Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:07, доклад

Описание работы

Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет свои собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Содержание работы

1. Личные данные
2. Актуальность
3. База
4. Противоречия
5. Цели и задачи
6. Модули:
1. Самообразование
2. Диагностика
3. Создание системы воспитательно-образовательной работы
4. Работа с родителями
5. Результативность
6. Литература
7. Приложения

Файлы: 1 файл

opyt_raboty_1.docx

— 55.35 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы

Тема: «Эстетическое развитие дошкольников средствами

изобразительной деятельности»

 

 

 

 

 

Воспитатель МДОУ №7

Виноградова О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Личные данные
  2. Актуальность
  3. База
  4. Противоречия
  5. Цели и задачи
  6. Модули:
  7. Самообразование
  8. Диагностика
  9. Создание системы воспитательно-образовательной работы
  10. Работа с родителями
  11. Результативность

6.        Литература

7.        Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личные данные

Ф.И.О.: Виноградова Оксана Александровна

Год рождения: 1966 год

Образование: среднее специальное

Окончила Торжокское педагогическое училище в 1986 году.

Специальность: воспитатель  в дошкольных учреждениях.

Педагогический стаж работы: 26 лет

Имею вторую квалификационную категорию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность

Изобразительное искусство  занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Потребность в красоте  и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. В старшем  дошкольном возрасте он уже избирателен  в выборе красивого, имеет на этот счет свои собственные суждения и  сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, жизни и деятельности человека. Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов, замечать красивое в окружающем мире. Необходимо подводить  детей к пониманию того, что  красота в природе, красота в  жизни, красота в искусстве неотделимы друг от друга. Осуществлять этот процесс  необходимо так, чтобы вызвать у  детей положительное отношение  к природе, яркие эмоциональные  переживания.

Произведения искусства  несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Одним из более мощных средств  эстетического воспитания является искусство. В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность искусства, которое  воздействует на психику, интеллект, разум  человека, расширяет его эмоциональный  опыт, учит осознавать его роль в  жизни человека.

Проблема эстетического  воспитания и развития детского творчества – одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой  в области дошкольного воспитания уделяется на сегодняшний день большое внимание.

База

Старшую группу посещают 20 детей. Из них 8 девочек и 12 мальчиков.

70% детей воспитывается  в полных семьях с двумя или одним ребенком, 30% - неполные семьи. Социальное положение всех семей благополучное.

Воспитанием и обучением  этих детей я занимаюсь с трехлетнего  возраста.

Дети моей группы любознательные, добрые, отзывчивые, легко вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Проявляют интерес к разным видам  искусства.

Для того чтобы деятельность детей носила творческий характер, стремилась создать условия для  комплексного художественно – эстетического  развития каждого ребенка, так как  художественная деятельность детей  требует эстетически образованной предметно – развивающей среды.

Большое внимание уделяю эстетике интерьера группы и фойе (коридора): стены украшают коллективные панно  и картины, выполненные с детьми и в совместной деятельности.

В группе имеется уголок продуктивного творчества, где собраны необходимые средства для изобразительной деятельности в удобном и доступном для детей месте. Каждый ребенок имеет возможность здесь для самостоятельных занятий, что помогает развитию интересов и способностей.

Оборудование и материалы  продуктивной зоны составляют:

  • различные изосредства – гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые и цветные мелки, пастель, ручки, простые карандаши, тушь, уголь, свечи, пластилин, глина, фломастеры; кисточки, стеки, палочки, ватные палочки, трубочки, щетки зубные, расчески, зубочистки, трафареты, линейки, крышки, пуговицы; бумага различной фактуры (для рисования, писчая, газетная, цветная, бархатная, картон, калька, обои, салфетки, гофрированная); линолеум, дощечки для рисования, палитра;
  • образцы по лепке, рисованию; карточки на смешивание, карточки на оттенки (осветление);
  • книги на ознакомление с народно – прикладным искусством, иллюстрации (свет и тень), рисунки детей, дидактические игры по ознакомлению с искусством («Придумай портрет», «Составь натюрморт», «Из чего состоит пейзаж»), на цвет («Цветные гномики», «Цветной волчок», «Радуга»);
  • фланелеграф плюс набор картинок и план-схема (речка, поле, лес) на составление композиции;
  • индивидуальные папки детей с рисунками.

В группе подумано место  для полочки красоты и уголка отдыха, где организую работу по эстетическому развитию детей и  расширению их представлений об окружающем мире.

На полочке красоты всегда находятся предметы красоты, разные по жанру картины, которые дети могут самостоятельно менять.

Для ознакомления с книжной  графикой представлены папки (художники  – иллюстраторы: Е.И.Чарушин, В.Сутеев, Ю.А.Васнецов, В.М.Конашевич, их портреты, биографические данные, творчество, книги с их рисунками).

Здесь дети получают эстетическое наслаждение от общения с произведениями искусства и народных промыслов, знакомятся с детской художественной литературой, общаются с природой.

Театральная зона оборудована гримеркой, костюмерной, минисценой. Уголок представлен различными видами театров, дидактическими играми на выражение эмоций, чувств, переживаний ребенка. Все это они могут выразить  через небольшие инсценировки, сценки собственного сочинения, этюды.

