Эвристические технологии в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность использования эвристической технологии в образовательном процессе в профессиональном образовании.
Задачи:
охарактеризовать теоретические основы использования эвристической технологии в образовательном процессе;
провести экспериментальное изучение использования эвристической технологии в образовательном процессе.

Содержание работы

Введение 3
Глава1.Теоретические основы использования эвристической технологии в образовательном процессе. 5
1.1 Понятие "Эвристическая технология" в психолого-педагогической литературе. 5
1.2 Характеристика современной системы эвристической технологии в образовательном процессе. 10
1.3 Условия использования эвристической технологии в образовательном процессе. 16
Глава 2.Экспериментальное изучение использования эвристической технологии в образовательном процессе. 25
2.1Диагностика уровней эвристического мышления у обучающихся. 25
2.2 Реализация условий использования эвристической технологии в образовательном процессе. 33
Заключение 37
Литература 39

Файлы: 1 файл

эвристическая технология.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

В современном взаимосвязанном  и взаимозависимом мире, в условиях глобализации всех сфер социальной действительности и решаемых в них нестандартных  задач имеется устойчивая потребность  в развитии творческого потенциала учащейся молодежи. Решающим фактором при этом выступает инновационная деятельность современного педагога. Поэтому необходим постоянный поиск новых и эффективных систем обучения творческой деятельности и развития творческого потенциала подрастающего поколения.

В этих условиях разработка педагогической системы эвристического обучения учащихся является исключительно актуальной. Данная проблема связана с проектированием целостной педагогической системы эвристического обучения учащихся. Эвристическая технология в образовательном процессе предполагает отказ от готовых знаний, от их репродукции, основываясь на добыче и поиске информации, которые в условиях научно-технического прогресса, информатизации общества, когда быстрыми темпами увеличивается объем информации, стремительно устаревают знания, предъявляют новые требования к личностному и профессиональному развитию человека. Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. Мы думаем, что школа должна прореагировать на эти изменяющиеся условия развитием творческих способностей учащихся и воспитанием активной личности.

В настоящее время  внимание к проблеме развития творческих способностей учащихся усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому , только нужно суметь раскрыть и развить их. Проблема развития творческих способностей учащихся посредством эвристической технологии в образовательном процессе является одной из наиболее актуальных.

Объект исследования: образовательный процесс в профессиональном образовательном учреждении.

Предмет исследования: использование эвристической технологии в образовательном процессе.

Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной  работы проверить эффективность  использования эвристической технологии в образовательном процессе в профессиональном образовании.

Задачи:

    1. охарактеризовать теоретические основы использования эвристической технологии в образовательном процессе;
    2. провести экспериментальное изучение использования эвристической технологии в образовательном процессе.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что образовательный процесс будет осуществляться более эффективно при использовании эвристической технологии, условиями использования которой являются:

1) развитие мотивации у учащихся на решение эвристических задач и овладение эвристическими приемами;

2) поэтапное введение в обучение эвристических методов и эвристических задач нарастающей сложности и трудности;

3) создание на занятиях ситуации успеха, способствующей превращению обучающихся из объектов обучения в субъекты познавательной деятельности.

 

Глава1.Теоретические  основы использования эвристической  технологии в образовательном процессе.

1.1 Понятие "Эвристическая технология" в психолого-педагогической литературе.

С древнейших времен ученые и философы задумывались над вопросами: как осуществлять исследования, чтобы  они вели к открытию нового знания? Как правильно решать возникающие  проблемы? Как организовать свою мыслительную деятельность, чтобы она протекала  более целенаправленно и продуктивно? Подобные вопросы не получали однозначного ответа, но постепенно их проработка обретала все более глубокий характер. Так, было признано, что существуют закономерности мышления, отличные от логических операций, которые позволяют организовывать мыслительную деятельность так, чтобы она выводила человека к новому знанию. Эти качественные процессы мышления назвали эвристическими. Изучением этих процессов начали заниматься научные дисциплины, в задачу которых входило исследование интеллектуального поведения человека, его мышления, процессов его протекания. Так, на пересечении ряда научных дисциплин возникла эвристика, которая и синтезировала знание этих областей в своем специфическом объекте исследования.

