Компетентностный подход как реальная альтернатива современному образованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 22:03, реферат

Описание работы

В условиях быстро развивающейся экономики России возникла необходимость пересмотреть систему подготовки специалистов технических специальностей, так как вместе с развитием экономики меняются и требования к рабочим кадрам. На современном рынке труда востребован профессионал, владеющий не только суммой знаний, умений и навыков, как это было в советскую эпоху, но и креативный, умеющий быстро принимать решения и действовать в любой ситуации, сотрудник, который умеет работать в команде, имеет индивидуальный стиль деятельности, готовый к проявлению инициативы при решении профессиональных задач.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…3
1. Исторические предпосылки возникновения и становления
компетентностного подхода в образовании…………………………..….....4
2.Сущность компетентностного подхода…………………………….……...6
3. Компетентность и компетенция…………………………………….…..…..11
3.1 Ключевые компетентности………………………………………….…….13
3.2 Профессиональные компетенции……………………….…………..……15
Заключение…………………………………………………….…………….…17
Список используемой литературы…………………………………….….…

Файлы: 1 файл

Компетентностный подход.docx

— 45.41 Кб (Скачать файл)

компетентность характеризуется  возможностью переноса способности  в условия, отличные от тех, в которых  эта компетентность изначально возникла (В.В.Башев)

Все исследователи, изучавшие  природу компетенции, обращают внимание на ее многосторонний, разноплановый  и системный характер.

 Основные идеи компетентностного подхода сформулированы Л.О. Филатовой следующим образом [6]:

- компетентность объединяет  в себе интеллектуальную и  навыковую составляющую образования;

- понятие компетентности  включает не только когнитивную  и операционально-технологическую  составляющие, но и мотивационную,  этическую, социальную и поведенческую; 

- оно включает результаты  обучения (знания и умения), систему  ценностных ориентации, привычки и др.;

- компетентность означает  способность мобилизовать полученные  знания, умения, опыт и способы  поведения в условиях конкретной  ситуации, конкретной деятельности;

- в понятии компетентности  заложена идеология интерпретации  содержания образования, формируемого  «от результата» («стандарт на выходе»);

- компетентностный подход  включает в себя идентификацию  основных умений;

- компетентности формируются  в процессе обучения не только  в школе, но и под воздействием  окружающей среды, то есть в  рамках формального, неформального  и внеформального образования.

- понятие «компетенции»  является понятием процессуальным, т.е. компетенции как проявляются,  так и формируются в деятельности;

- компетентностный подход  возник из потребности в адаптации  человека к часто меняющимся  в производстве технологиям. Компетенция  - это способность менять в  себе то, что должно измениться  как ответ на вызов определенной  ситуации с сохранением некоторого  ядра образования: целостное мировоззрение,  ценности;

- компетенция описывает  потенциал, который проявляется  ситуативно, следовательно, может  лечь в основу оценки лишь  отсроченных результатов обучения.

Компетентностный подход в профессиональном образовании  заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. В отличие  от термина «квалификация», компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. Компетенцию можно определить как стремление и готовность применять знания, умения и личные качества для успешной деятельности в определенной области.

 

 

 

3. Компетентность и компетенция

 

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».

По трактовке, предложенной И.А. Зимней, «компетенция – это наперед  заданное требование к образовательной  подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли, компетентность – мера соответствия этому требованию, степень освоения компетенции, личностная характеристика человека»5.

Под термином «компетенция»  как правило подразумевают совокупность знаний, умений и навыков человека, необходимых для его успешной деятельности в определенной сфере, а также личностный опыт индивида. Под термином «компетентность» - обладание человеком определенными знаниями, умениями и навыками, т.е. обладание определенной компетенцией или системой компетенций в конкретной области, наличие у него компетентностного опыта в той или иной области, а также совокупность его личностных качеств и его личностное отношение к предмету деятельности.

 По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты»6.

М.А. Чошанов считает, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях»7.

 А.М.Ароновым компетентность определяется, как «готовность специалиста включиться в определенную деятельность», П.Г.Щедровицким - как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности (П.Г.Щедровицкий).

 О.Е.Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности»8.

 И.А.Зимней «компетентность трактуется «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека»9.

 А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения [8].

 Компетенция – включает  совокупность взаимосвязанных качеств  личности (знаний, умений, навыков, способов  деятельности), задаваемых по отношению  к определенному кругу предметов  и процессов, и необходимых  для качественной продуктивной  деятельности по отношению к  ним. 

 «Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности»10.

 Смещение конечной  цели образования со знаний  на «компетентность» позволяет  решать проблему, когда ученики  могут хорошо овладеть набором  теоретических знаний, но испытывают  значительные трудности в деятельности, требующей использования этих  знаний для решения конкретных  задач или проблемных ситуаций. Таким образом, восстанавливается  нарушенное равновесие между  образованием и жизнью.

 С точки зрения требований  к уровню подготовки выпускников  образовательные компетентности по мнению А.В.Хуторского «представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов»12.

 

3.1 Ключевые компетентности

 

Проблема отбора ключевых (базовых, универсальных) компетентностей  является одной из центральных для  обновления содержания образования.

 Формулировки ключевых  компетенций представляет наибольший  разброс мнений; при этом используются  и европейская система ключевых  компетенций, так и собственно  российские классификации.

А.В.Хуторским  перечень ключевых образовательных компетенций определен на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе [8].

 С данных позиций  ключевыми образовательными компетенциями  являются следующие:

1. Ценностно-смысловые  компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2. Общекультурные  компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.

3. Учебно-познавательные  компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4. Информационные  компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

5. Коммуникативные  компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Социально-трудовые  компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

7. Компетенции  личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Ориентация образовательных  стандартов, программ и учебников  по отдельным предметам на формирование общих ключевых компетенций позволит обеспечить не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетентности ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

3.2 Профессиональная компетенция

 

В современной практике термин  «профессиональная компетенция»  чаще всего определяет способность  сотрудника выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами.

В подходах к пониманию  профессиональных компетенций, можно  выделить два основных направления  толкования понятия компетенции:

- способность человека  действовать в соответствии со  стандартами;

- характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов  в работе.

Существует несколько  подходов к описанию компетенций. Первый можно условно назвать «функциональным», поскольку он основан на описании задач и ожидаемых результатов, а второй - «личностным», так как  в фокусе - качества человека, обеспечивающие успех в работе.

В работах британских специалистов (Рэггат, Уильямс) можно найти множество схожих определений профессиональной компетенции:

- адекватная или достаточная  квалификация, способности;

- адекватные или достаточные  физические или интеллектуальные  качества;

- способность быть квалифицированным;

- способность делать что-либо  хорошо или в соответствии  со стандартом, приобретенная опытным  путем или в результате обучения;

- умение быть квалифицированным  и способным выполнять определенную  роль, охватывающее знания, способности,  поведение.

Каждая профессиональная компетенция может быть описана  с помощью определенных  индикаторов. Они представляют собой стандарты  поведения человека.

Таким образом, если «личностный» подход описывает «как?» (с помощью  каких своих ресурсов и какие  люди могут выполнять работу хорошо), то «функциональный» диктует «что?» (на каком уровне и с каким качеством  работник должен выполнять профессиональные действия (функции). «Функциональный» подход не учитывает, за счет чего будет достигнут результат: опыта или знаний, способностей или повышенной мотивации работника — главное, что работа будет выполнена на должном уровне.

В современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность субъекта профессиональной деятельности выполнять задачи с заданными стандартами.

Итак, профессиональная компетенция  – это способность работника  выполнять работу в соответствии с требованиями должности, а требования должности – задачи и стандарты  их выполнения, принятые в организации  или отрасли.

По мнению М.Д. Ильязовой, видовая структура компетентности специалиста включает компетентность профессиональную (готовность, стремление трудиться в определенной профессиональной сфере деятельности) и компетентность социально-психологическую (стремление и готовность жить в гармонии с собой и другими, гармонии самости и социумности) [5].

В.И. Байденко определяет профессиональную компетентность как «готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности. Это связанные с предметом навыки – соответствующие технические приемы, присущие различным предметным областям11».

 По определению О.В.  Ховова профессиональная компетентность включает «не только представление о квалификации (профессиональных навыках, как опыта деятельности, умений и знаний), но также освоение социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности»12. Профессиональная компетенция является основой профессиональных качеств личности.

Информация о работе Компетентностный подход как реальная альтернатива современному образованию