Компетентностный подход как реальная альтернатива современному образованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 22:03, реферат

Описание работы

В условиях быстро развивающейся экономики России возникла необходимость пересмотреть систему подготовки специалистов технических специальностей, так как вместе с развитием экономики меняются и требования к рабочим кадрам. На современном рынке труда востребован профессионал, владеющий не только суммой знаний, умений и навыков, как это было в советскую эпоху, но и креативный, умеющий быстро принимать решения и действовать в любой ситуации, сотрудник, который умеет работать в команде, имеет индивидуальный стиль деятельности, готовый к проявлению инициативы при решении профессиональных задач.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…3
1. Исторические предпосылки возникновения и становления
компетентностного подхода в образовании…………………………..….....4
2.Сущность компетентностного подхода…………………………….……...6
3. Компетентность и компетенция…………………………………….…..…..11
3.1 Ключевые компетентности………………………………………….…….13
3.2 Профессиональные компетенции……………………….…………..……15
Заключение…………………………………………………….…………….…17
Список используемой литературы…………………………………….….…

Файлы: 1 файл

Компетентностный подход.docx

— 45.41 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Омский государственный  педагогический университет»

Заочный факультет

Кафедра педагогики

 

 

 

 

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ  ПОДХОД КАК РЕАЛЬНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПАРАДИГМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Реферат

по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль Педагогическая инноватика

 

 

 

Выполнила: студентка

заочного факультета

Маслова Ольга Николаевна

_______________________

               (подпись)

 

Научный руководитель:

Петрусевич Аркадий Аркадьевич,

д.п.н., профессор

 

Оценка  ________________

«__» _______________ 2013г.

 

_______________________

                  (подпись)

Омск, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….…3

1. Исторические предпосылки возникновения и становления

компетентностного подхода в образовании …………………………..….....4

2. Сущность компетентностного подхода…………………………….……...6

3. Компетентность и компетенция…………………………………….…..…..11

3.1 Ключевые компетентности………………………………………….…….13

3.2 Профессиональные компетенции……………………….…………..……15

Заключение…………………………………………………….…………….…17

Список используемой литературы…………………………………….….…18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях быстро развивающейся  экономики России возникла необходимость  пересмотреть систему подготовки специалистов технических специальностей, так  как вместе с развитием экономики  меняются и требования к рабочим  кадрам. На современном рынке труда  востребован профессионал, владеющий  не только суммой знаний, умений и навыков, как это было в советскую эпоху, но и креативный, умеющий быстро принимать решения и действовать  в любой ситуации, сотрудник, который  умеет работать в команде, имеет  индивидуальный стиль деятельности, готовый к проявлению инициативы при решении профессиональных задач.

Главной задачей современного профессионального образования  является формирование и воспитание личности конкурентоспособного работника, востребованного на рынке труда. Эта проблема нашла отражение  в Федеральных государственных  образовательных стандартах нового поколения.

В связи с этим в современном  образовании большое распространение  получает компетентностный подход. Он представляет собой методологическую основу государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ. В этих основополагающих документах указывается, что основными результатами образования должны стать общие и профессиональные компетенции выпускника.

Анализ процесса подготовки специалистов технического профиля  свидетельствует, что уровень их подготовки не всегда отвечает современным  требованиям. Существующая образовательная  система не создает достаточных  условий для личностно-профессионального  развития будущих специалистов, раскрытия  их творческого потенциала и формирования компетенций. Ориентированная на традиционные результаты педагогического процесса в виде знаний-умений-навыков, она  оказывается в ряде случаев неспособной  подготовить студента к комплексному решению жизненных и производственных задач.

1. Исторические предпосылки возникновения и становления компетентностного подхода в образовании

 

Компетентностный подход имеет целью логически связать  знания, умения и навыки не только в  рамках одной дисциплины, но и между  различными областями науки и  образования. Поэтому не удивительно, что сам принцип компетенции  зародился в рамках одной из конкретных наук и был впоследствии экстраполирован  в качестве научного метода, применимого  к различным сферам знания включая  педагогику.

Его возникновение принято  возводить к исследованиям известного американского лингвиста Н. Хомского [4]. Он считал, что именно «употребление» есть актуальное проявление компетенции, то есть то, что в действительности, в реальности связано с мышлением, с навыками, и опытом самого человека.

В последнее десятилетие  и особенно после публикации текста «Стратегии модернизации содержания общего образования» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» в России происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. То есть делается существенная ставка на компетентностный подход в  образовании.

В то же время анализ литературы по этой проблеме, особенно истории  ее становления, показывает, всю сложность, многомерность и неоднозначность  трактовки как самих понятий  компетенция, компетентность, так и  основанного на них подхода к  процессу и результату образования. В связи с этим нельзя не согласиться  со справедливым замечанием разработчиков  «Стратегии модернизации содержания общего образования», что «речь не должна идти о быстром и тотальном  переходе российской школы на компетентностный подход. Следует ставить вопрос о среднесрочной (3–5 лет) перспективе, связанной с проведением необходимых исследований и разработок»1.

Тенденция движения «от понятия квалификации к понятию компетенции» является общеевропейской и даже общемировой. Эта тенденция выражается в том, что усиление познавательных и информационных начал в современном производстве не «покрывается» традиционным понятием профессиональной квалификации.

Новый тип экономики вызывает новые требования, предъявляемые к выпускникам, среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, самоорганизующих, моральных начал, позволяющих успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах.

В докладе ЮНЕСКО говорится: «Все чаще предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова... социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску»2.

Особенно интенсивно проблемы выработки гибких критериев для  описания результатов образования  обсуждаются в европейских странах  в контексте текущих Болонских  реформ. Представления о компетенциях/компетентностях  соотносятся с языком кредитно-модульной  системы, что позволяет установить взаимосвязь с такими аспектами  построения учебного процесса как многоуровневое и нелинейное развертывание обучения, сборка образовательных программ с учетом индивидуальной образовательной траектории, фиксация результатов обучения с помощью накопительных и переносимых единиц.

2. Сущность компетентностного подхода

 

Компетентностный подход - это подход, при котором результаты образования признаются значимыми  за пределами системы образования. Образовательный результат в контексте Болонского процесса должен быть представлен «профессиональной подготовленностью выпускника к рынку труда», который понимается как «использование совокупности знаний, умений, компетенций, а также личностных характеристик для успешного роста выпускников профессиональных учебных заведений в выбранной профессии и для расширения перспектив их трудоустройства, в чем заинтересованы как сами выпускники, так и общество, экономика в целом и работодатели, в частности»3.

Центральным моментом организации  компетентностно-ориентированного обучения является принцип ответственности и инициативы самих учащихся, происходит смещение акцентов с односторонней авторитарной позиции преподавателя на активную, ответственную и самостоятельную позицию в учении студентов.

И.Д. Фрумин в своей статье «Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования» [7] выделяет четыре линии реализации компетентностного подхода в образовании, направленные на формирование:

- ключевых компетенций; 

- обобщенных предметных  умений;

- прикладных предметных  умений:

- жизненных навыков. 

 Первая линия является  линией становления ключевых  компетенций надпредметного характера. К этой линии относятся, например, педагогические техники и технологии формирования умения понимания текстов, обработки информации разного рода, взаимодействия в группе.

Вторая линия реализации компетентностного подхода связана со становлением обобщенных умений предметного характера, умения абстрагировать условия задач в каждой предметной области. К ним относятся, например, умение решать классы задач - для физики, оценка произведений искусства - для музыки или изобразительного искусства, понимание иноязычной речи - дня иностранного языка, умение интерпретировать таблицы и диаграммы - для математики и т.п. Выделение этой линии вызвало большие дискуссии.

Третьим направлением реализации компетентностного подхода является усиление прикладного, практического (можно назвать также прагматического или пользовательского) характера. Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами образования выпускник образовательного учреждения может воспользоваться после окончания курса обучения. Идея этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдаленного эффекта» образования все, что изучается, должно быть использовано, включено в процесс употребления.

Наконец, четвертой линией реализации компетентностного подхода является обновление содержания образования для решения задачи овладения «жизненными навыками», под которыми понимается разнообразный набор простых умений, которыми современные люди пользуются и в жизни, и на работе. К ним относятся, например, умение считать деньги, составлять и оформлять простые документы. Сюда же относятся и занятия по подготовке к чрезвычайным ситуациям, и подготовка грамотных потребителей, и элементарная компьютерная грамотность.

В настоящее время в  условиях развития новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный  человеческий капитал, в России идет становление новой системы образования. В качестве главного результата образования  рассматривается готовность и способность  молодых людей, заканчивающих учебное заведение, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.

 Важными целями образования  должны стать развитие у учащихся  способности действовать и быть  успешными, формирование таких  качеств, как профессиональный  универсализм, способность менять  сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.

 Основным результатом  деятельности образовательного  учреждения должна стать не  система знаний, умений и навыков,  а способность человека действовать  в конкретной жизненной ситуации.

 Таким образом, по  мнению И.Д.Фрумина, «компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность»4.

Проанализировав литературу, можно сделать вывод, что  проблему формирования компетенций как результатов  образования, рассматривали следующие ученые - В.И. Байденко, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, А.М. Новиков, Г.К. Селевко, А.И. Субетто, Ю.Г. Татур, А.А. Хуторской и другие. Разные ученые и исследователи изучали и описывали в своих работах принципы, средства и условия, которые способствуют формированию и развитию компетенций и делают этот процесс более успешным. Так, принципы рассматривает в своих работах О.П. Мерзлякова; средства изучали М.Л. Зуева, Н.М. Кошкарова, Э.В. Максимова, О.В. Темняткина, И.В. Чаплыгина; условия - Г.В. Ильина, М.В. Никитина.

Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более чуждым для  российской школы. Ориентация на освоение умений, способов деятельности и, более  того, обобщенных способов деятельности была ведущей в работах таких  отечественных педагогов, как М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, В.В.Краевский, Г.П.Щедровицкий, В.В.Давыдов и их последователей. В этом русле были разработаны как отдельные учебные технологии, так и учебные материалы.

Проблемы становления  компететностного подхода в образовании исследовали многие российские ученые:

  • компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы (Т.М. Ковалева);
  • компетентностный подход - проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И.Д.Фрумин);
  • компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В.А.Болотов);
  • компетентность представляется радикальным средством модернизации (Б.Д.Эльконин);

Информация о работе Компетентностный подход как реальная альтернатива современному образованию