Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:50, реферат
Существует система национальных стандартов, которые различаются по районам страны. В России переход на компетентностно ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации" в 2005 г. В рамках Болонского процесса наша страна взяла на себя обязательства присоединения в том числе по компетентностному формату представления результатов профессионального образования.
Компетентностный подход
- краеугольный камень Болонского процесса.
Он реализован в большинстве европейских
стран на уровне национальных образовательных
стандартов. Овладение компетентностями
в Великобритании проверяется с
помощью стандартных
В России переход на компетентностно
ориентированное образование
Это исходная точка модернизации российского образования, которая указывает на качество конечного продукта - знания, навыки и умения выпускника. В литературе существуют различные подходы к пониманию терминов "компетенция" и "компетентность". Например, В.М. Шепель в определение компетентности включает знания, умения, опыт, теоретико-прикладную подготовленность к использованию знаний. В.С. Безрукова под компетентностью понимает "владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения". Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова под профессиональной компетенцией подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. А.Л.Журавлев, Н.Ф.Талызина, Р.Х.Шакуров, А.И.Щербаков и другие в понятие "компетентность" включают знания, умения, навыки, а также способы выполнения деятельности. Авторы Ю.И. Алюшина и Н.А. Дмитриевская считают, что компетенция - это "единство знаний, навыков и отношений в процессе профессиональной деятельности, определяемых требованиями должности, конкретной ситуации и бизнес-целями организации".
На заседании Президиума Учебно-методического совета по философии, политологии и религиоведению МГУ им. М.В.Ломоносова 3 ноября 2005 года было утверждено, что "компетенция" - это предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности, а "компетентность" - интегрированная характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях. Иными словами, компетенция - это знания, а компетентность - умения (действия).
Компетентностный подход призван
повысить конкурентоспособность
Компетентностный подход заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. В отличие от термина "квалификация", компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.
Компетенцию можно определить как стремление и готовность применять знания, умения и личные качества для успешной деятельности в определенной области.
Министерство образования и
науки предлагает взять за основу
бинарную классификацию. Компетенции,
необходимые специалисту, можно
разделить на две основные группы:
общие (универсальные, ключевые, "надпрофессиональные")
и профессиональные (предметно-специализированные)
- Социально-личностные, гуманитарные
и коммуникативные, подразумевающие общую
культуру, приверженность к этическим
ценностям, терпимость, способность к
конструктивной критике и самокритике,
умение работать в коллективе и т.д.;
- Общенаучные, в том числе гуманитарно-социальные
и экономические (включающие базовые знания
в области математики и естественных наук,
гуманитарных и социально-экономических
наук); базовые компьютерные и лингвистические
навыки; способность понимать и использовать
новые знания и т.д.
- Профессиональные компетенции в свою
очередь делятся на базовые общепрофессиональные,
специализированные (профессионально-профильные)
и организационно-управленческие, включающие
способность организовать и спланировать
работу, извлекать и анализировать информацию
из разных источников, применять полученные
знания на практике, адаптироваться к
новым ситуациям и т.д.
В проектах новых госстандартов предполагается закрепить одинаковый набор общих компетенций для одного направления образования, а наборы специальных компетенций для бакалавра, специалиста и магистра сделать разными по объёму: число компетенций возрастает при переходе на более высокий уровень образования. Формирование каждой компетенции обеспечивается определенным набором дисциплин (или практик), объединенных в соответствующие модули, а содержание модулей дисциплин - полностью соответствует уровню этих компетенций.
Особенность педагогических целей по развитию компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а в виде профессиональных умений и практических навыков студента.
Формирование компетентностей
требует создания определенных учебных
ситуаций, которые могут быть реализованы
в специальных учебных средах,
позволяющих преподавателю
Каждая компетенция выпускника
должна обеспечиваться определенным набором
дисциплин и практик, объединенных
в соответствующие модули, а содержание
модулей - полностью соответствовать
уровню приобретаемых компетенций.
К выявлению общих и
Компетенции магистра рассматриваются
как расширение и углубление компетенций
бакалавра. Для бакалавров навыки почти
всегда сочетаются со знанием, а большинство
компетенций магистров
В последнее десятилетие и особенно после публикации текста «Стратегии модернизации содержания общего образования»1 и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»2 в России происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. То есть делается существенная ставка на компетентностный подход в образовании. В то же время анализ литературы по этой проблеме, особенно истории ее становления, показывает, всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки как самих понятий компетенция, компетентность, так и основанного на них подхода к процессу и результату образования. В связи с этим нельзя не согласиться со справедливым замечанием разработчиков «Стратегии модернизации содержания общего образования», что «речь не должна идти о быстром и тотальном переходе российской школы на компетентностный подход. Следует ставить вопрос о среднесрочной (3–5 лет) перспективе, связанной с проведением необходимых исследований и разработок».
Как мы уже отмечали, тенденция
движения «от понятия квалификации
к понятию компетенции» является
общеевропейской и даже общемировой.
Эта тенденция выражается в том,
что усиление познавательных и информационных
начал в современном
Особенно интенсивно проблемы
выработки гибких критериев для
описания результатов образования
обсуждаются в европейских
Компетенции/компетентности и кредитно-модульная система
В ходе работы программы TUNING, в которой приняли участие более 100 университетов из 16 стран, подписавших Болонскую декларацию, было выделено несколько групп компетенций:
I. Общие компетенции. К ним относятся:
II. Специальные (профессиональные) компетенции.
В рамках проекта TUNING были сформулированы результаты обучения для первой и второй степени (общие дескрипторы квалификаций высшего образования).