Эвристика (греч. "обнаруживаю, отыскиваю, открываю") - наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации, т.е. организацию продуктивных процессов мышления, на основе которых осуществляется интенсификация процесса генерирования идей (гипотез) и последовательное повышение их правдоподобности (вероятности, достоверности)1.

С самого зарождения эвристики  наряду с анализом процессов эвристической  деятельности исследовались и возможности  целенаправленного обучения этой деятельности, т.е. эвристика соприкасалась с  педагогикой. Постепенно ярко обозначилось одно из направлений в развитии эвристики - педагогическая эвристика, которая помогает ответить на вопрос: как обучать эвристической деятельности? Она рассматривает принципиальные вопросы организации мыслительной деятельности в процессе обучения, т.е. в процессе освоения тех учебных предметов, которые составляют систему профессиональных знаний2.

Педагогическая эвристика  сегодня, как и эвристика в  целом, переживает тот период становления, когда на основе большого экспериментального и практического материала формируются теории и определяются стратегические направления исследований. Назовем некоторые из них. В объективной оценке, переосмыслении с точки зрения современных педагогических идей нуждается история эвристики и ее педагогическая ветвь. Многие работы ученых прошлого, связанные с эвристикой, мало изучены либо вследствие того, что они опережали свое время и не были поняты современниками и теперь представляют большой и важный пласт человеческой мысли, либо из-за отсутствия изданий на русском языке, что фактически закрыло на долгие годы доступ к разностороннему и объективному исследованию. Насущной проблемой сегодня является научная (а не эмпирическая!) разработка методического уровня эвристических исследований, т.е. перевод теорий, идей, научных положений на "инструментальный язык", на уровень педагогических технологий. Дальнейшей разработки требует теория учебных эвристических систем и методов. Необходимо создать научно обоснованные системы поиска решения задач в различных предметных областях (математике, физике, химии и др.). Эти системы служат хорошей основой для развития профессиональных творческих навыков студентов соответствующих специальностей. Одновременно существует проблема создания и развития эвристических систем и методов для различных профессиональных направлений.

Современный этап развития эвристики как науки связан с  возникновением кибернетики (50-е гг.) и характеризуется интенсивным  изучением эвристической деятельности человека. Кроме того, в связи  с количественно накопившейся информацией, внимание исследователей концентрируется на концептуальном определении эвристики. Под эвристикой начинают понимать3:

1. Специальные методы  решения задач (эвристические  методы), которые обычно противопоставляются  формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели. Использование эвристических методов сокращает время решения задач по сравнению с методом полного ненаправленного перебора возможных альтернатив; вместе с тем получаемые решения, как правило, относятся не к наилучшим, а к множеству допустимых решений; применение эвристических методов не всегда обеспечивает достижение поставленной цели.

2. Организацию процесса  продуктивного творческого мышления (эвристическая деятельность). В  этом случае эвристика понимается как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых порождаются процедуры, направленные на решение творческих задач (например, механизмы установления ситуативных отношений в проблемной ситуации, отсечение неперспективных ветвей в дереве вариантов, формирование опровержений с помощью контрприёмов и т.д.). Эти механизмы решения творческих задач универсальны по своему характеру и не зависят от содержания конкретной решаемой задачи.

3. Способ написания  программ для ЭВМ (эвристическое  программирование). Если при обычном программировании программист кодирует готовый математический метод решения в форму, понятную ЭВМ, то в случае эвристического программирования он пытается формализовать тот интуитивно понимаемый метод решения задачи, которым, по его мнению, пользуется человек при решении подобных задач.

4. Науку, изучающую  эвристическую деятельность; специальный  раздел науки о мышлении. Ее  основной объект - творческая деятельность  человека; важнейшие проблемы, связанные  с моделями принятия решений, поиском новых для субъекта и общества структурирования описаний внешнего мира. Эвристика как наука развивается на стыке психологии, теории искусственного интеллекта, структурной лингвистики, теории информации.

5. Специальный метод  обучения или коллективного решения проблем. Рассмотренные определения эвристики показывают, что эвристическая деятельность представляет собой сложный, многоплановый, многоаспектный вид человеческой деятельности. Синтезируя вышеизложенные отдельные аспекты в понимании эвристики, можно сформулировать концептуальное определение эвристики. Под эвристикой понимается наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации. Новая ситуация - это никем не решенная задача или не изобретённое техническое устройство, необходимость которого выявлена. (Новой будет и ситуация, когда обучаемый встречается с нестандартной задачей своего уровня.) Попадая в новую ситуацию, человек ищет пути и способы решения этой ситуации, пути, которые он раньше в своей практике не встречал и которые ему пока не известны. Если же ситуация не нова, то действия человека носят алгоритмический характер, т.е. он вспоминает их последовательность, которая обязательно приведет к цели. В этих действиях нет элементов эвристического мышления в отличие от новой ситуации, когда результат должен быть объективно или субъективно новым. Объективно - когда результат получен впервые, субъективно - когда результат является новым для человека, его получившего. Как наука, эвристика решает следующие задачи4:

• познание закономерностей продуктивных процессов на основе психологических особенностей их протекания;

• выделение и описание реальных ситуаций, в которых проявляются  эвристическая деятельность человека или ее элементы;

• изучение принципов  организации условий для эвристической деятельности;

• моделирование ситуаций, в которых человек проявляет  эвристическую деятельность с целью  изучения ее протекания и научения ее организации;

• создание целенаправленных эвристических систем (общих и  частных) на основе познанных объективных закономерностей эвристической деятельности;

• конструирование технических  устройств, реализующих законы эвристической  деятельности.

 

1.2 Характеристика современной  системы эвристической технологии  в образовательном процессе.

Эвристические функции мышления развиваются и реализуются в учебном процессе, т.е. в процессе освоения тех или иных учебных дисциплин. Представляя учебный процесс как ложную организованную деятельность по решению учебных задач, становится понятным, что от обучаемого требуются вполне определенные специальные умения и навыки организации поиска решения таких задач. Наиболее оптимальной деятельностью, в которой развиваются продуктивные способы мышления, умения достигать цели и получать результат решения задачи, является эвристическая деятельность. Рассмотрим особенности учебной эвристической деятельности и ее протекание, а также учебную задачу как предмет эвристической деятельности и те характеристики процесса решения ее, которые связаны с эвристическим поиском.

Учебная эвристическая деятельность представляет собой деятельность, в ходе которой целенаправленно развиваются способности5:

• понимать пути и методы продуктивной учебно-познавательной деятельности, творчески копировать их и обучаться  при этом на своем и заимствованном опыте;

• систематизировать, т.е. упорядочивать, учебную информацию в межпредметные комплексы и  оперировать ею в эвристическом  поиске при выполнении конкретных действий;

• адаптироваться к изменяющимся видам учебной деятельности и  предвидеть ее результаты;

• планировать и прогнозировать интеллектуальную деятельность на основе эвристических и логических операций и стратегий;

• формировать и принимать  решения по организации сложных  видов учебной деятельности на основе правдоподобных рассуждений, эвристических  операций и стратегий с последующей их логической проверкой.

Эвристическая деятельность без развитого и осознанного  навыка ее проведения характеризуется  многими неоптимальными чертами. Так, хорошо известны случаи, когда некоторые  обучаемые, особенно на начальных этапах, пытаются найти решение задачи простым манипулированием ее данных, т.е. пытаются найти решение "наугад", на основе ненаправленных, неосознанных, неконтролируемых действий, хотя именно здесь должна начинаться деятельность, которую называют эвристической. Назовем некоторые факторы, способствующие ее успешному осуществлению.

Информация о работе Эвристические технологии в образовательном процессе