Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:07, доклад

Описание работы

Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет свои собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Содержание работы

1. Личные данные
2. Актуальность
3. База
4. Противоречия
5. Цели и задачи
6. Модули:
1. Самообразование
2. Диагностика
3. Создание системы воспитательно-образовательной работы
4. Работа с родителями
5. Результативность
6. Литература
7. Приложения

Файлы: 1 файл

opyt_raboty_1.docx

— 55.35 Кб (Скачать файл)

Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с  ДОУ и с воспитателями.

Результаты анкетирования  родителей «Дети и искусство» помогло выявить интересы родителей, их представления о процессе художественно  – эстетического развития детей.

Результаты показали, что 50% опрошенных родителей понимают значение творческой деятельности для общего развития ребенка. 45% - активно помогают ему в развитии его творческих способностей. 30% - посещают выставки и  музеи. 40% - необходима консультативная  помощь по развитию творческих способностей детей.

Все это помогло спланировать дальнейшую работу по художественно  – эстетическому направлению.

Для активизации сотрудничества воспитательных возможностей родителей  наиболее эффективными формами общения  стали:

  • Семинар – практикум «Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования», как средства обучения родителей конкретными приемами и методам развития изобразительной деятельности детей;
  • Беседа за круглым столом «Знакомим детей с изобразительным искусством» помогла обсудить проблемы роли в семье в эстетическом развитии детей. Где в непринужденной обстановке родители поделились своими мыслями, личным опытом семейного воспитания, были активными участниками обсуждения возникающих проблем;
  • Индивидуальные беседы, консультации «Какую роль играют книги, музыка в эстетическом воспитании», «Рисуем гуашью» помогли родителям понять как через изобразительную деятельность ребенок самовыражается как личность.

Немаловажную роль в повышении уровня в педагогической культуре родителей и семейного воспитания детей сыграли наглядно – информационные формы работы. Ответы на интересующие вопросы родители могли найти в папках – передвижках: «Натюрморт как жанр живописи», «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с живописью».

В содержании папки включала конкретные памятки, рекомендации, советы родителям.

Особое место во взаимодействии с родителями нашей группы имела  организация выставок детского изобразительного творчества «Золотая осень», «Ах лето, лето», «Полянки с цветами».

По откликам родителей  наибольший интерес вызвало создание совместных выставок по темам: «Зимние забавы», «Удивительные животные – динозавры» - это сблизило поколение (родителей и детей), укрепило детско – родительское отношение.

Традиционными в ДОУ стали  «Дни открытых дверей», где они наблюдали  совместную деятельность и занятия  по изобразительному искусству. Такое  «погружение» в жизнь дошкольного  учреждения помогает родителям понять особенности воспитания и обучение детей в детском саду, иначе взглянуть на ребенка, проникнуть в его интересы и потребности, проанализировать собственные методы и приемы воспитания.

Родители с большим  удовольствием посещали все мероприятия, проявляли интерес к жизни  детей в группе, к формированию личности ребенка, его внутреннего  мира, отношений к окружающим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОДУЛЬ 5

Результативность

Старший дошкольный возраст – ответственный период в жизни каждого ребенка.

В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения; развивается самостоятельность, инициатива, что способствует развитию творческой активности.

Создание развивающей  среды и условий для художественно  – продуктивной деятельности, планирование обучающих занятий, наблюдений, работы с «палочкой красоты»; поиск и  отбор эффективных методов и  приемов, применение их на практике с  детьми, все это дало положительные  результаты в работе по развитию детского изобразительного творчества.

В процессе художественно  – эстетического развития заметно  вырос уровень представлений  детей о произведении живописи. Это  выразилось в их ответах по содержанию картины, умение определять настроение, чувства, раскрывать содержание и образ выразительно – изобразительными средствами.

Замысел рисунков стал более  интересным и разнообразным. Дети самостоятельно и творчески раскрывают тему в  рисунках.

70% детей при создании  сюжета передают смысловые связи  между объектами, используя, передний  и задний план. Умеют создавать  выразительный образ и передавать  свое отношение к изображаемому.

Совершенствуется умение передавать цвет, как средство передачи настроения, состояния, отношения к  изображаемому на картине. Дети осваивают  свойства цвета и активно их используют.

65% детей экспериментируют  с цветом для получения новых  цветов и оттенков, овладевают  приемами наложения краски на  краску, осваивают приемы рисования  простым карандашом, угольным, пастельным, восковыми, цветными мелками. Активно используют творческий замысел в создании эскиза, наброска карандашом.

Владеют разнообразной техникой рисования, приемами работы с различными материалами.

У детей наблюдается проявление самостоятельного устойчивого интереса к природе.

Коллективная художественная деятельность сформировала положительную  мотивацию к ней и углубила интерес к творчеству; раскрыла индивидуальность детей, корректирует межличностные  отношения.

Совместная деятельность объединила детей и взрослых, способствовала установлению между ними творческих контактов, созданию радостной атмосферы, что благоприятно сказалось на эстетическом и нравственном воспитании дошкольника.

В будущем продолжу работу по развитию художественно – эстетического  восприятия художественного мира; развитию у детей художественного вкуса; по ознакомлению старших дошкольников с живописью; по композиционному  построению рисунка.

