К . И . Чуковский - сказочник и теоретик детской литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Каждый маленький ребенок есть величайший труженик нашей планеты . Достаточно приглядеться возможно внимательнее к сложной системе тех методов , при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком , всеми оттенками его причудливых форм , всеми тонкостями его суффиксов , приставок и флексий . Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых , все же оно кажется одним из величайших чудес детской психической жизни .
Ребенок всего за три года - от двух до пяти лет осваивает основные богатства родного языка . И осваивает не как прилежный зубрила , а как поэт .

Файлы: 1 файл

К.docx

— 38.97 Кб (Скачать файл)

К . И . Чуковский - сказочник и теоретик детской литературы .

От двух до пяти .

1 О особенности детской  речи .

1.1 Подражание  и творчество .

Каждый маленький ребенок есть величайший труженик нашей планеты . Достаточно приглядеться возможно внимательнее к сложной системе тех методов , при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком , всеми оттенками его причудливых форм , всеми тонкостями его суффиксов , приставок и флексий . Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых , все же оно кажется одним из величайших чудес детской психической жизни .

Ребенок всего за три года - от двух до пяти лет осваивает основные богатства  родного языка . И осваивает не как прилежный зубрила , а как поэт .

У двух летних и трех летних детей  такое чутье языка , что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками и уродами речи , а , напротив , очень метки , изящны , естественны :

« сердитки » - морщинки , « духлая » - пахнет духами , « всехный » - всеобщий .

Сплошь и рядом случается , что  ребенок изобретает слова , которые  уже есть в языке , но неизвестны ни ему , ни окружающим ( обутка , одетка ) . Ребенок порою самостоятельно приходит к тем формам , которые создавались народом в течении многих веков ( « льзя » - можно , « удобриться » - смягчиться , « людь » - человек )

Чудесно овладевает детский ум методами , приемами , формами народного словотворчества : они могли бы быть и только случайно их нет . Даже те детские слова , которых нет в языке , кажутся почти , существующими . Ребенок создал их лишь потому , что не знал наших взрослых слов . Ребенок называет лошадку -

« лошада » т . к . лошадь для ребенка огромна и может ли он звать ее уменьшительным именем ? Подушка для него - « подуха » , одуванчик - « одуван » .

Когда трех летняя Нина впервые увидела  в саду червяка , она зашептала в испуге :

- Мама , мама , какой ползук !

Неосознанное мастерство .

Переиначивая наши слова , ребенок не замечает своего словотворчества и остается в уверенности , будто правильно повторяет услышанное ( « сольница » - солонка , т . к . есть чайница , сахарница ) .

Такое неосознанное словесное творчество - один из самых изумительных феноменов  детства . Сам того не подозревая , он направляет все свои усилия к тому , чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство . Даже те ошибки , которые не редко случается делать ребенку при этом творческом усвоении речи , свидетельствуют об огромности совершаемой его мозгом работы по координации знаний ( « почтаник » - почтальон , по аналогии со словами с суффиксом - ник - ; пожарник , сапожник , печник ) .

Чтобы воспринять наш язык , ребенок в своем словотворчестве копирует взрослых . Сам того не подозревая , он направляет все свои усилия к тому , чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство .

С двух лет всякий ребенок становиться  на короткое время гениальным лингвистом , а к пяти - шести годам эту гениальность утрачивает , т . к . к этому возрасту ребенок уже полностью овладел основными принципами родного языка .

Когда мы говорим о творческой силе ребенка , о его чуткости , о его речевой гениальности , мы не должны забывать , что общей основой всех названных качеств является подражание , т . к . всякое новое слово , создаваемое ребенком , твориться им в соответствии с нормами , которые даны ему взрослыми .

Народная этимология .

В большинстве случаев дети только к тому и стремятся , чтобы возможно точнее скопировать старших . Но , пытаясь воспроизвести во всей точности нашу « взрослую » речь , они бессознательно исправляют ее ; изумительна та виртуозность , с которой , переменяя в услышанном слове один только звук , они заставляют это слово подчинятся их логике , их ощущению вещей :

* Буся метко обозвал бормашину зубного врача - больмашиной .

Леля называет сухарик - кусариком .

* - У мамы сердечко болело , и она пила болерьянку .

Развитие речи ребенка являет собой  единство подражания и творчества .

Осмысление речи бессмыслицей .

Слушая ,что погоня за смыслом приводит ребенка к сугубой бессмыслице .

Царь дрожащего творенья - « Царь , дрожащий от варенья ».

Властелин души моей - « Пластилин  души моей » .

Терпи , казак , атаманом будешь - « Терпи , коза , а то мамой будешь » .

Путем минимального изменения в  звуковой структуре непонятного  слова ребенок , незаметно для себя , осмысляет его , причем в этой новой редакции выдвигаются существеннейшие ( с точки зрения ребенка ) качества того лица или предмета , которые данными словами обозначены ( язык - лизык , слюнка - плюнка ) .

Эти языковые процессы в речи детей  занимают не последнее место .

Действенность .

Ребячьи слова в большинстве  случаев изображают предметы исключительно  со стороны действия .

« строганок » - то , чем строгают

« копатка » - то , чем копают

« лизык » - то , что лижет

« колоток » - то , чем колотят

Всюду выдвинута на первое место  действенная функция предмета . Почти все исправления , вносимые ребенком в нашу « взрослую » речь , заключаются именно в том , что он выдвигает на первое место динамику .

Завоевание грамматики .

За - вы - на - рас - об

Велико у детей тяготение  к глаголу , что им буквально не хватает глаголов , существующих во « взрослом » языке . Приходится создавать свои собственные .

- часы часикают

- я намакаронился

- видишь , как я хорошо приудобился

- погоди , я еще не отсонился

В этих глаголах восхищают приставки , придающие каждому слову именно тот оттенок экспрессии , какой придает им народ . Так что ребенок поступает в полном соответствии с исконными нормами родного языка . Самые смелые и причудливые из новообразований ребенка не выходят за рамки общенациональных языковых традиций .

Разве не изумительно , что ребенок уже на третьем году своей жизни вполне овладевает всем обширным арсеналом приставок и великолепно угадывает значение каждой из них .

Мама , отпачкай мне рубашку !

Льзя - нельзя

Любопытная особенность детских  приставок : они никогда не срастаются с корнем . Ребенок отрывает их от корня и легче и чаше , чем взрослый .

- Я сперва боялся трамвая , а потом вык , вык и привык .

- Ах , какой ты невежа ! Нет , я вежа !

- Ты такой неряха . Ладно , я буду ряха !

Он и она

Замечательна чуткость ребенка  к родовым окончаниям слов.

Здесь он особенно часто вносит коррективы в нашу речь .

- Я не черепаха , я черепах .

- Синица - синиц .

- Русалка - русал .

Прилагательные

Имена прилагательные сравнительно редко  встречаются в речи детей . Но даже в том небольшом их числе , тоже явственно выразилось присущее детям чутье языка .

- Червячее яблоко

- Клевачий петух

- Махучий хвост

Скрещивание слов

- Моя чашка такая блистенькая

В этом слове слиты два разных слова , корни которых различны ( блестящая и чистенькая сразу ) .

Дети по инерции могут создать  из любой глагольной формы любую  глагольную форму . Стоит только внимательно приглядеться к языковому развитию детей , чтобы стало ясно , что подражание у них сочетается с самым пытливым исследованием того материала , который предлагают им взрослые .

- Начальная школа - это где  начальники учатся ?

Типичные ошибки детей

Среди детских местоимений особым своеобразием отличаются притяжательные .

- Этажерка - эта жерка , та жерка

- Табуретка - та буретка и эта буретка

Труднее всего малым детям даются капризные формы разноспрягаемых  глаголов .

- Папа воевает

- Мы сплим

- Лампа зажгита

Анализ языкового наследия взрослых

Дети вообще буквалисты . Каждое слово имеет для них лишь один единственный , прямой и отчетливый смысл и не только слово , но порою целая фраза .

- Скоро . Ты и оглянуться не успеешь ( Светлана стала как - то странно себя вести )

- Я оглядываюсь , оглядываюсь , а лета все нету .

Тут все дело в том , что мы , взрослые , мыслим словами , словесными формулами , а маленькие дети - вещами , предметами предметного мира . Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами . Потому - то они так горячо возражают против наших аллегорий и метафор .

Ребенок , которого мы сами приучили к тому , что в каждом корне данного слова есть отчетливый смысл , не может простить нам « бессмыслиц » , которые мы вводим в нашу речь . Иногда ребенок протестует не против смысла , а против фонетики данного слова .

Ребенок усваивает нашу « взрослую » речь не только путем подражания , но и противоборствуя ей . Это противоборство бывает двоякое :

1 . Неосознанное , когда ребенок даже не подозревает о том , что он забраковал наши слова и заменил их другими .

2 . Нарочитое , когда ребенок сознает себя критиком услышанных им речений .

И в том , и в другом случае основные законы установленной, выработанной взрослыми речи остаются для ребенка непреложными . Если же он восстает против некоторых наших речений , то лишь для того , чтобы вступиться за эти законы .

- Я в школу не пойду , там на экзамене ребят режут .

Ложное истолкование слов

Ребенок , который живет среди взрослых и постоянно присутствует при их разговорах , то и дело слышит такие слова , смысл которых ему непонятен . Часто он пытается осмыслить их сам , не обращаясь за объяснением к старшим , вполне уверенный, что эта задача не представит для него особенных трудностей . Он решает ее « по вдохновению » , внезапно , не обладая для этого никакими другими ресурсами , кроме сильнейшего языкового чутья , и немудрено , что , пытаясь самостоятельно добраться до смысла непонятных речений , он принужден прибегать к самым фантастическим выдумкам .

- Двойняшки - два ( мальчика ) Яшки .

Слово отождествляется с вещью

Слово часто имеет в сознании ребенка такой же конкретный характер , как и та вещь , которую он обозначает . Оно , так сказать , отождествляется с вещью . Всякие кикиморы , буки , которыми взрослые пугают ребенка , именно потому и страшны для него , что в уме его имена этих свирепых чудовищ сливаются с самими чудовищами .

Фонетика

Ребенок добирается до правильного  произношения слов столь же сложным , извилистым путем , каким он приходит к их нормативной конструкции .

Кооператив :

пиф

пиф - пиф

апиф

капиф

каапиф

патиф

копатиф

кооператив

Роль фантазии и сказки в воспитании детей .

О необходимости развивать детскую  фантазию при помощи чтения сказок Ф . М . Достоевский писал в конце жизни одному из родителей :

« Вы говорите , что до сих пор не давали читать вашей дочери что - нибудь литературное , боясь развить фантазию . Мне вот кажется , что это не совсем правильно : фантазия есть природная сила в человеке , тем более во всяком ребенке , у которого она , с самых малых лет , преимущественно перед всеми другими способностями развита и требует утоления . Не давая ей утоления ; или умертвишь ее , или обратно - дашь ей развития , именно чрезмерно ( что и вредно ) своими собственными силами . Такая же натуга лишь истощит духовную сторону ребенка преждевременно » .

Лишенный Мюнхаузена , Гулливера , Конька - горбунка , ребенок бессознательно компенсирует себя множеством самоделковых сказок . Без фантазии и в физике , и в химии будет полный застой , т . к . создание новых гипотез , придумывание новых приборов , догадки о новых химических соединениях - все это продукты фантазии .

Сказка делает свое дело : помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире , обогащает его душевную жизнь , заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость , за добро , за свободу , и , когда надобность в ней минует , ребенок сам разрушает ее . Но до семи - восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища - не лакомство , а насущный и очень питательный хлеб , и никто не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу .

Сказка нужна ребенку для  того , чтобы возможно полнее , пышнее , богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период .

Необходимо использовать тяготение  ребенка к сказке , чтобы развить , укрепить , обогатить и направить  их способность к творческой мечте  и фантастике . Тем , кто фантазирует принадлежит будущее .

Основное воспитательное значение сказки .

Цель сказочников.

Теперь уже считается общепринятой истинной , что сказка совершенствует , обогащает и гуманизирует детскую психику , т . к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей , кто борется за справедливость , добро и свободу . В этом -то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки .

Цель сказочников заключается  в том , чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями , радоваться радостями другого , переживать чужую судьбу , как свою .

Наша задача заключается в том , чтобы пробудить , воспитать , укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать , сострадать , и сорадоваться , без которой человек - не человек .

Только эта способность , привитая с самого раннего детства и доведенная в процессе развития до высочайшего уровня , создавала и будет впредь создавать Бестужевых , Пироговых , Некрасовых , Чеховых , Горьких …

Специфика детского словотворчества .

Роль игровых стихов в творчестве ребенка

« Путаницы » не только не мешают ребенку  ориентироваться в окружающем мире , но , напротив , укрепляют в нем чувство реальности и что именно в интересах реалистического воспитания детей следует культивировать в детской среде такие стихи . Ибо так уж устроен ребенок , что в первые годы его бытия мы можем насаждать в его душе реализм не только путем ознакомления с окружающим миром , но чаще и успешнее всего именно при посредстве фантастики .

жабы по небу летают

рыбы по полю гуляют

мыши кошку изловили …

Все нелепицы ощущаются ребенком именно как нелепицы . Он ни на минуту не верит в их подлинность . Навязывание предметам несвойственных им функций и признаков увлекает его как забава . В русских малых фольклорных жанрах эта забава нередко принимает характер игры в обмолвку :

Информация о работе К . И . Чуковский - сказочник и теоретик детской литературы