Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 07:46, реферат

Описание работы

Предмет исследования - использование средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников. Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников. Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания. Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.

Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.
Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников. 4

§1. Сущность эстетического воспитания. 4
§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 10 §3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13 Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания 18 §1. Эстетическая сущность искусства 18
§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б. Т. Лихачеву). 20 §3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства) 24 Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЯ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

Файлы: 1 файл

сод и зад эст вос мл шк.docx

— 77.23 Кб (Скачать файл)

Новые задачи в области воспитания в общеобразовательной школе  суверенной Украины коренным образом  изменили и установки в эстетическом воспитании. От задач видеть, чувствовать, понимать прекрасное они превратились в более сложные и связаны со способностью творить его в окружающей действительности, труда, искусстве, в повседневной жизни. Эта способность является важным признаком нашего времени и обеспечивается благодаря реализации принципа естезации всего детской жизни.

Эти принципы обеспечивают реализацию системы эстетического воспитания и способствуют формированию эстетической культуры подрастающего.

Одной из основных задач школы на современном этапе развития эстетического  воспитания является создание его системы. Под системой понимается живой, целенаправленный, организованный и контролируемый процесс  художественно-эстетического образования, развития, воспитания детей, построен на основе совокупности методологических принципов, психолого-педагогического  обоснования методических документов, обеспечивающих осуществление в  неразрывной связи с эстетическим воспитанием личности, ее моральный  и трудовой развитие.

Основным структурным элементом  системы эстетического воспитания является личность, поскольку цель, задачи, специфические методы эстетического  воспитания ориентированы на эстетический и общее развитие личности, обогащения ее в педагогическом процессе с учетом индивидуальных и психологических особенностей организации воздействия на учащихся разного возраста.

Одной из ведущих подсистем эстетического  воспитания является учебно-воспитательный процесс школы. Предметы естественно-математического, гуманитарного и эстетического  циклов, а также трудовое воспитание вносят в эту подсистему свой вклад  и одновременно тесно связаны  между собой как ее элементы. Руководящую  роль в обеспечении педагогической целеустремленности этого процесса играет учитель.

Следующая подсистема - внеклассная  деятельность школьников, связана с  учебно-урочной деятельностью. Особое место принадлежит в ней факультативным курсам по предметам художественного и других циклов, функционирования этой подсистемы предполагает необходимость использования творческого подхода к любому виду деятельности ребенка, форм и методов пробуждение их к интересу эстетического творчества, а также осуществление педагогического контроля за социально-ценной деятельностью учащихся в процессе внеклассной и внешкольной работы, организации досуга и поведения детей разного возраста.

Важной подсистемой также художественно-эстетические воздействия средств массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино), семьи, микро среды школьника. Контроль со стороны школы за деятельностью ее элементов проявляется в изучении и анализе воздействий, степени сформированности у учащихся эстетического идеала, вкуса, критической оценки эстетической информации, художественных интересов и потребностей школьников в области искусств, мотивов общения с ним.

Таким образом, функционирование системы  эстетического воспитания эффективно осуществляется тогда, когда она  действует не изолированно, а включается в комплекс всей учебно-воспитательной работе и осуществляется с помощью  целенаправленного педагогического  руководства.

Эстетические чувства людей  играют большую роль в их жизни. Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную жизнь человека богатым, интересным, дает ему возможность  почувствовать величайшее духовное наслаждение. От того, как человек  чувствует, переживает прекрасное и неэстетичное, возвышенное и низкое - во многом зависит от его поведения в обществе. Это означает, что нужно, чтобы человек имел действительно прекрасные эстетические идеалы.

постольку человек постоянно стремится  к красоте, стремится бороться с  нестабильным, противным, а ее идеалы красоты складываются под влиянием различных жизненных явлений, отношений, и произведений искусства, нужно  научить ребенка глубоко развиваться  во всем разновидности жанров искусства, с тем, чтобы она могла безошибочно  различить прекрасное, возвышенное, художественное от низкого, искаженного, антихудожественного.

Чтобы наслаждаться красотой и создавать  ее, нужно обладать качествами, которые  в своей общности создают эстетическую культуру личности. Первоосновой всей культуры является эстетическое чувство, особая эмоциональная ответ на прекрасное.

Но этого недостаточно. Для того, чтобы в полной мере воспринимать красоту или проявлять себя в художественном творчестве, нужен еще значительный фонд теоретических знаний, на базе которых развивается воображение и понимание эстетических ценностей.

Особое значение для формирования эстетического отношения к действительности имеет эстетический идеал, как цель или пример, что увеличивает тягу к красоте. Немалым отражением эстетических позиций, ее взглядов, идеалов, является эстетический вкус, умение различить  прекрасное от некрасивого, подлинную красоту от зовущей. Еще одним показателем эстетического отношения человека к окружающей среде, являются эстетические интересы и потребности, которые наиболее четко выполняют ценные ориентации личности в сфере прекрасного. С помощью эстетических чувств мы, главным образом воспринимаем и оцениваем красоту в искусстве и действительности. Нанося художественным вкусам человек сам создает прекрасное в процессе творческой деятельности.

В эстетическом кругозоре современного школьника отсутствуют знания о  законах эстетики и художественного  творчества, о критериях красоты  и искусства в действительности.

Неправильность, характер эстетического  отношения детей к действительности изменяется с школьным возрастом: младшие  школьники проявляют повышенный интерес к красоте, природе; подростки - стремятся удовлетворить потребности  в красоте главным образом  за счет искусства, а старшеклассники  в большей степени интересуются эстетикой поведения, отношений , внешнего вида.

Если детей и подростков привлекает в художественных произведениях  сторона событий, то старшеклассники  ищут в искусстве ответы на волнующие  их эстетические проблемы.

1.2 Эстетическое воспитание младших  школьников

Эстетическое воспитание ребенка - процесс, который создается под  влиянием различных жизненных отношений  и действий, обладающих эстетическими  средствами. Уже дети дошкольного  возраста, выражая свои эстетические осуждения о вещах, и явления  переживают в связи эстетические чувства.

Неправильно было бы представить дело таким образом, что эстетическое воспитание начинается и реализуется  только тогда, когда учитель проводит с детьми беседы об искусстве, или  разучивает с ними песни и стихи. А такое представление часто  встречается среди учителей.

Вступая в различные жизненные  взаимоотношения с людьми, вещами и природой, сталкиваясь с явлениями  совместной жизни в общем и  с явлениями искусства, особенно, ребенок во решительным влиянием взрослых развивает выбранные эстетические взгляды. Отдельные бессистемные формы бесед часто не оказывают особого влияния в общем процессе формирования эстетических взглядов. Ограничивая свою деятельность в области эстетического воспитания только оригинальными различными беседами учитель может допустить элементы стихийных неконтролируемых воздействий, проникновение которых в сознание ребенка не бугде помогать формированию у него чуждых нам эстетических представлений и понятий. Педагогически организованный процесс эстетического воздействия на младших школьников должен представлять собой не только ознакомление их с различными видами и произведениями искусства, а систему освоения прекрасного в искусстве и действительности, процесс эстетически правильной организации всего детской жизни. Эстетическое развитие младшего школьника войдя в жизнь нового коллектива и начавшего быстро обогащать себя новыми знаниями и опытом новых отношений идет особенно интенсивно.

Изучение младших школьников и  взгляд за их деятельностью показывают, что их эстетические представления  переплетаются с рисованием и  произведениями декоративно-прикладного  искусства.

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и про¬счеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть. 
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А. М. Архангельского, Н. М. Болдырева, Б. Т. Лихачева, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания. Такие исследователи как М. М. Гей, А. А. Калюжный, Т. Ф. Лысенко и другие освещают в своих работах также проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников, что для нас особенно важно. 
Однако решение задач нравственного воспитания современных школьников в процессе внеурочной деятельности не достаточно исследовано. Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».  
Цель нашего исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. 
Объект исследования – внеурочная деятельность младших школьников. 
Предмет исследования – нравственное воспитание учащихся начальных классов во внеурочной деятельности.  
Гипотеза исследования: нравственное воспитание учащихся начальной школы во внеурочной деятельности станет более эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: 
1. Учет возрастных особенностей младшего школьника. 
2. Использование определенных форм и методов нравственного воспитания 
3. Организация совместных коллективных усилий и переживаний и обеспечение эмоциональной насыщенности общей деятельности.  
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

 

Введение

 

Роль эстетического воспитания в формировании личности, ее всестороннем развитии трудно переоценить. Уже в  древности отмечали значение красоты  в жизни и деятельности человека. Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического  отношения к действительности на человека. Оно способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений, большую роль играет в формировании нравственности, создает  условия для духовного возвышения человека.

Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной  лишь деятельностью в области  искусства: в той или иной форме  оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек  выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создаёт  произведения искусства, посвящает  себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в его деятельности, направленной на преобразование окружающей жизни  и самого себя. Эстетическое развитие личности начинается в раннем возрасте. Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда  человеческая личность уже сложилась. Необходимо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей школьного  возраста, начиная с начальных  классов. В связи с этим возрастает роль учителей, которые, осуществляя  образовательный процесс, компетентно  решают воспитательные задачи, в том  числе задачи эстетического воспитания младших школьников.

Проведенное нами анкетирование учителей начальных классов показало, что  на практике педагоги часто не осознают в полной мере важности эстетического  воспитания в процессе обучения, поэтому  воспитательный потенциал школьных предметов остается нереализованным. Следует назвать такие дисциплины, как изобразительное искусство, музыка, окружающий мир, литературное чтение, истоки, а также трудовое обучение.

Все сказанное определило выбор темы исследования – "Эстетическое воспитание младших школьников на уроках трудового обучения".

 

 

 
2.1 Эстетическая сущность искусства  и особенности восприятия его  младшими школьниками

 

Выводом теоретической части работы стало положение о том, что  искусство является основным средством  эстетического воспитания.

В этой главе мы рассмотрим особенности  искусства, как средства эстетического  воспитания детей младшего школьного  возраста. Для этого раскроем эстетическую сущность искусства и особенности  его восприятия детьми, чтобы выяснить, действительно ли искусство играет ведущую роль в эстетическом воспитании детей, как утверждает Б.М. Неменский.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства