Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 22:03, реферат
В условиях быстро развивающейся экономики России возникла необходимость пересмотреть систему подготовки специалистов технических специальностей, так как вместе с развитием экономики меняются и требования к рабочим кадрам. На современном рынке труда востребован профессионал, владеющий не только суммой знаний, умений и навыков, как это было в советскую эпоху, но и креативный, умеющий быстро принимать решения и действовать в любой ситуации, сотрудник, который умеет работать в команде, имеет индивидуальный стиль деятельности, готовый к проявлению инициативы при решении профессиональных задач.
Введение……………………………………………………………………….…3
1. Исторические предпосылки возникновения и становления
компетентностного подхода в образовании…………………………..….....4
2.Сущность компетентностного подхода…………………………….……...6
3. Компетентность и компетенция…………………………………….…..…..11
3.1 Ключевые компетентности………………………………………….…….13
3.2 Профессиональные компетенции……………………….…………..……15
Заключение…………………………………………………….…………….…17
Список используемой литературы…………………………………….….…
компетентность
Все исследователи, изучавшие природу компетенции, обращают внимание на ее многосторонний, разноплановый и системный характер.
Основные идеи
- компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;
- понятие компетентности
включает не только
- оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентации, привычки и др.;
- компетентность означает
способность мобилизовать
- в понятии компетентности
заложена идеология
- компетентностный подход включает в себя идентификацию основных умений;
- компетентности формируются
в процессе обучения не только
в школе, но и под
- понятие «компетенции»
является понятием
- компетентностный подход
возник из потребности в
- компетенция описывает
потенциал, который
Компетентностный подход в профессиональном образовании заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. В отличие от термина «квалификация», компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. Компетенцию можно определить как стремление и готовность применять знания, умения и личные качества для успешной деятельности в определенной области.
3. Компетентность и компетенция
Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».
По трактовке, предложенной И.А. Зимней, «компетенция – это наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли, компетентность – мера соответствия этому требованию, степень освоения компетенции, личностная характеристика человека»5.
Под термином «компетенция» как правило подразумевают совокупность знаний, умений и навыков человека, необходимых для его успешной деятельности в определенной сфере, а также личностный опыт индивида. Под термином «компетентность» - обладание человеком определенными знаниями, умениями и навыками, т.е. обладание определенной компетенцией или системой компетенций в конкретной области, наличие у него компетентностного опыта в той или иной области, а также совокупность его личностных качеств и его личностное отношение к предмету деятельности.
По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты»6.
М.А. Чошанов считает, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях»7.
А.М.Ароновым компетентность определяется, как «готовность специалиста включиться в определенную деятельность», П.Г.Щедровицким - как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности (П.Г.Щедровицкий).
О.Е.Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности»8.
И.А.Зимней «компетентность трактуется «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека»9.
А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения [8].
Компетенция – включает
совокупность взаимосвязанных
«Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности»10.
Смещение конечной
цели образования со знаний
на «компетентность» позволяет
решать проблему, когда ученики
могут хорошо овладеть набором
теоретических знаний, но испытывают
значительные трудности в
С точки зрения требований
к уровню подготовки
3.1 Ключевые компетентности
Проблема отбора ключевых (базовых, универсальных) компетентностей является одной из центральных для обновления содержания образования.
Формулировки ключевых
компетенций представляет
А.В.Хуторским перечень ключевых образовательных компетенций определен на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе [8].
С данных позиций
ключевыми образовательными
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
2. Общекультурные компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
7. Компетенции
личностного
Ориентация образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам на формирование общих ключевых компетенций позволит обеспечить не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетентности ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.
3.2 Профессиональная компетенция
В современной практике термин
«профессиональная компетенция»
В подходах к пониманию профессиональных компетенций, можно выделить два основных направления толкования понятия компетенции:
- способность человека действовать в соответствии со стандартами;
- характеристики личности,
позволяющие ей добиваться
Существует несколько
подходов к описанию компетенций. Первый
можно условно назвать «
В работах британских специалистов (Рэггат, Уильямс) можно найти множество схожих определений профессиональной компетенции:
- адекватная или достаточная квалификация, способности;
- адекватные или достаточные
физические или
- способность быть
- способность делать что-либо
хорошо или в соответствии
со стандартом, приобретенная опытным
путем или в результате
- умение быть квалифицированным
и способным выполнять
Каждая профессиональная компетенция может быть описана с помощью определенных индикаторов. Они представляют собой стандарты поведения человека.
Таким образом, если «личностный» подход описывает «как?» (с помощью каких своих ресурсов и какие люди могут выполнять работу хорошо), то «функциональный» диктует «что?» (на каком уровне и с каким качеством работник должен выполнять профессиональные действия (функции). «Функциональный» подход не учитывает, за счет чего будет достигнут результат: опыта или знаний, способностей или повышенной мотивации работника — главное, что работа будет выполнена на должном уровне.
В современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность субъекта профессиональной деятельности выполнять задачи с заданными стандартами.
Итак, профессиональная компетенция – это способность работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности, а требования должности – задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли.
По мнению М.Д. Ильязовой, видовая структура компетентности специалиста включает компетентность профессиональную (готовность, стремление трудиться в определенной профессиональной сфере деятельности) и компетентность социально-психологическую (стремление и готовность жить в гармонии с собой и другими, гармонии самости и социумности) [5].
В.И. Байденко определяет профессиональную компетентность как «готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности. Это связанные с предметом навыки – соответствующие технические приемы, присущие различным предметным областям11».
По определению О.В. Ховова профессиональная компетентность включает «не только представление о квалификации (профессиональных навыках, как опыта деятельности, умений и знаний), но также освоение социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности»12. Профессиональная компетенция является основой профессиональных качеств личности.
Информация о работе Компетентностный подход как реальная альтернатива современному образованию