Когнитивная метафора “TIME IS MONEY ”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение когнитивной метафоры.
Задачи:
Рассмотреть подходы к изучению метафоры в современной лингвистике;
проанализировать понятие когнитивной метафоры и аспекты использования метафор;
рассмотреть функционирование когнитивной метафоры в художественных текстах;
рассмотреть когнитивную метафору на примере: “TIME IS MONEY”;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.13 Кб (Скачать файл)

Можно сказать, что метафоры представляют собой  мост от знакомого к незнакомому, от очевидного к менее очевидному.

Важно заметить, что, согласно данной теории, метафоры могут быть выражены разными способами - не только языком, но и жестами, и  культурными обычаями. Изучение метафор, поэтому может пролить свет на более широкую тему связи между  языком и культурой.

Современная наука ставит развитие интеллектуальных навыков, творчества и образного мышления в прямую зависимость от уровня метафорического мышления. В ходе когнитивного процесса автор исследует участки своей долговременной памяти, обнаруживает два референта (иногда часто логически несовместимых), устанавливает между ними осмысленное взаимоотношение и, наконец, создает метафору. Следовательно, форма мысли получает свое отражение в речи: автор создает метафору, т.е. языковой образ. «В общем психологи считают язык основным проявлением когнитивных процессов. Он больше, чем все другие виды человеческого поведения, отражает мышление, восприятие, память, решение задач, интеллект и научение»[ Баранов А. Н. 1991]. Воспринимая один и тот же объект, наблюдая одно и то же явление, разные люди получают нетождественную информацию, так как структуры сознания этих людей могут быть неодинаковыми.

Современная когнитивная лингвистика считает  метафору не тропом, призванным украсить речь и сделать образ более  понятным, а формой мышления. В коммуникативной  деятельности метафора – важное средство воздействия на интеллект, чувства  и волю адресата. Соответственно для  ученого анализ метафорических образов  – это способ изучения ментальных процессов и постижения индивидуального, группового (партийного, классового и  др.) и национального самосознания. Именно поставленные выше проблемы и  решаются в настоящей главе, которую  можно рассматривать в качестве своего рода введения в теорию и  практику изучения современной политической метафоры как одного из активно развивающихся  направлений когнитивной социолингвистики.

Рассматривая когнитивные аспекты  использования метафор, следует  отметить, что метафора обычно рассматривается  как видение одного объекта через другой. В когнитивных процессах сложные непосредственно ненаблюдаемые мыслительные пространства соотносятся через метафору с более простыми, хорошо знакомыми мыслительными пространствами (например, экономические и политические события сравниваются с играми, спортивными соревнованиями, производственные конфликты с войной и т. д.

Таким образом, когнитивная метафора является важным фактором развития сознания человека. Когнитивная метафора имеет  ряд характерных свойств, учет которых  позволяет осуществлять их верные интерпретации.

1. Когнитивная метафора носит  системный характер. Дж. Лакофф и М. Джонсон считали, что метафорические репрезентации концептов носят системный характер. В этой связи они определили целый ряд когнитивных метафор, моделей, действующих в человеческом сознании (love is a journey).

2.  Когнитивная метафора позволяет  осмыслить концепты, отстоящие сколь  угодно далеко от исходно принятых.

3. Когнитивная метафора позволяет  осмыслить одни концепты с  опорой на другие, служащие эталоном. М. Минский утверждает, что аналогии, основанные на когнитивной метафоре, «дают нам возможность увидеть какой-либо предмет или идею как бы в свете другого предмета или идеи, что позволяет применить знание и опыт, приобретенный в одной области, для решения проблемы в другой области» [Минский М. О Вып. XXIII:291 – 292].

Иными словами, когнитивная метафора обеспечивает концептуализацию неизученного объекта по аналогии с уже сложившейся  системой понятий.

 

 

 

Вывод по Главе I

В качестве обобщающего вывода следует отметить, что  мы выяснили языковую природу метафоры. То есть, метафора как языковое явление представляет собой основную ментальную операцию, которая объединяет две понятийные сферы и создает возможность использовать потенции структурирования сферы-источника при помощи новой сферы. Следует отметить, что изучением метафоры в речи занимаются многие ученые, все они дают различное определение метафоры, рассматривают ее с разных точек зрения. В данной главе мы выявили наиболее общие положения определения метафоры и определили ее основные функции. Такие, как: информативная, игровая, мнемоническая, текстообразующая, эвристическая и другие. Кроме того, метафора включает в себя некоторые разновидности, к которым относятся когнитивная, генитивная, автономная и неавтономная метафоры.

Метафора  как средство образования новых  значений имеет свои типы, такие  как генитивная метафора, когнитивная метафора, атрибутивная метафора. Мы подробно рассмотрели особенности когнитивной метафоры в языке. Данный тип метафоры образует новое понятие при помощи уже существующих единиц. Примечательно, что при образовании когнитивной метафоры участвуют различные средства. Например: существительное, глагол, прилагательное, сравнительные конструкции, устойчивые фразеологические обороты и так далее. Одной из отличительной особенности метафоры является вторичная номинация, то есть представление предмета или явления посредством уже существующего понятия. Вторичная номинация образуется путем различных техник, а именно: непрямого отображения внеязыкового объекта, и подключением к процессу наименования комбинаторно-синтезирующей деятельности сознания и соответствующей языковой техники.

 

 

ГЛАВА II. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОГНИТИВНОЙ МЕТАФОРЫ

В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ

2.1. Метафоры в художественном тексте

  Когнитивный подход к изучению метафоры, определивший её статус не только как тропа, фигуры речи, но фигуры мышления, а также прагматический подход, объясняющий понимание метафоры правилами пользования языком, послужили подготовительным этапом для разработки деятельностной теории метафоры, в рамках которой появляется возможность объяснить не только собственно информативную, но и эстетическую функцию метафоры в качестве креативности, нарушающей и изменяющей всякие правила, выполняемую ею прежде всего, в художественной речи.

    Если присутствие метафоры в практической речи наталкивается на существенные ограничения, налагаемые коммуникативными целями и видами дискурса, а проникновение метафоры в научный текст может вызвать достаточно обоснованные протесты, то употребление метафоры в художественном произведении всегда ощущалось как естественное и законное. Метафора органически связана с поэтическим видением мира. Само определение поэзии иногда дается через апелляцию к метафоре. Два основных семантических свойства художественной речи - изобразительность и иносказательность - определяют особую когнитивную роль метафоры в художественной речи. Метафоричность - важнейшая черта художественного текста.

   Поэтическое творчество того  или иного автора нередко определяется  через характерные для него  метафоры, и поэты понимают и  принимают такие определения. 

С чем  связано тяготение поэзии к метафоре? С тем прежде всего, что поэт отталкивается от обыденного взгляда на мир, он не мыслит в терминах широких классов.

Метафора  отвергает принадлежность объекта  к тому классу, в который он на самом деле входит, и утверждает включенность его в категорию, к  которой он не может быть отнесен на рациональном основании. Метафора - это вызов природе. Источник метафоры - сознательная ошибка в таксономии объектов. Метафора работает на категориальном сдвиге. Метафора не только и не столько сокращенное сравнение, как ее квалифицировали со времен Аристотеля, сколько сокращенное противопоставление. Из нее исключен содержащий отрицание термин. Однако без обращения к отрицаемой таксономии метафора не может получить адекватной интерпретации.

В метафоре заключена и ложь и истина, и "нет" и "да". Она отражает противоречивость впечатлений, ощущений и чувств [Музиль Р. 1984:653]. В этом состоит еще один мотив ее привлекательности для поэзии. Метафора умеет извлекать правду из лжи, превращать заведомо ложное высказывание если не в истинное (его трудно верифицировать), то в верное. Ложь и правда метафоры устанавливаются относительно разных миров: ложь - относительно обезличенной, превращенной в общее достояние действительности, организованной таксономической иерархией; правда - относительно мира индивидов (индивидуальных обликов и индивидных сущностей), воспринимаемого индивидуальным человеческим сознанием. В метафоре противопоставлены объективная, отстраненная от человека действительность и мир человека, разрушающего иерархию классов, способного не только улавливать, но и создавать сходство между предметами.

Итак, в  метафорическом высказывании можно  видеть сокращенное сравнение, но в  нем можно видеть и сокращенное  противопоставление. В первом случае подчеркивается роль аналогического принципа в формировании мысли, во втором акцент переносится на то, что метафора выбирает самый короткий и нетривиальный  путь к истине, отказываясь от обыденной  таксономии. Вместо нее метафора предлагает новое распределение предметов  по категориям и тут же от него отказывается. Она вообще не стремится к классификации. Сам таксономический принцип  для нее неприемлем.

Субстантивная метафора, будучи по форме таксономической, осуществляет акт характеризующей  предикации: "материя" исчезает, остаются воплощенные в образе признаки. Метафора учит не только извлекать правду из лжи, она учит также извлекать признаки из предмета, превращать мир предметов в мир смыслов.

Субстантивная метафора дает характеристику предмета, но в то же время она не совсем оторвалась и от таксономического принципа мышления, предполагающего, что объект может быть включен только в один узкий класс (в идеале таксономия строится как последовательное включение  более узких категорий в более  широкие), тогда как характеризация предмета имплицирует множественность, то есть выделение неограниченного набора свойств. Метафора стремится соблюдать принцип единичности. Выводя наружу сущность предмета, метафора избегает плюрализма. Хорошая метафора объемлет совокупность сущностных характеристик объекта и не нуждается в дополнении. Для таких метафор более естествен "спор", чем конъюнкция, выстраивающая метафоры в шеренгу.

Метафора  в ее наиболее очевидной форме - это  транспозиция идентифицирующей (дескриптивной  и семантически диффузной) лексики, предназначенной для указания на предмет речи, в сферу предикатов, предназначенных для указания на его признаки и свойства [Арутюнова Н. Д.  1976].

Классическая  метафора - это вторжение синтеза  в зону анализа, представления (образа) в зону понятия, воображения к  иону интеллекта, единичного в зону общего, индивидуальности в страну классов.

Здесь опять  же действует принцип сдвига, транспозиции - один из основных ресурсов поэтической  речи. В данном случае имеет место  нарушение соответствия между лексическим  типом слова и выполняемой  им синтаксической функцией.

Вернемся, однако, к метафорическому контрасту. Чем дальше отстоят друг от друга  противополагаемые разряды объектов, тем ярче "метафорический сюрприз" от их контакта. Соположение далекого (создание сходства) - один из важных принципов построения художественной речи и еще одна причина родства метафоры с поэзией.

Для метафоры, таким образом, характерно установление далеких связей. В какой мере случайны эти далекие отношения? Они случайны в том смысле, что прямо обусловлены  индивидуальным опытом и субъективным сознанием автора. Произвол в выборе метафоры - недвусмысленное свидетельство  ее поэтической природы, ведь поэзия - это царство случайного, неожиданного, непредсказуемого.

Мы стремились в общих чертах показать, что метафора является органическим компонентом  художественного (поэтического) текста и ее употребление в других видах  дискурса связано с тем, что и в них необходимо присутствуют элементы поэтического мышления и образного видения мира.

Метафору  роднят с поэтическим дискурсом следующие черты: 1) слияние в ней образа и смысла, 2) контраст с тривиальной таксономией объектов, 3) категориальный сдвиг, 4) актуализация "случайных связей", 5) несводимость к буквальной перефразе, 6) синтетичность, диффузность значения, 7) допущение разных интерпретаций, 8) отсутствие или необязательность мотивации, 9) апелляция к воображению, а не знанию, 10) выбор кратчайшего пути к сущности объекта.

Связь метафоры с поэтическим воображением, с  фантазией, ее образность, открыли возможность  говорить о метафоре в современной  живописи, театре и кино, техника  которых развилась в сторону  использования косвенных выразительных  средств, символики.

Перенос метафоры на почву изобразительных  искусств ведет к существенному  видоизменению этого понятия. "Изобразительная  метафора" глубоко отлична от метафоры словесной. Она не порождает  ни новых смыслов, ни новых смысловых  нюансов, она не выходит за пределы  своего контекста и не стабилизируется  в языке живописи или кино, у  нее нет перспектив для жизни  вне того произведения искусства, в  которое она входит. Сам механизм создания изобразительной метафоры глубоко отличен от механизма словесной метафоры, непременным условием действия которого является принадлежность к разным категориям двух ее субъектов (денотатов) - основного (того, который характеризуется метафорой) и вспомогательного (того, который имплицирован ее прямым значением). Изобразительная метафора лишена двусубъектности. Это не более чем образ, приобретающий в том или другом художественном контексте символическую (ключевую) значимость, более широкий, обобщающий смысл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Реализация метафоры на примере: “TIME IS MONEY”

Концептосфера времени не являлась статичной, но подвергалась трансформациям. На изменение представлений о времени оказывает влияние человеческий опыт, общий культурный фон, ценностные ориентации общества.

Информация о работе Когнитивная метафора “TIME IS MONEY ”