Музыкальный уголок включает в себя различные дидактические игры на развитие ритма, чувства ритма, ознакомления с нотной грамотой, с музыкальными инструментами.

Уголок развития речи оснащен буквенным фризом, разными видами азбук, загадками, дидактическими играми, перфокартами на звуковой и слоговой анализ слов, книгами.

Большое внимание уделяется  развитию связанной речи, речевого творчества детей, обогащения словаря, созданию индивидуальных и коллективных книг сказок, историй.

Математический  уголок представлен различными настольно-печатными дидактическими играми и пособиями по закреплению счета, знание геометрических фигур, решению арифметических задач, классификации; карточки на сравнение чисел, состав числа; ребусы, головоломки, что способствует развитию умственных способностей, внимания, памяти, мышления, логики.

Уголок познавательного  развития представлен физическими картами Тверской области, Росси, наглядными панно, макетами «Африка», «Антарктида», «Солнечная система», материалами и дидактическими играми по ознакомлению с родным краем, страной; с представителями растительного и животного мира; детской научно-энциклопедической литературой.

Творческая  лаборатория оснащена разнообразными приборами (лупы, весы, термометры, часы), материалами для исследования (пластмасса, дерево, металл, бумага, резина, стекло), безопасной лабораторной посудой (воронки, сосуды, ступки, пестики, ложечки, мерные стаканы). Все это дает возможность для самостоятельного экспериментирования.

Уголок природы содержит календарь природы, портрет месяца и иллюстративный материал к нему, где фиксируется изменения состояния погоды, природы.

Физкультурный уголок. Здесь размещено разное физкультурное оборудование, а также дидактические игры, что обеспечивает различную двигательную активность детей в течение дня.

В игровом уголке подобраны различные виды конструкторов, схемы построек, атрибуты для сюжетно-ролевых и режиссерских игр, наборы мелких игрушек разной тематики, планшеты. Материал подобран с учетом игровых интересов мальчиков и девочек. Он побуждает к игровому взаимодействию, способствует развертыванию сюжетно-ролевых и режиссерских игр.

Противоречия

 

С одной стороны

С другой стороны

1. Одной из задач эстетического  развития детей авторы «Радуга»  видят в формировании эстетического  восприятия дошкольников через  ознакомление с изобразительным  искусством различных видов.

1. В программе «Радуга»  недостаточно раскрыта методика  работы ознакомления детей старшей  группы с изобразительным искусством. В ДОУ не хватает дидактических  пособий, иллюстративного материала  по ознакомлению с разными  видами живописи.

2. Во взаимоотношении  с родителями идет гармоничная  работа для обеспечения полноценного  развития ребенка, с точки зрения  формирования специальных умений  и навыков, необходимых для  его успешного обучения в школе.

2. Родители не заинтересованы  в художественно-эстетическом воспитании, развитии творческих способностей  детей.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: развитие эстетического восприятия детей посредством изобразительной деятельности; формировать творческую личность, эстетический вкус, эстетическое отношение к миру.

Задачи:

  1. Развивать художественно-творческие способности детей (умение создавать художественный образ, самостоятельно выбирать материал, экспериментировать с ним при создании образа);
  2. Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) для обогащения зрительных впечатлений, формировании эстетических чувств и оценок;
  3. Обогащать содержание детских работ; совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности;
  4. Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль 1

Самообразование

Цель:

  1. Повышение теоретических знаний по теме.
  2. Продолжить поиск эффективных методов и приемов работы по развитию изобразительных навыков и творческих способностей детей.

      Повышение моих профессиональных качеств, базы теоретических знаний способствовало самообразование – это самостоятельное ознакомление и изучение нормативно – правовых документов, педагогической литературы, анализ программы «Радуга», методических рекомендаций, изучение программ  И.А.Рыковой, Г.С.Швайко, Т.С.Комаровой помогло мне в поиске детского изобразительного творчества, самостоятельности, инициативы, мышления детей.

      В основу  создания необходимых условий,  побуждающих детей к активной  художественно – продуктивной  деятельности: рисованию, аппликации, лепке, конструированию, легли  рекомендации С.А.Соловей, Т.Н.Львовой «Создание предметно – развивающей среды».

      Консультации  старшего воспитателя, взаимопосещения,  открытые просмотры МО города, собеседование с опытными педагогами  дали возможность приобрести  необходимые практические навыки  работы с детьми по изобразительной  деятельности.

Для создания дидактического материала, пособий, игр способствовали книги А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Л.А.Венгера  «Умственное воспитание».

Проведение занятий по ознакомлению с искусством требовало  от меня, как педагога, глубоких знаний в области живописи, литературы и  музыки. Посещение художественных выставок, читального зала детской библиотеки и краеведческого музея, драматического театра, собеседование их сотрудников  пополнили мои знания в области  различных видов искусства.

Работа с педагогической литературой, её анализ (Т.С.Комарова «Художественная  культура»), интегрированные занятия с детьми 5-7 лет, (А.А.Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», Н.А.Курочкина «О портретной живописи – детям») способствовали выработке системы педагогической работы по ознакомлению  и приобщению детей к искусству.

Считаю, что система самообразования  помогла мне определить главные  задачи своей педагогической деятельности, дала возможность выстроить работу по развитию изобразительного творчества детей таким образом, чтобы эта деятельность стала увлекательной и интересной для детей.

Информация о работе Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности