К . И . Чуковский - сказочник и теоретик детской литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Каждый маленький ребенок есть величайший труженик нашей планеты . Достаточно приглядеться возможно внимательнее к сложной системе тех методов , при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком , всеми оттенками его причудливых форм , всеми тонкостями его суффиксов , приставок и флексий . Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых , все же оно кажется одним из величайших чудес детской психической жизни .
Ребенок всего за три года - от двух до пяти лет осваивает основные богатства родного языка . И осваивает не как прилежный зубрила , а как поэт .

Файлы: 1 файл

К.docx

— 38.97 Кб (Скачать файл)

Полтора молока чистого кувшина .

Гладь , из - под собаки лают ворота .

Мужик схватил собаку и давай  бить палку

Существует немало детских стихов , которые являются продуктами игры , но эти стишки - перевертыши и сами по себе есть игра , игра мыслительная , игра ума .

Будем кушать на диване , а спать на столе .

Наденем фуражку на ноги , а сандали на голову .

Возьмем дверь и откроем ключ .

Это проявление детского юмора и  в то же время познавательное отношение  к миру .

Это стремление создавать перевертыши - у здорового ребенка на каждом шагу . Жажда играть в переверьыши присуща чуть ли не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни . В основе этих причуд не юмористическое , а позновательное отношение к миру . Ибо давно уже чтало общепринятой истиной , что именно по средствам игры ребенок овладевает огромным количеством знаний и навыков , нужных ему для ориентации в жизни .

Педагогическая ценность перевертышей .

Играть в детстве - то же , что накапливать опыт , а этот накопленный опыт порождает новые знания , чувства , желания , поступки и новые способности .

Польза подобных стихов и сказок очевидна : за каждым « не так »  ребенок живо ощущает « так  » , всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме , и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире . Он делает как бы экзамен своим умственным силам и неизменно этот экзамен выдерживает , что значительно поднимает в нем уважение к себе , уверенность в своем интеллекте , столь необходимую ему , чтобы не растеряться в этом хаотическом мире : « Я - то не обожгусь холодной кашей » ; « я - то не испугаюсь улитки » ; « на дне моря я не стану искать землянику . »

В этом проверочном испытании , в этом сомоэкзамене - главное значение игры в перевертыши .

В перевертышах можно выделить следующие  разделы :

1 . Перевертыши большого и малого  ( малому приписываются качества большого : - комарище упавший с дуба )

2 . Перевертыши холодного и горячего  ( холодному приписываются качества горячего и наоборот : - я - то не обожгусь холодной водой )

3 . Перевертыши еды ( съедобность несъедобных вещей : - пил - ел лапти )

4 . Перевертыши одежды ( - наденем  фуражку на ноги , а сандали на голову )

5 . Перевертыши явлений природы  ( - море горит )

6 . Перевертыши ездока и коня ( - конь едет верхом )

7 . Перевертыши телесных недостатков  (- слепые видят )

8 . Перевертыши действующих лиц  ( - глядь , из - под собаки лают ворота )

Вовлекая ребенка в « перевернутый мир » , мы не только не наносим ущерба его интеллектуальной работе , но , напротив , способствуем ей , ибо у ребенка у самого есть стремление создать себе такой « перевернутый мир » , чтобы тем вернее утвердиться в законах , управляющих миром реальным .

Перевертыши есть такое же порождение игр .

Воспитать в ребенке юмор - драгоценное  качество , которое , когда ребенок подрастает , увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами .

У ребенка вообще есть великая потребность  смеяться . Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности - одна из непосредственных задач воспитания .

Как дети слагают стихи .

Среди многочисленных методов , при помощи которых ребенком усваивается общенародная речь , смысловая систематизация слов занимает не последнее место .

По представлению ребенка , многие слова живут парами : у каждого из этих слов есть двойник , чаще всего являющийся его антитезой . Узнав одно какое - нибудь слово , дети уже на третьем году жизни начинают отыскивать то , которое связано с ним по контрасту . При этом , конечно , возможны такие ошибки :

Вчера была сырая погода

А разве сегодня вареная ?

Это вода стоячая

А где же лежачая ?

Такие словесные пары являются для  ребенка не только двойниками по смыслу , но в большинстве случаев - по звуку . В представлении детей понятия , параллельные по смыслу , должны быть параллельны по звуку :

Расскажи начало , а кончала не надо .

Две открытки и одна закрытка

Желток - белток

В этих рифмах нет ничего преднамеренного . Просто они облегчают речь ребенка .

Всюду сказывается стремление ребенка  рифмовать слова , принадлежащие к одной категории понятий , и таким образом систематизировать их либо по контрасту , либо по сходству .

Генералы - сухопутные ,

Адмиралы - воднопутные

Вообще всякая рифма доставляет ребенку особую радость . И когда она случайно подвернется ему в разговоре , он играет ею :

Вот туда , где вода ,

Вот туда , где вода .

Это разве ложка ?

Это просто кошка .

Влечение к рифмованным звукам присуще в той или иной степени  всем детям от двух до пяти : все они с удовольствием предаются длительным играм в созвучия :

Галюнчик , малюнчик .

Галюха , малюха .

Таким образом , рифма есть , так  сказать , побочный продукт этой неумолимой работы ребенка над своим голосовым  аппаратом , и продукт чрезвычайно  полезный : благодаря ему тяжелая работа ощущается ребенком как игра .

Детское стихотворчество - признак  избытка играющих сил . Оно явление такого же порядка , как кувыркание или махание руками .

Я не танк волоку ,

Я в галопию скаку !

До четырехлетнего возраста ребенок  был и поэт , и певец , и плясун одновременно , а теперь стихотворство становиться для него самостоятельной деятельностью , отдельной от всякого другого искусства .

На шестом или чаще всего на седьмом  году жизни они понемногу переходят  от эмоциональных выкриков к чисто  литературным стихам :

Лежит рядочком с брюквой

И кажется , вот - вот

От счастья громко хрюкнет

И хвостиком махнет .

Стихи для детей - норма человеческой речи , естественное выражение их чувств и мыслей .

2 Заповеди для детских поэтов .

Основополагающие принципы , положенные в основу

заповедей .

1 . Учиться у народа . Учиться у детей .

В девятнадцать лет Петр Ершов создал гениальную книгу , которая живет более ста лет . В поучительной судьбе « Горбунка » явно поставлен знак равенства между детьми и народом .

Сказки Пушкина все до одной  были сказки крестьянские и по словарю  и по дикции .

Басни Крылова , возникли как литература для взрослых с непревзойденным совершенством воссоздали народную речь , у нас будет полное право сказать , что русский народ продиктовал своим гениальным писателям все лучшие детские книги .

Это детские стихотворения Некрасова , детские книги Л . Толстого , Ушинского , насквозь пропитанные нашим фольклором .

Единственный компас для писателей - народная поэзия . Задача писателей - не точная имитация старинного народного творчества . Но не только у народа должны мы учиться , второй учитель - ребенок . Надо знать потребности и вкусы малолетних читателей , воспитывать их , влиять , формировать как личность .

2 . Образность и действенность

1 заповедь - графичность .

Стихотворения должны быть графичны , т . е . в каждой строфе , а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника , ибо мышлению младших детей свойственна образность .

« Ехали медведи на велосипеде

А за ними кот задом наперед .

А за ним комарики на воздушном  шарике . »

2 заповедь - наивысшая смена образов .

Стихи , печатаемые без рисунков , теряют , чуть не половину своей эффективности .

« Муха криком кричит ,

Надрывается ,

А злодей молчит ,

Ухмыляется . »

3 заповедь - словесная живопись  должна быть лирична .

Словесная живопись должна быть лирична .

Поэт - рисовальщик должен быть поэтом - певцом . Ребенку мало видеть тот или иной эпизод , изображенный в стихах : ему нужно , чтобы в этих стихах были песни и пляски .

« И сел на кита Айболит

И одно только слово твердит :

Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! »

4 заповедь - подвижность и переменчивость  ритма .

Нужна подвижность и переменчивость ритма . Для разнообразия фактуры стиха используется переход от хорея к дактилю , и наоборот .

« Вон акула Каракула

Распахнула злую пасть .

Вы к акуле Каракуле

Не хотите ли попасть

Прямо в пасть ? »

3 . Музыка

5 заповедь - повышенная музыкальность .

Нужна повышенная музыкальность поэтической  речи , плавность , текучесть звуков .

« Курица - красавица у меня жила ,

Ах , какая умная курица была . »

4 . Рифмы . Структура стихов .

6 заповедь

Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком  расстоянии одна от другой , т . е . быть как можно ближе друг к другу .

« И сейчас же к нему из - за елки

Выбегают мохнатые волки :

« Садись , Айболит , верхом ,

Мы живо тебя довезем ! »»

7 заповедь

Те слова , которые служат рифмами в детских стихах , должны быть главными носителями смысла всей фразы .

« Таня - Ваня задрожали -

Бармалея увидали .

Он по Африке идет ,

На всю Африку поет : … »

8 заповедь

Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью и  составлять отдельный организм .

« Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало .

Глянул заинька в окно ,

Стало заиньке темно . »

5 . Отказ от эпитетов . Ритмика .

9 заповедь

Не загромождать детских стихов прилагательными . Ребенка по - настоящему волнует в литературе лишь действие , лишь быстрое чередование событий .

« У меня зазвонил телефон .

- Кто говорит ?

- Слон .

- Откуда ?

- От верблюда .

- Что вам надо ?

- Шоколада . »

10 заповедь

Преобладающим ритмом этих стихов должен быть непременно хорей .

« Дон , дон , дон , дон !

Загорелся кошкин дом … »

6 . Игровые стихи

11 заповедь

Стихи должны быть игровыми , т . к . вся деятельность младших и средних дошкольников выливается в форму игры . Тот, кто не способен играть с малышами , пусть не берется за сочинение стихов . Дети играют не только вещами но и произносимыми звуками .

« Жила - была мышка Мауси .

И вдруг , увидела Котауси .

У Котауси злые глазауси

И злые - презлые зубауси . »

12 заповедь

Поэзия для малышей , должна быть и для взрослых поэзией .

13 заповедь

В своих стихах поэты должны не столько приспосабливаться к  ребенку , сколько приспособлять его к себе , к своим « взрослым » ощущениям и мыслям .

Последняя заповедь прямо призывает  детских поэтов « мало - помалу нарушать многие из вышеуказанных заповедей , дабы путем постепенного усложнения формы подвести малыша вплотную к восприятию великих поэтов » .

3 Анализ сказки К . И . Чуковского «Айболит »

В основе поэмы - сказки К . И . Чуковского « Айболит » , лежит тема большой любви к животным и прославление тяжелой и трудной , но в то же время очень интересной профессии - доктор ( врач лечащий людей и животных ) .

Доктор Айболит в центре сюжета . Он является воплощением доброты , ума , чуткости , сострадания к ближним , сильным героем идущим к поставленной цели , побеждающим все зло - и это главные качества характеризующие большинство героев сказок Чуковского .

Идеей сказки является факт исцеления  бедных , больных животных живущих в далекой Африке добрым доктором Айболитом .

Создавая сказки для малышей  К . И . Чуковский непосредственно следовал своим заповедям . Сказка написана простым детским языком , эмоциональна , доступна для детей , легко воспринимается , но в то же время она оказывает большое воспитательное значение .

Рассмотрим же сказку на основе заповедей  Чуковского :

1 . Соблюдена графичность и образность .

« Но вот перед ним море -

Бушует , шумит на просторе .

А в море высокая ходит волна ,

Сейчас Айболита проглотит она  …

Но тут выплывает кит :

« Садись на меня , Айболит ,

И , как большой пароход ,

Тебя повезу я вперед ! » »

Наивысшая смена образов

« Мы живем на Занзибаре ,

В Калахари и Сахаре ,

На горе Фернандо - По ,

Где гуляет Гиппо - попо

По широкой Лимпопо » .

3 . Живопись лирична , множество глаголов и предлогов дают ощущение постоянного движения .

« И пришла к Айболиту лиса …

И пришел к Айболиту барбос …

И прибежала зайчиха

И закричала : « Ай , ай !

Мой зайчик попал под трамвай !

Он бежал по дорожке ,

И ему перерезало ножки ,

И теперь он больной и хромой ,

Маленький заинька мой ! »

Вместе с его героями тоже хочется , что то делать , как то действовать , чем то помочь .

4 . Подвижность и переменчивость  ритма .

« Но вот , поглядите , какая - то птица

Все ближе и ближе по воздуху  мчится .

На птице , глядите , сидит Айболит

И шляпою машет и громко кричит :

« Да здравствует милая Африка ! » »

5 . Музыкальность поэтической речи .

« Вот и Гиппо , вот и Попо ,

Гиппо - попо, Гиппо - попо !

Вот идет Гиппопотам .

Он идет от Занзибара ,

Он идет к Килиманджаро -

И кричит он , и поет он :

« Слава , слава Айболиту !

Слава добрым докторам ! » »

Песня гиппопотама звучит , как гимн для докторов .

6 . Рифмы находятся в ближайшем  соседстве .

« И акула Каракула

Правым глазом подмигнула

И хохочет , и хохочет ,

Будто кто ее щекочет .

А малютки бегемотики

Ухватились за животики

И смеются , заливаются -

Так , что дубы сотрясаются . »

7 . Каждая строка живет собственной  жизнью .

« Добрый доктор Айболит !

Он под деревом сидит .

Приходи к нему лечиться

И корова , и волчица ,

И жучок , и червячок ,

И медведица !

Всех излечит , исцелит

Добрый доктор Айболит ! »

8 . Основная смысловая нагрузка  лежит на словах - рифмах .

« « Что такое ? Неужели

Ваши дети заболели ? » -

« Да - да - да ! У них ангина ,

Скарлатина , холерина ,

Дифтерит , аппендицит ,

Малярия и бронхит !

Приходите же скорее ,

Добрый доктор Айболит ! » »

Рифмы слов являются главными носителями смысла фразы .

9 . Стихи не загромождены прилагательными .

Информация о работе К . И . Чуковский - сказочник и теоретик детской литературы