Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 07:46, реферат
Предмет исследования - использование средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников. Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников. Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания. Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.
Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников. 4
§1. Сущность эстетического воспитания. 4
§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 10 §3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13 Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания 18 §1. Эстетическая сущность искусства 18
§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б. Т. Лихачеву). 20 §3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства) 24 Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЯ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление" (13; 164). А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.
Чувство красоты природы,
окружающих людей, вещей создает
в ребенке особые эмоционально-психические
состояния, возбуждает непосредственный
интерес к жизни, обостряет любознательность,
мышление, память. В раннем детстве
ребята живут непосредственной, глубоко
эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные
переживания надолго
Таким образом, младший школьный
возраст - это особенный возраст
для эстетического воспитания, где
главную роль в жизни школьника
играет учитель. Пользуясь этим, умелые
педагоги способны не только основать
прочный фундамент эстетически
развитой личности, но и посредством
эстетического воспитания заложить
подлинное мировоззрение
§3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников
Эстетическое воспитание ребенка, как уже отмечалось, начинается с момента его рождения. В этом параграфе мы рассмотрим те воздействия, которые оказывают на него наиболее сильное воспитательное влияние.
В жизни ребенка имеет
воспитательное значение буквально
все: убранство помещения, опрятность
костюма, форма личных отношений
и общения, условия труда и
развлечений - все это либо привлекает
детей, либо отталкивает. Задача не в
том, чтобы взрослым организовать для
детей красоту окружающей среды,
в которой они живут, учатся, работают,
отдыхают, а в том, чтобы вовлечь
всех детей в активную деятельность
по созиданию и сохранению красоты.
"Только тогда красота, в созидании
которой ребенок принимает
Передовые педагоги понимают, как важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.
Одним из таких факторов является эстетизация среды, отмеченная в работе Г. С. Лабковской.
Главная задача эстетизации среды обитания по ее мнению сводится к "достижению гармонии между создаваемой человеком "второй природой" и естественной природой. Проблема эстетизации среды обитания органически связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного человечества - проблемы рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине с природой, как раз и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами законов развития природы, умение видеть многообразие ее форм, постижение ее красоты - это главное, чему должна научить школа" (26; 29).
Следующий фактор эстетического
развития личности - эстетизация быта
выделяется в работах А. С. Макаренко, Г.
С. Лабковской,
К. В. Гавриловец и др.
А. С. Макаренко в своей педагогической работе уделял огромное внимание этому фактору: "Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым делом всегда строил оранжерею. И обязательно розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, а хризантемы, розы" (14; 218). "С эстетической точки зрения быт, можно сказать, является лакмусовой бумажкой уровня развития эстетического развития личности, группы или коллектива. Материальная среда быта, ее духовность или бездуховность, показатель соответствующих качеств создавших ее людей", - отмечает Г. С. Лабковская (26; 31).
Особое значение эстетики
быта, в эстетическом воспитании отмечает
и К. В. Гавриловец в своей работе“Нравственно-
Если в кабинете месяцами
висит небрежно оформленная газета,
если классный уголок не несет новой,
интересной необходимой информации,
если не уделяется должного внимания
чистоте кабинета, у школьников постепенно
складывается установка на терпимое
отношение к излишествам, небрежности.
Эстетика поведения и внешнего облика,
- не менее значимый фактор эстетического
воспитания. Здесь существенное влияние
на детей оказывает
Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищенности, как назвал его А. С. Макаренко, стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создает благоприятную атмосферу для развития творческих задатков школьников, обнажает красоту чутких отношений друг к другу. В качестве примера прекрасных эстетических отношений можно рассматривать такие отношения, как дружба, взаимопомощь, порядочность, верность, доброта, чуткость, внимание. Участие детей вместе со взрослыми в отношениях самого различного достоинства накладывает глубокий отпечаток на детскую личность, делая их поведение прекрасным или безобразным. Через всю совокупность отношений и осуществляется формирование нравственно-эстетического облика ребенка.
Важнейшим источником эмоционального опыта школьников являются внутрисемейные отношения. Формирующее и развивающее значение семьи очевидно. Однако не все современные семьи обращают внимание на эстетическое развитие своего ребенка. В таких семьях довольно редко происходят разговоры о красоте окружающих нас предметов, природы, а о походах в театр, музей не может быть и речи. Классный учитель должен помочь таким детям, постараться восполнить недостаток эмоционального опыта, особой заботой в классном коллективе. Задачей классного руководителя является проведение бесед, лекции с родителями по эстетическому воспитанию подрастающего поколения.
Помимо воздействия на
ребенка средств окружающей действительности,
эстетическое воспитание осуществляется
целенаправленно в школе. По словам
Д. К. Ушинского каждый предмет в
школе может эстетически
.1 Роль эстетического воспитания
Эстетическое воспитание - это процесс
формирования целостного восприятия и
правильного понимания
Однако эта способность
Основой, на которой осуществляется эстетическое воспитание есть определенный уровень художественно-эстетической культуры личности, ее способности к эстетическому освоению действительности. Этот уровень оказывается как в развитии всех компонентов эстетического сознания (чувств, взглядов, переживаний, оценок, вкусов, потребностей и идеалов), так и в развитии умений и навыков активной преобразующей деятельности в искусстве, труде, быту человеческих взаимоотношениях. Формирование у школьников определенной системы художественных представлений, взглядов, которые смогут помочь им выработать в себе действующие критерии эстетических ценностей, готовность и умение вносить элементы прекрасного в свою жизнь, начиная с восприятия окружающего.
Задачей эстетического воспитания является не только расширение художественного восприятия, список прочитанных книг, услышанных музыкальных произведений, но и организация человеческих почутгив, духовного Росиу личности, регуляция и коррекция поведения.
Эстетическое воспитание проникает во все сферы детской жизни, оно обеспечивается всеми звеньями воспитания и использует богатство и разнообразие его средств.
Все это дает право считать главным
принципом эстетического
Методологической основой и важным принципом эстетического воспитания на современном этапе является идея комплексного подхода, в реализации системы эстетического воспитания имеет двойное значение.
Во-первых, система эстетического воспитания должна строиться так, чтобы разные виды искусства постоянно взаимодействовали между собой в процессе воздействия на ребенка, т.е. организуется необходимость тесного взаимодействия искусства на основе межпредметных связей.
Во-вторых, эстетическое воспитание как воспитание средствами искусства, так и средствами действительности должно стать органической частью любого вида воспитания.
Система эстетического воспитания строится на основе принципа творческой самодеятельности учащихся. Это проявляется в способности школьников переносить выработанные творческие навыки на выполнение любого дела.
Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства