретает всё
большее значение в поведении ребёнка.
Занятия изобразительным искусством становятся
незаменимы для эстетического развития
детей с нарушениями слуха.
2.2 Музыкально-ритмические занятия как процесс эстетического развития детей школьного возраста с нарушением слуха.
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка.
На современном этапе
в условиях интенсивного развития эстетического
восприятия детей с нарушениями
слуха (с применением
Информация о работе Эстетическое развитие детей с нарушением слуха