Компетентностный подход и Болонский процесс. Система ECTS и особенности ее внедрения в отечественную высшую школу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:50, реферат

Описание работы

Существует система национальных стандартов, которые различаются по районам страны. В России переход на компетентностно ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации" в 2005 г. В рамках Болонского процесса наша страна взяла на себя обязательства присоединения в том числе по компетентностному формату представления результатов профессионального образования.

Файлы: 1 файл

Реферат по Болонскому процессу.docx

— 40.76 Кб (Скачать файл)

Бакалавр обязан:

  • демонстрировать знание основ и истории своей основной дисциплины;
  • ясно и логично излагать полученные базовые знания;
  • оценивать новые сведения и интерпретации в контексте этих знаний;
  • демонстрировать понимание общей структуры данной дисциплины и взаимосвязи между подчиненными ей дисциплинами;
  • демонстрировать понимание и уметь реализовывать методы критического анализа и развития теорий;
  • точно реализовывать относящиеся к дисциплине методики и технологии;
  • демонстрировать понимание качества исследований, относящихся к дисциплине;
  • демонстрировать понимание экспериментальной и эмпирической проверки научных теорий.

Магистр обязан:

  • обладать высоким уровнем знаний в специализированной области конкретной дисциплины. На практике это означает знакомство с новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями;
  • уметь практически осмысливать и интерпретировать новейшие явления в теории и на практике; быть достаточно компетентным в методах независимых исследований, уметь интерпретировать результаты на высоком уровне;
  • быть в состоянии внести оригинальный, хотя и ограниченный вклад в каноны дисциплины, например, подготовить диссертацию;
  • демонстрировать оригинальность и творчество в том, что касается владения дисциплиной;
  • обладать развитой компетенцией на профессиональном уровне.

Далее в опыте программы TUNING была сделана попытка установить соответствие системы общих и  специальных компетенций уровням  подготовки, типам курсов и системе  единиц (кредитов) ECTS.

 

Учебные курсы распределяются по следующим уровням:


  • Курс базового (Basic) уровня (введение в предмет);
  • Курс промежуточного (Intermediate) уровня (предназначенный для углубления базового знания);
  • Курс продвинутого (Advanced) уровня;
  • Специализированный курс (Specialised).

По типам курсов различаются:


    • Основной (Core) курс (часть основной программы);
    • Связанный (Related) курс (поддерживающий основную программу);
    • Непрофилирующий (Minor) курс (необязательный)

 

Исходя из этой классификации  были разработаны модели распределения  нагрузки по типам курсов, уровням  и модулям в единицах (кредитах) ECTS.

 

В рамках направлений были выделены пять типов учебных модулей:

Основные модули, то есть группы предметов, составляющие ядро соответствующей науки (например, для бизнеса и менеджмента это – бизнес функции, среда бизнеса и другие).

Поддерживающие модули, например, для бизнеса и менеджмента это – математика, статистика и информационные технологии).

Организационные и коммуникационные модули, например, управление временем, работа в группах, риторика, иностранные языки.

Специализированные модули, то есть необязательные, но расширяющие и углубляющие компетенции в избранной области, факультативные.

Переносимые модули, например, проекты, диссертации, бизнес игры, стажировки, модули, выстраивающие мостик между теорией и практикой.


 

Основные и специализированные модули при этом рассматриваются  как блоки, направленные на приобретение, расширение и углубление знания; поддерживающие – как развивающие методологические компетенции; организационные и  коммуникационные – как направленные на самообучение и самоорганизацию; а переносимые – как обеспечивающие перенос знаний на практику. Как  общее правило, чем выше уровень, тем больше модулей, углубляющих  знание и устанавливающих связь  между теорией и практикой.

В качестве примера, предлагается следующая модель:

Модуль

Уровень обучения

 

бакалавриат

(3-4 года)

магистратура

(1-2 года)

Основной

30%

20%

Поддерживающий

25%

10%

Организационный и коммуникационный

10%

-

Специализированный

10%

40%

Переносимый

25%

30%

 

100%

100%


 

Согласие экспертов относительно варианта распределения нагрузки по курсам в рамках программы выражается в кредитах (ECTS). На практике 1 кредит предполагает примерно от 25 до 30 часов нагрузки студента, включая: аудиторные занятия, самостоятельную работу и другие типы деятельности. Конечно, количество часов нагрузки за академический год является только одним из факторов, определяющих количество часов нагрузки, содержащейся в одном кредите. Сравнение академической нагрузки проводилось по всем странам с учетом разделения общей годовой нагрузки на собственно учебные блоки, периоды самостоятельных занятий и подготовки к экзаменам. Практически все страны работают в диапазоне от 34 до 40 недель в год. Принимая, что в неделе содержится от 40 до 42 часов, количество официальных часов за год было рассчитано в объеме от 1400 до 1680 (среднее число 1520). Таким образом, при количестве кредитов за год 60, один кредит составляет от 25 до 30 часов нагрузки.

 

Модуль

Уровень обучения

 

бакалавриат

магистратура

3 года

4 года

1 год

2 года

 

%-кредит

%-кредит

%-кредит

%-кредит

Основной

30%=54

30%=72

20%=12

20%=24

Поддерживающий

25%=45

25%=60

10%=6

10%=12

Организационный и 

коммуникационный

10%=18

10%=24

-

-

Специализированный

10%=18

10%=24

40%=24

40%=48

Переносимый

25%=45

25%=60

30%=18

30%=36

Всего

100%=180

100%=240

100%=60

100%=120


 

Как правило, один модуль содержит 5 кредитов нагрузки или кратное  пяти число (например, 10 или 15). Европейский  опыт свидетельствует, что меньшее  число кредитов в курсе не приводит к большей гибкости программы, типичное распределение составляет 5 или 6 кредитов в модуле, что в свою очередь  определяет количество модулей в  семестр и год. Такие модели работают только в том случае, если преподаватель  сам принял рамку компетенций  и распределение весов и кредитов по различным предметам в соответствующей  области.

Опираясь на действующий  стандарт высшего образования, при  начислении зачётных единиц можно руководствоваться  следующей схемой3, предлагающей примерное распределение долей циклов дисциплин в процентах и кредитах:

 

Циклы

Трудоемкость:

Примечания

%

з.е.

 

ГСЭ

10

24

Для гуманитарных специальностей

15

36

Для инженерных и естественнонаучных специальностей

ЕНД

15

36

При подготовке по гуманитарным и специальным специальностям учебное  время (кроме информатики) может  переноситься в циклы СД и ОПД

10

24

Для гуманитарных специальностей

ОПД

20

48

Для инженерных и естественнонаучных специальностей

СД

50

120

 

ДДП

5

12

 
 

100

240

 

 

Обозначения:

ГСЭ: цикл гуманитарных, социально-экономических;

ЕНД: цикл естественно-научных;

ОПД: цикл общепрофессиональных дисциплин;

СД: цикл специальных дисциплин;

ДДП: цикл дисциплин дополнительной подготовки (расширение/углубление/узкая  специализация «под рабочее место»).

 

Как мы видим из приведённого примера, система  компетентностей, разработанная в  ходе описанного эксперимента в Европе, соотносится с другими аспектами  Болонского процесса. Можно наглядно представить себе структуру учебного процесса и возможности его индивидуального  варьирования в соответствии с модульным  принципом и просчитать трудоёмкость того или иного учебного курса  в кредитах. Можно также определить, какими компетенциями студент сможет овладеть в каком курсе (модуле) и  в каком порядке. Однако это –  лишь общая схема, которая требует  каждый раз специфической адаптации  к конкретной предметной области  и особенностям организации учебного процесса нашего университета.

Компетентностный  подход и система качества образования

Повышение качества образования  является одной из актуальных проблем  для всего мирового сообщества. Решение  этой проблемы связано с модернизацией  содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации  образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В общем контексте  европейских тенденций глобализации Совет Культурной Кооперации (СДСС) среднего образования для Европы определил те основные, ключевые компетентности, которые в результате образования должны освоить молодые европейцы. Соответственно и цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций (компетентностей), что отмечено в текстах «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001 г.) и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

Идентификация востребованных компетенций (целей, результатов обучения), как считают участники проекта TUNING, повышает качество учебных программ (образовательных стандартов) с точки  зрения их фокусированности, прозрачности, целей, процессов и результатов. Признается оправданным одновременное  проектирование знаний и компетенций (основа любых компетенций – знания; со знаниями компетенции идут «бок о бок»). В этом пункте происходит «рождение» многообразия  профессиональных (совокупность основных, типичных черт какой-либо профессии) и академических (объем знаний и навыков, необходимых  для какой-либо профессии) компетенций.

 

В заключение необходимо сделать следующие выводы:

  • переход к компетентностному подходу при разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования является своевременным и необходимым, так как интегральная оценка качества подготовки выпускника может быть наиболее полно получена только при определении его компетентности в выбранной области профессиональной деятельности;
  • компетентность бакалавра должна простираться на выбранную область гуманитарных знаний, магистра – на широкую область профессиональной деятельности и руководство профессиональными и междисциплинарными коллективами;
  • компетентность бакалавра и магистра должна проверяться на базе тех компетенций, которые включены в их квалификационные характеристики, так как компетентность (профессионализм) специалиста определяется опытом успешной деятельности, что практически отсутствует у выпускника;
  • использование компетентностного подхода при разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования требует изменения взглядов на структуру, форму и содержание оценочных и диагностических средств для итоговой государственной аттестации выпускников по направлениям подготовки, а также на организацию управления качеством подготовки специалистов.

 

Система ECTS и особенности  ее внедрения в отечественную  высшую школу

 

Для преодоления недостатков  существующей системы подготовки специалистов может быть внедрена кредитно-модульная  система ECTS.

ECTS (European Communiti Course Credit Transfer System - Европейская система трансфера  оценок) - это методическая система,  которая предлагает способ измерения  и сравнения учебных достижений  студентов и перевод их из  одного института в другой. Сначала  система возникла под влиянием  программы Erasmus (1989-1996 гг.) и тестировалась  в течение шести лет как  пилотная схема, где было задействовано  145 институтов высшего образования  во всех странах - участницах  ЕС и ЕЭС. Со дня внедрения Институционального контракта в программе Socrates-Erasmus все европейские университеты могут участвовать в ECTS. Как эффективный инструмент создания взаимозачета и управления академическим внедрением, система ECTS поддерживает европейскую мобильность. Перевод создано предоставлением детализированной информации из курса обучения. Важные средства, которые использовали в работе ECTS и управлении академическим определением, представлены в информационном пакете, договоре об обучении и дубликате официальных документов. Возможность использования ECTS в профессиональном обучении обсуждается.

Информация о работе Компетентностный подход и Болонский процесс. Система ECTS и особенности ее внедрения в отечественную высшую школу