Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:07, доклад

Описание работы

Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет свои собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Содержание работы

1. Личные данные
2. Актуальность
3. База
4. Противоречия
5. Цели и задачи
6. Модули:
1. Самообразование
2. Диагностика
3. Создание системы воспитательно-образовательной работы
4. Работа с родителями
5. Результативность
6. Литература
7. Приложения

Файлы: 1 файл

opyt_raboty_1.docx

— 55.35 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОДУЛЬ 2

Диагностика

Цель: выявить у детей уровень знаний о средствах выразительности; о степени сформированности практических умений и навыков при создании художественных образов.

 

В настоящее время детский  рисунок довольно часто используется в качестве средства диагностики  интеллектуального развития ребенка, уровня его подготовленности к школе, что свидетельствует о важном значении изобразительной деятельности в разностороннем развитии ребенка.

Но изобразительная деятельность и сама по себе значит для ребенка  очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка, как показатель его эстетического  и интеллектуального развития.

В начале, середине и конце  учебного года провожу диагностическое  обследование детей. Наблюдения за детьми на занятиях и в свободной деятельности, специальные задания помогли  выявить знания и умения детей.

В начале года 53 % детей используют оттенки в своих рисунках; 45% - экспериментируют с различными художественными  материалами. В изодеятельности  все дети научились воплощать  свои замыслы в рисунках; знакомы  с произведениями разных видов искусства (портрет, натюрморт, пейзаж, народное и декоративно-прикладное искусство); без затруднения отвечают на вопросы  по картинам; легко и уверенно пользуются кистью, простым карандашом.

У детей наблюдается проявление самостоятельного, устойчивого интереса к природе.

Но дети ещё затрудняются в композиционном построении рисунка; в передачи пропорций  в изображении  и движении. Недостаточно развивают  содержание и образ картины. Не умеют  выделять цвет, композицию, форму в  художественных образах, переданных в  картинах.

По результатам диагностики  на начало учебного года я наметила план работы по изобразительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОДУЛЬ 3

Создание системы  воспитательно-образовательной работы

Цель:

  1. Дать детям необходимые знания о произведениях изобразительного искусства разных видов, о средствах выразительности;
  2. Помочь каждому ребенку овладеть приемами работы с изобразительными материалами;
  3. Пробудить творческую активность ребенка и помочь ему реализовать её при создании тех или иных образов;
  4. Формировать эстетическое отношение к миру.

 

Искусство – средство эстетического  воспитания, основа художественного  воспитания ребенка. Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента рождения. Поэтому считаю очень важным введение ребенка в  окружающий мир через систему  художественных образов и произведений.

Обучение различным видам  художественной деятельности дарит  впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной  из основ духовного развития личности.

Основной формой работы, способствующей развитию творческих способностей детей, являются занятия по изобразительной  деятельности, где я создаю  у  детей хорошее настроение, стараюсь вызвать доброжелательное отношение  к занятию, которые проходят в  форме путешествий.

Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми: «В страну Рисования», в мастерскую художника, в выставочный зал.

Одним из приемов для поддержания  интереса являются сказки о художниках, цветах; истории возникновения народных игрушек, использование художественного  слова (загадки, стихотворения).

Занятия изобразительным  искусством развивают у детей  творческую активность, эстетическое отношение к действительности; формируется  самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, аккуратность и трудолюбие.

Положительные результаты для  развития эстетического восприятия детей дает непосредственное общение  с природой, организация наблюдений на прогулке за деревьями, цветами и  т.д.

При организации таких  наблюдений считаю необходимым дать детям возможность восхищаться  красотой природы, любоваться ею, высказывать  свои эмоции, впечатления и переживания  от увиденного. Это побуждает у детей желание изобразить, запечатлеть все это в рисунках и аппликациях.

Создаваемые детьми рисунки  способствуют закреплению и уточнению  их знаний об объектах природы, формируют  интерес к природе и положительное  отношение к ней.

Большую роль в формировании эстетического восприятия детей  играет «полочка красоты», где дети знакомятся с произведениями искусства: живописью, книжной графикой, малой скульптурой, народно – прикладным искусством, предметами дизайна. Работа здесь проходит через индивидуальные и подгрупповые беседы, рассматривание, в ходе которых дети учатся видеть прекрасное. Так при ознакомлении с предметами народно – прикладного искусства обращают внимание не только на красоту предмета в целом, но и на орнамент и узор, который используется для украшения. При рассматривании скульптуры малой формы обращают внимание на форму и красоту скульптуры.

При ознакомлении детей с  тем или иным промыслом, стараюсь доступно рассказать о том, где он зародился. Помогаю им войти в  мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы.

Знакомство с каждым видом  народного искусства осуществляю  на занятиях по декоративному рисованию, аппликации, лепке. Стараясь повысить интерес к народному творчеству, использую изделия, выполненные  детьми для оформления группы, для  сувениров – подарков взрослым.

Периодическая смена, систематическая  работа с палочкой красоты способствовать тому, что дети самостоятельно замечают появление новых предметов, картин и детских книг.

Знакомство детей с творчеством художников иллюстраторов: Ю. Васнецова, Е.Рачеева, Е.Чарушина, В.Сутеева и др.

Рассматривание ярких  иллюстраций к народным потешкам, песенкам учат детей видеть особенности характера и настроение сказочного героя. При передачи характера сказочных героев дети в своем рисунке проявляют фантазию и воображение. Учатся высказывать свое отношение к забавным, немного мультяшным героем В.Сутеева, сказочным персонажам А.Ю.Васнецова.

На развитие эстетического  восприятия, художественного вкуса большое влияние оказывает ознакомление с искусством, которое осуществляется на занятиях, таких как «Знакомство с пейзажем», «Пейзаж в живописи», «Что такое натюрморт», «Творчество И.И.Шишкина» и другие.

Представление детей о  красоте природы и культуре родного  края складываются при знакомстве с  произведениями художников: А.Г.Венецианова, И.И.Левитана, К.Ф.Юона, И.Э.Грабая и других. Они дают возможность ознакомления с характерной для России природой.

Рассматривание картин вызывает у детей эмоциональный отклик на образное содержание произведений живописи, сопереживание настроения художественных образов, позволяет  познакомить с разными видами живописи.

Со старшего возраста более  углубленно работаем  с жанрами  живописи: портретом, натюрмортом, пейзажем.

При создании детьми портретов  я стремлюсь научить их передавать характер и настроение, при изображении  фигуры человека – движение. В пейзаже  – видеть красоту природы и  отображать её в своих рисунках. В процессе ознакомления в произведения живописи подвожу  детям к пониманию того, что в них присутствует настроение – это либо грусть, тоска или радость, беспокойство. Рисуя натюрморт, дети учатся изображать предметы с натуры. При этом они могут уже самостоятельно выбрать фон и составить натюрморт.

Народно декоративно-прикладное искусство – одно из важных средств  художественного восприятия детей  дошкольного возраста. В народном искусстве обобщены представления  о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколения.

Детей старшего дошкольного  возраста знакомили с разными  видами декоративно-прикладного искусства: тверской, дымковской, филимоновской игрушками.

Дети проявляют устойчивый интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывают от этого радость и удовольствие. Видят свойства предметов, живых объектов и явлений. Обладают достаточными техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляют самостоятельность и творческую инициативность.

По своему содержанию произведение живописи многообразны, но не каждое из них может вызвать эмоциональный  отклик в сердце маленького человека.

При ознакомлении с графическими работами обучаю детей рисованию  штрихом. Для достижения большей выразительности в рисунках детям предлагала использовать штрихи разного характера.

Обращаю внимание детей на линию: она может быть плавной, гибкой, резкой, такой же выразительной, как  и цвет, именно она выстраивает  изображение в определенном эмоциональном  направлении.

Важное влияние на развитие детского изобразительного творчества оказывает обучение детей технике  смешивание красок. В процессе смешивания красок дети учатся выделять и получать разнообразное многоцветье тонов.

Дети уже владеют навыками смешивания красок, полученные в младшей  и средней группах. В старшей  группе продолжили эту работу. Мы вместе с детьми анализировали различные  цвета; составляли их оттенки; смешивали  краски для получения новых; добавляли белую краску в другие; соединяли краски, получая контрастные цвета – холодные и теплые.

Поощряю самостоятельное  экспериментирование детей с  цветом для получения необходимых  цветов и оттенков.

Использование панно «Азбука  цвета», карточек по смешиванию, дидактических  игр «Радуга», «Цветные гномики», «Волчок» не только знакомят с цветовым спектром, с теплой и холодной гаммой цветов, но и помогает закрепить знания детей, использовать их в практической деятельности.

   Чтобы привить  любовь, вызвать интерес к рисованию использую нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Для создания детьми изобразительных  образов использовала следующие  нетрадиционные техники: набрызг, рисование  по мокрой бумаге, по мятой бумаге, рисование  пальцами и ладошкой, кляксография, способ выдувания.

Результатом всей работы по изобразительной деятельности являются выставки детских рисунков: «Осень золотая», «Пушистые зверята», «Зимушка – зима», «Бабочки».

В своей работе я старюсь, как можно чаще использовать коллективное творчество, как результат совместного  речевого изобразительного творчества детей. В группе появились книги  «Мы едем, едем, едем», «Сказка про елочку», «Курочка и цыплята».

С увлечением дети создают  картины, декоративные панно. Работы детей  украшают интерьер ДОУ: «В зимнем лесу», «Осень», «Полянка», «Наш аквариум».

Коллективная художественная деятельность формируют положительную  мотивацию к ней, и углубляет интерес к творчеству, раскрывают индивидуальность  детей, корректируют межличностные отношения.

 В самостоятельной  художественной деятельности дети  имеют в свободном пользовании  изосредства и оборудование, необходимое  для творчества. На столах располагаются  все изобразительные материалы, имеющиеся в группе, а так же коробки с природным и бросовым материалом. Каждый ребенок имеет возможность подойти к ним и сразу же начать действовать.

Систематическая комплексная  работа с использованием новых методик  обучения рисованию и общения  с ребенком является непременным  условием развития творческих способностей детей.

Залогом успешного развития творческих способностей детей, их фантазии, воображения является создание условий  для свободной самостоятельной  деятельности и развития представлений  о многообразий окружающего мира.

Впереди много планов и  замыслов и я убеждена, что художественно  – эстетическое развитие имеет решающее значение в развитии личности ребенка  в целом: уверенности в себе, любви к искусству, гордости за родную культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОДУЛЬ 4

Работа с родителями

Цель:

  1. Донести до родителей важность и необходимость формирования у детей эстетического отношения к миру и развития художественных способностей;
  2. Установить с родителями тесный контакт по взаимодействию по решению данных задач;
  3. Разнообразить формы совместной деятельности.

 

Взаимодействие педагогов  с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.

Информация о работе Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности