Компетентностный подход и Болонский процесс. Система ECTS и особенности ее внедрения в отечественную высшую школу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:50, реферат

Описание работы

Существует система национальных стандартов, которые различаются по районам страны. В России переход на компетентностно ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации" в 2005 г. В рамках Болонского процесса наша страна взяла на себя обязательства присоединения в том числе по компетентностному формату представления результатов профессионального образования.

Файлы: 1 файл

Реферат по Болонскому процессу.docx

— 40.76 Кб (Скачать файл)

В рамках реализации проекта ERASMUS было апробировано предпосылки  создания системы ECTS в масштабе Сообщества. Было создано шестилетнюю добровольную экспериментальную структуру. Студенты, которые изучили ту или иную учебную  дисциплину в любой из стран ЕС, имели возможность получить зачет  в своей альма-матер. В эксперименте приняли участие 48 высших учебных  заведений из всех стран ЕС по пяти направлениям (дисциплинами): инженерная механика, история, медицина, менеджмент, химия.

Высшие учебные заведения  экспериментируют с применением  системы ECTS на основе национальных систем, а не вместо. Много споров возникает  по поводу расширения и углубления практики использования системы, особенно в отношении накопления кредитных  единиц. Существуют опасения, что слишком  быстрое распространение ECTS может  привести к снижению качества образования. Однако немало высших учебных заведений  Европы считают свои национальные системы  совместимыми с ECTS (но в большей степени  для перевода академических кредитов, чем для их аккумулирования). В  этих случаях речь идет или о возможности  обычного перевода национальных систем в ECTS, или прямое применение собственно системы ECTS. Признано преимущества этой системы для введения модульной  организации образовательного процесса.

Система ECTS связана с внедрением кредитной системы разработки академических  планов обучения и рабочих программ учебных дисциплин. Кредитная система - это систематический (формализованный  и стандартизированный) способ описания образовательной программы с  приданием кредитов к ее компонентов. Описание кредитов в системах высшего  образования может базироваться на различных параметрах, таких как  объем научной работы, результаты обучения и контактные (аудиторные) часы.

В основу система ECTS положено определение объема работы студентов, нужного для участия в программе. Она ориентирована на специализированные условия изучения результатов обучения и измерения необходимой компетенции. ECTS предложили в 1989 году в структуре  Еrasmus, а ныне она является составной  частью программы Socrates. ECTS - это единственная кредитная система, которую успешно  протестировали и использовали во всей Европе. Эта система помогает определить периоды обучения за рубежом, увеличивает  качество и количество студенческой мобильности в Европе. Недавно ECTS был дополнен накопительной системой, которой пользуются в работе отдельного учебного заведения, а также на региональном, национальном и европейском уровнях. Ее введения предусматривается одним  из главных положений Болонской  декларации.

ECTS облегчает ознакомление  с содержанием учебной программы,  сравнение учебных программ для  студентов как местных, так  и иностранных. ECTS повышает мобильность  студентов и академическое признание  образования, с ее помощью университеты  создают и сравнивают между  собой учебные программы. ECTS можно  использовать в любых программах  и методах.

ECTS была основана на  конвенции о 60 кредитных мер  из объема работ студентов  за один академический год.  Объем работ студентов за полное  рабочее время учебной программы  в Европе составляет преимущественно  36-40 недель в год, в таком  случае один кредит составляет  от 24 до 30 рабочих часов. (В Европейских  высших учебных заведениях рабочее  время измеряется астрономическими  часами, в отличие от Украины,  где используются так называемые  условные академических часа, продолжительность  которых 45 реальных астрономических  минут). Объем работ - это время,  за которое рядовой студент  получит необходимый результат  обучения.

Кредит также заключает  результат обучения. Результаты обучения - это информация, которая свидетельствует  о том, какую сумму знаний, умений и навыков интеллектуальной и  практической деятельности студент  будет иметь после окончания  определенного термину обучения, короткого или длительного. Кредиты ECTS можно получить после окончания  соответствующей работы и оценки полученного результата.

Размещение кредитов ECTS в  течение официального цикла программы  обучения. Полный объем работ, необходимый  для окончания первого уровня цикла, составляет 3-4 года (то есть 180 или 240 кредитов). Студенческий объем работ  в ECTS включает время, проведенное на лекциях, семинарах, время для самостоятельных  работ, подготовке к экзаменам, их сборки и т.д.

Кредиты распространяются на все компоненты учебной программы (модули, курсы, диссертационные работы). Также они отражают объем работ, необходимых для усвоения каждого  из необходимых компонентов, включенных в учебную программу, относительно всего объема работ, необходимого для  окончания полного срока обучения.

Документальное свидетельство  об уровень и объем усвоенных  студентом знаний осуществляется на локальном или национальном уровне, к которым прилагается ECTS уровень. Согласно шкале уровней ECTS студентов  оценивают по статистической базе. Поэтому статистические данные - это  первый шаг представления студента для принятия к многоступенчатой системы ECTS. По проходным баллом определяют, на какой степени будет зачислено  студента. В системе ECTS определены следующие  статистические уровне успеваемости студентов: А (наилучший) - 10 % студентов, которые  завершили отдельный учебный  курс (учебный семестр, год), В - 25 %, С - 30 %, D - 25 %, E - 10 %.

Вывод о плохие результаты обучения (FX и F по системе ECTS) не обязательно  вносить в зачетного документа.

Документы, необходимые для  поступления высшего учебного заведения ECTS:

1. Стандартный информационный  пакет (курсовой каталог) учебного  заведения на двух языках (или  только на английском языке  для программ, которые изучаются  на английском языке) на веб-сайте  и (или) на дискете или в  буклете. Информационный пакет (курсовой каталог) должен содержать пункты контрольных работ, прилагаемых к документу, включая информацию для иностранных студентов.

2. Договор об обучении  состоит из перечня курсов, которые  будет посещать студент. Он  согласуется со студентом и  ответственным лицом учебного  заведения. В случае необходимости  проведения кредитного взаимозачета  договор об обучении необходимо  заключить со студентом и соответствующими  уполномоченными управленческими  (министерскими) органами перед  его отъездом в другое государство.  Копии документов подает сам  студент, он же указывает изученные  курсы, полученные кредиты, как  локальные так и, по возможности,  уровня ECTS. Во время кредитного  взаимозачета копии документов  заверяют на месте до отъезда,  а потом в институте, где  учится студент, в конце периода  обучения.

Тем высшим учебным заведениям, которые выполняют требования ECTS в первом и втором циклах уровней  программ, присуждают знак ECTS. Знак повышает статус такого заведения, поскольку  свидетельствует о его признании  в роли субъекта европейского и международного сотрудничества.

К диплому о высшем образовании  прикладывается Приложение к диплому. Он представляет собой стандартный  описание сущности, уровня, контекста, содержания и статуса знаний, полученных и успешно усвоенных выпускником. Приложение к диплому обеспечивает взаимозачет и управления академическими и профессиональными признаниями  квалификаций ( при выдаче дипломов, аттестатов, сертификатов и т.п.). Знак приложения к диплому присуждают высшему учебному заведению, который  выдает приложение к диплому всем выпускникам первого и второго  циклов программ. Модель приложения было разработано Европейской комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО (SEPES).

В соответствии с приказом Министерства образования и науки  Украины № 48 от 23.01.2004р. была утверждена "Программа" и "Временное положение  об экспериментальной организации  учебного процесса в кредитно-модульной  системе подготовки специалистов". Срок проведения эксперимента: первый этап (2003 - 2004 годы) предусматривает  разработку учебно-методических материалов, содержания образования, форм организации  учебного процесса, их апробация в  экспериментальных группах, опред еленных направлений подготовки, специальностей. Второй этап (2005 - 2008 годы) предусматривает внесение корректив в экспериментальных материалов и их апробация на большем массиве участников эксперимента.

В связи с экспериментом  предложено использование системы  новых терминов в процессе организации  и управления учебным процессом:

- кредитно-модульная система  организации учебного процесса (далее  - КМСОУП) - это модель организации  учебного процесса, которая основывается  на сочетании модульных технологий  обучения и зачетных образовательных  единиц (зачетных кредитов);

- зачетный кредит - это  единица измерения учебной нагрузки, необходимой для усвоения содержательных  модулей или блока содержательных  модулей; 

- модуль - это задокументированная  завершенная часть образовательно-профессиональной  программы (учебной дисциплины, практики, государственной аттестации), реализуется  соответствующими формами учебного  процесса;

 содержательный модуль - это система учебных элементов,  объединенная по признаку соответствия  определенному учебному объекту.

Формами организации учебного процесса в условиях КМСОУП являются: лекционные, практические, семинарские, лабораторные и индивидуальные занятия, все виды практик и консультаций, выполнение самостоятельных заданий  студентов и другие формы, и виды учебной и научно-исследовательской  деятельности студентов.

Контроль успеваемости студента осуществляется с использованием методов  и средств, определяются высшим учебным  заведением. Академические успехи студента определяются с помощью системы  оценивания, используемой в высшем учебном заведении, регистрируется принятым в высшем учебном заведении  образом с обязательным переводом  оценок к национальной шкалы и  шкалы ECTS.

 

1 Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001. С. 34.

2 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.


Информация о работе Компетентностный подход и Болонский процесс. Система ECTS и особенности ее внедрения в отечественную высшую школу