Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 22:03, реферат
В условиях быстро развивающейся экономики России возникла необходимость пересмотреть систему подготовки специалистов технических специальностей, так как вместе с развитием экономики меняются и требования к рабочим кадрам. На современном рынке труда востребован профессионал, владеющий не только суммой знаний, умений и навыков, как это было в советскую эпоху, но и креативный, умеющий быстро принимать решения и действовать в любой ситуации, сотрудник, который умеет работать в команде, имеет индивидуальный стиль деятельности, готовый к проявлению инициативы при решении профессиональных задач.
Введение……………………………………………………………………….…3
1. Исторические предпосылки возникновения и становления
компетентностного подхода в образовании…………………………..….....4
2.Сущность компетентностного подхода…………………………….……...6
3. Компетентность и компетенция…………………………………….…..…..11
3.1 Ключевые компетентности………………………………………….…….13
3.2 Профессиональные компетенции……………………….…………..……15
Заключение…………………………………………………….…………….…17
Список используемой литературы…………………………………….….…
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Заочный факультет
Кафедра педагогики
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК РЕАЛЬНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПАРАДИГМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Реферат
по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль Педагогическая инноватика
Выполнила: студентка
заочного факультета
Маслова Ольга Николаевна
_______________________
(подпись)
Научный руководитель:
Петрусевич Аркадий Аркадьевич,
д.п.н., профессор
Оценка ________________
«__» _______________ 2013г.
_______________________
(подпись)
Омск, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Исторические предпосылки возникновения и становления
компетентностного подхода в образовании …………………………..….....4
2. Сущность компетентностного подхода…………………………….……...6
3. Компетентность и компетенция…………………………………….…..…
3.1 Ключевые компетентности…………………
3.2 Профессиональные компетенции……
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………….….…18
Введение
В условиях быстро развивающейся
экономики России возникла необходимость
пересмотреть систему подготовки специалистов
технических специальностей, так
как вместе с развитием экономики
меняются и требования к рабочим
кадрам. На современном рынке труда
востребован профессионал, владеющий
не только суммой знаний, умений и навыков,
как это было в советскую эпоху,
но и креативный, умеющий быстро
принимать решения и
Главной задачей современного профессионального образования является формирование и воспитание личности конкурентоспособного работника, востребованного на рынке труда. Эта проблема нашла отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения.
В связи с этим в современном
образовании большое
Анализ процесса подготовки
специалистов технического профиля
свидетельствует, что уровень их
подготовки не всегда отвечает современным
требованиям. Существующая образовательная
система не создает достаточных
условий для личностно-
1. Исторические предпосылки возникновения и становления компетентностного подхода в образовании
Компетентностный подход имеет целью логически связать знания, умения и навыки не только в рамках одной дисциплины, но и между различными областями науки и образования. Поэтому не удивительно, что сам принцип компетенции зародился в рамках одной из конкретных наук и был впоследствии экстраполирован в качестве научного метода, применимого к различным сферам знания включая педагогику.
Его возникновение принято
возводить к исследованиям
В последнее десятилетие
и особенно после публикации текста
«Стратегии модернизации содержания общего
образования» и «Концепции модернизации
российского образования на период
до 2010 года» в России происходит
резкая переориентация оценки результата
образования с понятий «
В то же время анализ литературы
по этой проблеме, особенно истории
ее становления, показывает, всю сложность,
многомерность и
Тенденция движения «от понятия квалификации к понятию компетенции» является общеевропейской и даже общемировой. Эта тенденция выражается в том, что усиление познавательных и информационных начал в современном производстве не «покрывается» традиционным понятием профессиональной квалификации.
Новый тип экономики вызывает новые требования, предъявляемые к выпускникам, среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, самоорганизующих, моральных начал, позволяющих успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах.
В докладе ЮНЕСКО говорится: «Все чаще предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова... социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску»2.
Особенно интенсивно проблемы
выработки гибких критериев для
описания результатов образования
обсуждаются в европейских
2. Сущность компетентностного подхода
Компетентностный подход - это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Образовательный результат в контексте Болонского процесса должен быть представлен «профессиональной подготовленностью выпускника к рынку труда», который понимается как «использование совокупности знаний, умений, компетенций, а также личностных характеристик для успешного роста выпускников профессиональных учебных заведений в выбранной профессии и для расширения перспектив их трудоустройства, в чем заинтересованы как сами выпускники, так и общество, экономика в целом и работодатели, в частности»3.
Центральным моментом организации
компетентностно-
И.Д. Фрумин в своей статье «Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования» [7] выделяет четыре линии реализации компетентностного подхода в образовании, направленные на формирование:
- ключевых компетенций;
- обобщенных предметных умений;
- прикладных предметных умений:
- жизненных навыков.
Первая линия является линией становления ключевых компетенций надпредметного характера. К этой линии относятся, например, педагогические техники и технологии формирования умения понимания текстов, обработки информации разного рода, взаимодействия в группе.
Вторая линия реализации компетентностного подхода связана со становлением обобщенных умений предметного характера, умения абстрагировать условия задач в каждой предметной области. К ним относятся, например, умение решать классы задач - для физики, оценка произведений искусства - для музыки или изобразительного искусства, понимание иноязычной речи - дня иностранного языка, умение интерпретировать таблицы и диаграммы - для математики и т.п. Выделение этой линии вызвало большие дискуссии.
Третьим направлением реализации компетентностного подхода является усиление прикладного, практического (можно назвать также прагматического или пользовательского) характера. Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами образования выпускник образовательного учреждения может воспользоваться после окончания курса обучения. Идея этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдаленного эффекта» образования все, что изучается, должно быть использовано, включено в процесс употребления.
Наконец, четвертой линией реализации компетентностного подхода является обновление содержания образования для решения задачи овладения «жизненными навыками», под которыми понимается разнообразный набор простых умений, которыми современные люди пользуются и в жизни, и на работе. К ним относятся, например, умение считать деньги, составлять и оформлять простые документы. Сюда же относятся и занятия по подготовке к чрезвычайным ситуациям, и подготовка грамотных потребителей, и элементарная компьютерная грамотность.
В настоящее время в
условиях развития новой экономики,
в которой основным ресурсом становится
мобильный и
Важными целями образования
должны стать развитие у
Основным результатом
деятельности образовательного
учреждения должна стать не
система знаний, умений и навыков,
а способность человека
Таким образом, по мнению И.Д.Фрумина, «компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность»4.
Проанализировав литературу, можно сделать вывод, что проблему формирования компетенций как результатов образования, рассматривали следующие ученые - В.И. Байденко, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, А.М. Новиков, Г.К. Селевко, А.И. Субетто, Ю.Г. Татур, А.А. Хуторской и другие. Разные ученые и исследователи изучали и описывали в своих работах принципы, средства и условия, которые способствуют формированию и развитию компетенций и делают этот процесс более успешным. Так, принципы рассматривает в своих работах О.П. Мерзлякова; средства изучали М.Л. Зуева, Н.М. Кошкарова, Э.В. Максимова, О.В. Темняткина, И.В. Чаплыгина; условия - Г.В. Ильина, М.В. Никитина.
Компетентностный подход
в определении целей и
Проблемы становления компететностного подхода в образовании исследовали многие российские ученые:
Информация о работе Компетентностный подход как реальная альтернатива современному образованию