Все это поможет увлечь, заинтересовать искусством и раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Галанов А.С. и другие «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».
  2. Грибовская А.А. «Народное искусство и детское творчество».
  3. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников по изобразительному искусству».
  4. Доронова Т.Н., В.В.Гербова и другие «Радуга»,  программа.
  5. Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность».
  6. Доронова Т.Н., Е.В.Соловьева и другие «Дошкольные учреждения и семья».
  7. Зверева О.Л., Т.В.Кротова, «Родительское собрание в ДОУ».
  8. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста».
  9. Комарова Т.С., М.Б.Зацепина «Художественная культура».
  10. Комарова Т.С., А.И.Совенков «Коллективное творчество дошкольников».
  11. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к опыту работы на тему: «Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности».

 

Утро радостных  встреч

Сентябрь

  1. Посиделки у бабушки Арины (потешки)
  2. Прослушивание в грамзаписи Чайковского «Времена года»
  3. Путешествие в страну сказок по А.С.Пушкину
  4. Рассматривание красиво цветущие осенние цветы

Октябрь

  1. Знакомство с народным промыслом (дымковская игрушка)
  2. Встреча с Незнайкой по произведениям Н.Носова
  3. Посиделки у бабушки Арины (загадки)
  4. Рассматривание картины И.И.Левитана «Золотая осень»

Ноябрь

  1. Литературный калейдоскоп
  2. Мое настроение (рисуем под музыку)
  3. Посиделки у бабушки Арины (русские сказки)
  4. Настольный театр «Красная шапочка»

Декабрь

  1. Литературный калейдоскоп
  2. Знакомство с художниками книжной графики
  3. Беседа о Новом годе
  4. Знакомство с Тверской игрушкой

Январь

  1. Придумывание сказок вместе с детьми
  2. Прослушивание произведений Чайковского «Времена года»
  3. Чтение любимых сказок

Февраль

  1. Встреча с интересными людьми
  2. Знакомство с живописью – натюрморт
  3. Познавательное сообщение (Мы их знаем)
  4. Рассматривание картин Е.И.Волошина «Лук» и другие

Март

  1. Рассматривание картин И.И.Левитана «Март»
  2. Знакомство с народным промыслом (Хохлома)
  3. Познавательное сообщение о животных
  4. Прослушивание в грамзаписи «Кошкин дом»

Апрель

  1. Чудеса в мастерской (изготовление поделок)
  2. Встреча с интересными людьми
  3. Познавательное сообщение о растениях
  4. Знакомство с художниками книжной графики

Май

  1. Посиделки у бабушки Арины (фольклор)
  2. Рассматривание картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»
  3. Беседа «Что подарит лето»
  4. Литературный калейдоскоп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По ознакомлению с искусством (полочка красоты)

Сентябрь

1.Осенний букет (цветов, листьев)

2-3. Хохломская роспись

4.Красивое яблоко

Октябрь

1.Осенняя композиция

2-3. Городецкая роспись  по дереву

4.Рассматривание картин  И.И.Левитана «Золотая осень»

Ноябрь

1.Красивая вазочка

2.Дымковская игрушка (барышня)

3.Малая скульптура (олень)

4.Книжная графика (Е.Чарушин)

Декабрь

1-2. Забавные птицы (дымковская  игрушка)

3.Рассматривание картины  И.Репина «Яблоки»

4.Книжная графика (Ю.Васнецов)

 Январь

1.Тверская игрушка (матрешка)

2.Малая скульптура (клоун)

3.Рассматривание картины  И.Хруцкий «Натюрморт с грибами»

Февраль

1.Тверская игрушка (глиняные  свистульки)

2.Книжная графика Е.Рачеева

3.Народная вышивка города  Торжка

4.Знакомство с картинами  К.Ф.Юона

Март

1.Жостовские подносы

2-3.Этот волшебный завиток  (хохломская игрушка)

4.Знакомство с портретной  живописью

Апрель

1.Малая скульптура (девушка  пляшет)

2.Книжная графика В.Сутеева

3.Дымковская игрушка

4.Веточка вербы

Май

1.Рассматривание картины  П.Кончаловского «Сирень белая  и розовая»

2-3. Декоративная посуда

4.Одуванчик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование по кружковой работы старшей группы

Сентябрь

  1. «Собака со щенятами» (лепка сюжетная)
  2. «Цветные ладошки» (аппликация с элементами рисования)
  3. «Деревья в нашем парке» (рисование по представлению)
  4. «Наш пруд» (лепка сюжетная коллективная)

Октябрь

  1. «Осенние листья» (рисование с натуры)
  2. «Осенний натюрморт» (коллективная аппликация)
  3. «Кто под дождиком промок» (лепка сюжетная)
  4. «Осенние картины» (аппликация из осенних листьев)

Ноябрь

  1. «Чудесное превращение кляксы» (рисование)
  2. «Золотые березы» (аппликация обрывная с элементами рисования)
  3. «Пернатые, мохнатые, колючие…» (лепка)
  4. «Зайчишка – храбришка и трусишка» (рисование)

Информация о работе Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности