Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа
Каждый маленький ребенок есть величайший труженик нашей планеты . Достаточно приглядеться возможно внимательнее к сложной системе тех методов , при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком , всеми оттенками его причудливых форм , всеми тонкостями его суффиксов , приставок и флексий . Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых , все же оно кажется одним из величайших чудес детской психической жизни .
Ребенок всего за три года - от двух до пяти лет осваивает основные богатства родного языка . И осваивает не как прилежный зубрила , а как поэт .
Полтора молока чистого кувшина .
Гладь , из - под собаки лают ворота .
Мужик схватил собаку и давай бить палку
Существует немало детских стихов , которые являются продуктами игры , но эти стишки - перевертыши и сами по себе есть игра , игра мыслительная , игра ума .
Будем кушать на диване , а спать на столе .
Наденем фуражку на ноги , а сандали на голову .
Возьмем дверь и откроем ключ .
Это проявление детского юмора и в то же время познавательное отношение к миру .
Это стремление создавать перевертыши - у здорового ребенка на каждом шагу . Жажда играть в переверьыши присуща чуть ли не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни . В основе этих причуд не юмористическое , а позновательное отношение к миру . Ибо давно уже чтало общепринятой истиной , что именно по средствам игры ребенок овладевает огромным количеством знаний и навыков , нужных ему для ориентации в жизни .
Педагогическая ценность перевертышей .
Играть в детстве - то же , что накапливать опыт , а этот накопленный опыт порождает новые знания , чувства , желания , поступки и новые способности .
Польза подобных стихов и сказок очевидна : за каждым « не так » ребенок живо ощущает « так » , всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме , и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире . Он делает как бы экзамен своим умственным силам и неизменно этот экзамен выдерживает , что значительно поднимает в нем уважение к себе , уверенность в своем интеллекте , столь необходимую ему , чтобы не растеряться в этом хаотическом мире : « Я - то не обожгусь холодной кашей » ; « я - то не испугаюсь улитки » ; « на дне моря я не стану искать землянику . »
В этом проверочном испытании , в этом сомоэкзамене - главное значение игры в перевертыши .
В перевертышах можно выделить следующие разделы :
1 . Перевертыши большого и малого ( малому приписываются качества большого : - комарище упавший с дуба )
2 . Перевертыши холодного и
3 . Перевертыши еды ( съедобность несъедобных вещей : - пил - ел лапти )
4 . Перевертыши одежды ( - наденем фуражку на ноги , а сандали на голову )
5 . Перевертыши явлений природы ( - море горит )
6 . Перевертыши ездока и коня ( - конь едет верхом )
7 . Перевертыши телесных
8 . Перевертыши действующих лиц ( - глядь , из - под собаки лают ворота )
Вовлекая ребенка в «
Перевертыши есть такое же порождение игр .
Воспитать в ребенке юмор - драгоценное качество , которое , когда ребенок подрастает , увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами .
У ребенка вообще есть великая потребность смеяться . Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности - одна из непосредственных задач воспитания .
Как дети слагают стихи .
Среди многочисленных методов , при помощи которых ребенком усваивается общенародная речь , смысловая систематизация слов занимает не последнее место .
По представлению ребенка , многие слова живут парами : у каждого из этих слов есть двойник , чаще всего являющийся его антитезой . Узнав одно какое - нибудь слово , дети уже на третьем году жизни начинают отыскивать то , которое связано с ним по контрасту . При этом , конечно , возможны такие ошибки :
Вчера была сырая погода
А разве сегодня вареная ?
Это вода стоячая
А где же лежачая ?
Такие словесные пары являются для ребенка не только двойниками по смыслу , но в большинстве случаев - по звуку . В представлении детей понятия , параллельные по смыслу , должны быть параллельны по звуку :
Расскажи начало , а кончала не надо .
Две открытки и одна закрытка
Желток - белток
В этих рифмах нет ничего преднамеренного . Просто они облегчают речь ребенка .
Всюду сказывается стремление ребенка рифмовать слова , принадлежащие к одной категории понятий , и таким образом систематизировать их либо по контрасту , либо по сходству .
Генералы - сухопутные ,
Адмиралы - воднопутные
Вообще всякая рифма доставляет ребенку особую радость . И когда она случайно подвернется ему в разговоре , он играет ею :
Вот туда , где вода ,
Вот туда , где вода .
Это разве ложка ?
Это просто кошка .
Влечение к рифмованным звукам присуще в той или иной степени всем детям от двух до пяти : все они с удовольствием предаются длительным играм в созвучия :
Галюнчик , малюнчик .
Галюха , малюха .
Таким образом , рифма есть , так сказать , побочный продукт этой неумолимой работы ребенка над своим голосовым аппаратом , и продукт чрезвычайно полезный : благодаря ему тяжелая работа ощущается ребенком как игра .
Детское стихотворчество - признак избытка играющих сил . Оно явление такого же порядка , как кувыркание или махание руками .
Я не танк волоку ,
Я в галопию скаку !
До четырехлетнего возраста ребенок был и поэт , и певец , и плясун одновременно , а теперь стихотворство становиться для него самостоятельной деятельностью , отдельной от всякого другого искусства .
На шестом или чаще всего на седьмом году жизни они понемногу переходят от эмоциональных выкриков к чисто литературным стихам :
Лежит рядочком с брюквой
И кажется , вот - вот
От счастья громко хрюкнет
И хвостиком махнет .
Стихи для детей - норма человеческой речи , естественное выражение их чувств и мыслей .
2 Заповеди для детских поэтов .
Основополагающие принципы , положенные в основу
заповедей .
1 . Учиться у народа . Учиться у детей .
В девятнадцать лет Петр Ершов создал гениальную книгу , которая живет более ста лет . В поучительной судьбе « Горбунка » явно поставлен знак равенства между детьми и народом .
Сказки Пушкина все до одной были сказки крестьянские и по словарю и по дикции .
Басни Крылова , возникли как литература для взрослых с непревзойденным совершенством воссоздали народную речь , у нас будет полное право сказать , что русский народ продиктовал своим гениальным писателям все лучшие детские книги .
Это детские стихотворения
Единственный компас для писателей - народная поэзия . Задача писателей - не точная имитация старинного народного творчества . Но не только у народа должны мы учиться , второй учитель - ребенок . Надо знать потребности и вкусы малолетних читателей , воспитывать их , влиять , формировать как личность .
2 . Образность и действенность
1 заповедь - графичность .
Стихотворения должны быть графичны , т . е . в каждой строфе , а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника , ибо мышлению младших детей свойственна образность .
« Ехали медведи на велосипеде
А за ними кот задом наперед .
А за ним комарики на воздушном шарике . »
2 заповедь - наивысшая смена образов .
Стихи , печатаемые без рисунков , теряют , чуть не половину своей эффективности .
« Муха криком кричит ,
Надрывается ,
А злодей молчит ,
Ухмыляется . »
3 заповедь - словесная живопись должна быть лирична .
Словесная живопись должна быть лирична .
Поэт - рисовальщик должен быть поэтом - певцом . Ребенку мало видеть тот или иной эпизод , изображенный в стихах : ему нужно , чтобы в этих стихах были песни и пляски .
« И сел на кита Айболит
И одно только слово твердит :
Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! »
4 заповедь - подвижность и переменчивость ритма .
Нужна подвижность и переменчивость ритма . Для разнообразия фактуры стиха используется переход от хорея к дактилю , и наоборот .
« Вон акула Каракула
Распахнула злую пасть .
Вы к акуле Каракуле
Не хотите ли попасть
Прямо в пасть ? »
3 . Музыка
5 заповедь - повышенная музыкальность .
Нужна повышенная музыкальность поэтической речи , плавность , текучесть звуков .
« Курица - красавица у меня жила ,
Ах , какая умная курица была . »
4 . Рифмы . Структура стихов .
6 заповедь
Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии одна от другой , т . е . быть как можно ближе друг к другу .
« И сейчас же к нему из - за елки
Выбегают мохнатые волки :
« Садись , Айболит , верхом ,
Мы живо тебя довезем ! »»
7 заповедь
Те слова , которые служат рифмами в детских стихах , должны быть главными носителями смысла всей фразы .
« Таня - Ваня задрожали -
Бармалея увидали .
Он по Африке идет ,
На всю Африку поет : … »
8 заповедь
Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью и составлять отдельный организм .
« Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало .
Глянул заинька в окно ,
Стало заиньке темно . »
5 . Отказ от эпитетов . Ритмика .
9 заповедь
Не загромождать детских стихов прилагательными . Ребенка по - настоящему волнует в литературе лишь действие , лишь быстрое чередование событий .
« У меня зазвонил телефон .
- Кто говорит ?
- Слон .
- Откуда ?
- От верблюда .
- Что вам надо ?
- Шоколада . »
10 заповедь
Преобладающим ритмом этих стихов должен быть непременно хорей .
« Дон , дон , дон , дон !
Загорелся кошкин дом … »
6 . Игровые стихи
11 заповедь
Стихи должны быть игровыми , т . к . вся деятельность младших и средних дошкольников выливается в форму игры . Тот, кто не способен играть с малышами , пусть не берется за сочинение стихов . Дети играют не только вещами но и произносимыми звуками .
« Жила - была мышка Мауси .
И вдруг , увидела Котауси .
У Котауси злые глазауси
И злые - презлые зубауси . »
12 заповедь
Поэзия для малышей , должна быть и для взрослых поэзией .
13 заповедь
В своих стихах поэты должны не столько приспосабливаться к ребенку , сколько приспособлять его к себе , к своим « взрослым » ощущениям и мыслям .
Последняя заповедь прямо призывает детских поэтов « мало - помалу нарушать многие из вышеуказанных заповедей , дабы путем постепенного усложнения формы подвести малыша вплотную к восприятию великих поэтов » .
3 Анализ сказки К . И . Чуковского «Айболит »
В основе поэмы - сказки К . И . Чуковского « Айболит » , лежит тема большой любви к животным и прославление тяжелой и трудной , но в то же время очень интересной профессии - доктор ( врач лечащий людей и животных ) .
Доктор Айболит в центре сюжета . Он является воплощением доброты , ума , чуткости , сострадания к ближним , сильным героем идущим к поставленной цели , побеждающим все зло - и это главные качества характеризующие большинство героев сказок Чуковского .
Идеей сказки является факт исцеления бедных , больных животных живущих в далекой Африке добрым доктором Айболитом .
Создавая сказки для малышей К . И . Чуковский непосредственно следовал своим заповедям . Сказка написана простым детским языком , эмоциональна , доступна для детей , легко воспринимается , но в то же время она оказывает большое воспитательное значение .
Рассмотрим же сказку на основе заповедей Чуковского :
1 . Соблюдена графичность и
« Но вот перед ним море -
Бушует , шумит на просторе .
А в море высокая ходит волна ,
Сейчас Айболита проглотит она …
Но тут выплывает кит :
« Садись на меня , Айболит ,
И , как большой пароход ,
Тебя повезу я вперед ! » »
Наивысшая смена образов
« Мы живем на Занзибаре ,
В Калахари и Сахаре ,
На горе Фернандо - По ,
Где гуляет Гиппо - попо
По широкой Лимпопо » .
3 . Живопись лирична , множество глаголов и предлогов дают ощущение постоянного движения .
« И пришла к Айболиту лиса …
И пришел к Айболиту барбос …
И прибежала зайчиха
И закричала : « Ай , ай !
Мой зайчик попал под трамвай !
Он бежал по дорожке ,
И ему перерезало ножки ,
И теперь он больной и хромой ,
Маленький заинька мой ! »
Вместе с его героями тоже хочется , что то делать , как то действовать , чем то помочь .
4 . Подвижность и переменчивость ритма .
« Но вот , поглядите , какая - то птица
Все ближе и ближе по воздуху мчится .
На птице , глядите , сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит :
« Да здравствует милая Африка ! » »
5 . Музыкальность поэтической речи .
« Вот и Гиппо , вот и Попо ,
Гиппо - попо, Гиппо - попо !
Вот идет Гиппопотам .
Он идет от Занзибара ,
Он идет к Килиманджаро -
И кричит он , и поет он :
« Слава , слава Айболиту !
Слава добрым докторам ! » »
Песня гиппопотама звучит , как гимн для докторов .
6 . Рифмы находятся в ближайшем соседстве .
« И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет , и хохочет ,
Будто кто ее щекочет .
А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются , заливаются -
Так , что дубы сотрясаются . »
7 . Каждая строка живет
« Добрый доктор Айболит !
Он под деревом сидит .
Приходи к нему лечиться
И корова , и волчица ,
И жучок , и червячок ,
И медведица !
Всех излечит , исцелит
Добрый доктор Айболит ! »
8 . Основная смысловая нагрузка лежит на словах - рифмах .
« « Что такое ? Неужели
Ваши дети заболели ? » -
« Да - да - да ! У них ангина ,
Скарлатина , холерина ,
Дифтерит , аппендицит ,
Малярия и бронхит !
Приходите же скорее ,
Добрый доктор Айболит ! » »
Рифмы слов являются главными носителями смысла фразы .
9 . Стихи не загромождены
Информация о работе К . И . Чуковский - сказочник и теоретик детской литературы