Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 07:46, реферат

Описание работы

Предмет исследования - использование средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников. Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников. Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания. Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.

Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.
Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников. 4

§1. Сущность эстетического воспитания. 4
§2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 10 §3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 13 Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания 18 §1. Эстетическая сущность искусства 18
§ 2. Восприятие искусства младшими школьниками (по Б. Т. Лихачеву). 20 §3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства) 24 Глава III. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЯ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

Файлы: 1 файл

сод и зад эст вос мл шк.docx

— 77.23 Кб (Скачать файл)

На уроках литературы и музыки такими дополнительными заданиями могут  быть изображения в рисунках литературных и музыкальных образов. Наконец, на уроках литературы и изобразительного искусства могут даваться творческие задания по подбору музыкального материала, созвучного основным идеям  произведения искусства слова или  визуального образа.

Если учащиеся владеют исполнительскими навыками, они могут получить задание  импровизировать на ту или иную тему. Все это в комплексе решает важнейшую педагогическую задачу: "осуществление  в единстве глубокого и всестороннего  усвоения детьми идеи и художественных образов произведения, получение  учителем обратной информации о глубине  усвоения учащимися материала, развитие интеллектуальных и художественных способностей детей" [13,131].

И третий этап освоения произведения искусства школьниками, который  выделяет педагог, можно характеризовать  как этап научного постижения художественной деятельности. "После того, как  в сознании ребенка воссоздана художественная картина жизни во всей сложности, противоречивости и многообразии образов, возникает необходимость ее научного анализа.

Благодаря глубокому проникновению  учащихся в идейно-художественную сущность произведения искусства становится возможным его использование  для глубокого познания жизни, формирования мировоззрения, воспитания нравственности" [13, 131].

В качестве главных методов на этом этапе выступают методы теоретического, художественного и научного анализа. Постижение ребенком произведения искусства  с помощью анализа, по мнению автора, можно организовать двумя путями.

Первый состоит в том, чтобы  школьник сделал самостоятельную попытку  теоретического осмысления художественного  явления. В различных формах ему  даются задания: написать рецензию, подготовить  доклад, выступить в ходе обсуждения, составить критический обзор, вскрыть  основную идею произведения, описать  сюжетную линию, показать основные черты  героев и дать оценку их действий. В  задания включаются требования выделить основные художественные приемы, которыми пользуется художник, оценить своеобразие  его индивидуального дарования, манеру его письма, стиля изложения, особенностей видения мира и человека. Конечно, сам школьник не всегда сможет разобраться в сложных теоретических  вопросах, даже если воспользуется  консультацией и справочной литературой. Однако педагогические выгоды именно такого начала анализа художественного  произведения состоят в том, что  ребенок знакомится с широким  кругом вопросов, осознает, как много  нужно работать, чтобы проникнуть в тайну произведения искусства. У него возникнет и разовьется интерес и желание глубокого  творческого освоения искусства.

Второй путь научного постижения художественного  произведения состоит в том, чтобы  школьник приступил к творческому  освоению литературно-художественной критики. "Задача литературно-художественной критики — помогать читателю, зрителю, слушателю в постижении результатов художественного творчества. Литературно-художественная критика призвана сыграть ведущую роль в формировании идейно-эстетических идеалов школьников. Критический материал должен широко привлекаться к учебному процессу, стать его органической частью. Важно, чтобы имена и идеи критиков стали известны школьникам так же хорошо, как имена композиторов, поэтов, писателей, режиссеров и актеров. Это позволит более эффективно использовать воспитательный потенциал критики, поставить процесс анализа художественного произведения на подлинно научную основу. Такой подход к делу даст возможность учащемуся сопоставить свои оценки, суждения с научно- аналитическими выводами специалистов, увидеть свои недостатки, принять оценки критика или полемизировать с ним" [13, 135].

Третий этап восприятия художественного  произведения, несомненно, важный, но его  очень сложно осуществить в начальных  классах, ввиду ограниченности знаний и развития аналитической деятельности младших школьников. Психологически важно, чтобы педагог, давая самостоятельные  творческие задания, организовал их тщательный учет и разбор.

На основе первых трех этапов, возможно, осуществить и четвертый этап, этап повторного и вместе с тем  нового, на более глубоком уровне восприятия и понимания идей и художественных образов, освоения произведений искусства. "Именно на этом этапе происходит глубоко индивидуальный внутренний процесс превращения художественных образов и идей произведения в  духовное достояние личности, в орудие мышления и оценки действительности, в средство духовного общения  с другими людьми" [13, 136].

"Художник с помощью создаваемых  им образов видит в жизни  важное, существенное, значительное  и умеет ярко, образно показать  это невидимое, вместе с тем  важное всем. Это постижение уже  открытого художником - сложный и многоступенчатый процесс. Глубоко понять его сущность, умело отобрать произведения искусства для постижения их детьми, учесть в связи со спецификой искусства специфику форм и методов учебной работы в школе — все это необходимо для повышения идейно-эстетического воспитательного влияния литературы и искусства на детей" [15, 14].

 


Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства