Компетентностный подход в иерархии подходов к высшему профессиональному образованию
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 20:54, курсовая работа
Описание работы
Цель работы – раскрытие компетентностного подхода к подготовке педагога профессионального обучения. При написании данной работы перед автором ставились задачи: определить основные понятия подхода, основанного на компетенциях; изучить развитие компетентностного подхода; выявить проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании.
В связи с введением с 2008 года
нового Федерального Государственного
Образовательного стандарта, в основе
которого лежит компетентностный подход,
возникает проблема, а как же внедрять
это новшество и что это такое?
Данная работа посвящена рассмотрению
вопроса компетентностного подхода к
обучению и воспитанию, так как именно
процесс обучения и воспитания является
основным вопросом науки педагогики, важно
рассматривать этот вопрос в рамках именно
этой науки.
Основой новой структуры системы
образования является компетенция. Компетенция
включает совокупность взаимосвязанных
качеств личности –знаний, умений, навыков,
способов деятельности, задаваемых по
отношению к определенному кругу предметов
и процессов и необходимых для качественной
продуктивной деятельности по отношению
к ним. Компетенция — это владение, обладание
человека соответствующей компетенцией,
включающей его личностное отношение
к ней и предмету деятельности.
Компетенция не может быть определена
через определенную сумму знаний и умений,
так как значительная роль в ее проявлении
принадлежит обстоятельствам. Компетенция
одновременно тесно связывает мобилизацию
знаний, умений и поведенческих отношений,
настроенных на условия конкретной деятельности.
Специфика педагогических целей по развитию
общих компетенций состоит в том, что они
формируются не в виде действий преподавателя,
а с точки зрения результатов деятельности
обучаемого, с точки зрения эффекта его
продвижения и развития в процессе усвоения
определенного социального опыта. Что
бы учитель ни делал, в итоге он формирует
и развивает у учащегося способность к
самостоятельному управлению собственной
деятельностью, к управлению самим собой
как ее субъектом. Совершенно ясно, что
такое самоуправление может состояться
только в том случае, если у учащегося
будет сформирована соответствующая регуляторная
основа его деятельности, а именно понятийная
основа — формирование знаний и понимания
окружающей действительности, эмоционально-ценностная
основа — формирование отношений личности
к окружающему миру и другим людям, операциональная
основа — формирование умения действовать
с объектами окружающей действительности.
Объектом является компетентностный
подход к подготовке педагога профессионального
обучения.
Предмет – ключевые компетенции и компетентности.
Цель работы – раскрытие компетентностного
подхода к подготовке педагога профессионального
обучения.
При написании данной работы
перед автором ставились задачи:
определить основные понятия
подхода, основанного на компетенциях;
изучить развитие компетентностного
подхода;
выявить проблемы и перспективы
реализации компетентностного подхода
в образовании.
проанализировать литературу
по данной проблеме;
В результате важно сделать
следующий вывод – компетентностный подход
необходим в подготовке педагога профессионального
обучения.
Глава 1. Компетентностный
подход в иерархии подходов к высшему
профессиональному образованию.
Сущность понятия «компетентность».
В научной литературе, как российской,
так и зарубежной, существует множество
определений понятия «компетенция», одном
из них. Компетенция – способность осуществлять
какую-либо деятельность, как привычную,
так и новую, на основе органического единства
знаний, умений и навыков, а также это способность
применять знания, умения и навыки в знакомых
и незнакомых трудовых ситуациях.[16]
На сегодняшний день многие
специалисты отмечают, что в любой области
должна осуществляться подготовка специалистов
на новой концептуальной основе в рамках
компетентностного подхода.
Сущность компетентностного
подхода предполагает, в первую очередь,
изменение формулировки целей обучения,
представление их и ожидаемых результатов
обучения в виде совокупности компетенций,
отражающих разные уровни профессиональных
задач. Компетентностный подход можно
характеризовать и как попытку привести
в соответствие профессиональное образование
и потребности рынка труда. Так как этот
подход связан с заказом на образование
со стороны работодателей – тех, кому
нужен компетентный специалист. Иными
словами, компетентностный подход – это
подход, при котором результаты образования
признаются значимыми за пределами системы
образования.
По мнению ряда исследователей
(В. М. Антипова, К. К). Колесина, Г. А. Пахомова)
причины обращения современной педагогики
к понятиям «компетенции/компетентность»,
«компетентностный подход», «ключевые
компетенции» обусловлены:
поиском новой концепции образования,
отражающей изменения ориентированные на воспроизведение
таких качеств личности как мобильность, динамизм, конструктивность, профессионализм;
задачами модернизации общего
и профессионального образования, необходимостью их соответствия, как
потребностям личности, так и запросам общества требующих принципиального нового
подхода к определению целей, содержания и организации образования;
необходимостью принципиально
новых подходов к конструированию
содержания педагогического образования,
стимулирующих молодого педагога к постоянному самосовершенствованию, рефлексии
качества своей педагогической
деятельности, ее самооценки и коррекции.
Компетентностный подход обновления
содержания образования направлен на
развитие компетентностей обучаемых на
основе принципов фундаментальности,
универсальности, интегративности, вариативности,
практической направленности и становление
базовых компетентностей.
А. В. Хуторской утверждает,
что для современного этапа образования
актуальна проблема между социальным
и личностным заказом на образование.
И для достижения оптимального сочетания
социального и личностного заказа на образование
необходимо внедрение компетентностного
подхода.
Н. Л. Гончарова отмечает, что
базовыми категориями нового подхода
являются паронимичные понятия компетентность
и компетенция. Эти понятия являются междисциплинарными,
они имеют как общие категориальные признаки,
так и специфические черты, а их содержание
является объектом бурных дискуссий в
научных кругах. В теории и методике современного
профессионального образования данные
термины часто употребляются неоднозначно
и не разграничиваются. Например, лингвисты
чаще говорят о соответствующей компетенции,
а психологи – компетентности. [5]
Анализ психолого-педагогической
литературы [6, с. 4 – 19] показывает, что
в настоящее время не сложилось однозначного
определения понятий «компетенция» и
«компетентность». Учёные выдвигают различные
предположения по данному вопросу.
Э. Шорт дает определение «компетенции»
и отмечает, что «компетенция – это владение
ситуацией в условиях изменяющейся окружающей
среды, это способность реагировать на
воздействие среды и изменять ее». [26, с.
22]
По мнению Т. Е. Исаевой, компетенции
– это сложное явление, определенное качество
восприятия человеком действительности,
которое подсказывает наиболее эффективный
способ решения жизненных ситуаций. А
компетенции преподавателя – уникальная
система профессионально – личностных
качеств человека, знаний и умений, объединенных
гуманно – ценностным отношением к окружающим,
творческим подходом к труду, постоянной
нацеленности на личностное и профессиональное
совершенствование, используемых для
освоения педагогических ситуаций, в процессе
чего создаются новые смыслы деятельности,
явления, объекты культуры, способствующие
достижению нового качества общественных
отношений. Т. Е. Исаева отмечает, что особенностью
компетенции является способность личности
использовать полученные знания, умения,
создавать новые смыслы, информацию, объекты
действительности в процессе непрерывного
личностного самосовершенствования. [9]
И. А. Зимняя считает, что в зависимости
от того, как определены понятия «компетенция»
и «компетентность» и их соотношение,
может быть понято содержание самого компетентностного
подхода. Она отмечает, что компетентность
всегда есть актуальное проявление компетенции
и основанный на компетентности подход
характеризуется как усилением собственно
прагматической, так и гуманистической
направленности образовательного процесса.
Так как многие исследователи не разделяют
данные понятия, И. А. Зимняя в ряде случаев
приводит их вместе как компетенция / компетентность.
[8]
Э. Ф. Зеер определяет компетентность
как целостную и систематизированную
совокупность обобщенных знаний. А компетенцию
как обобщенный способ действий, обеспечивающих
продуктивное выполнение профессиональной
деятельности, т. е. способность человека
реализовывать на практике свою компетентность.
Он считает, что реализация компетенции
происходит в процессе выполнения разнообразных
видов деятельности. Помимо деятельностных
знаний, умений и навыков, в структуру
компетенции Э. Ф. Зеер включает мотивационную
и эмоционально – волевую сферы, считая
важным компонентном компетенции опыт
– интеграцию в единое целое усвоенных
человеком отдельных действий, способов
и приемов решения задач. [7]
А. В. Хуторской разделяет понятия
«компетенции» и «компетентности», понимая
под первым совокупность взаимосвязанных
качеств личности задаваемых по отношению
к определенному кругу предметов и процессов.
Компетентность он определяет как
владение человеком соответствующей
компетенцией, включающей его личностное
отношение к ней и предмету деятельности.
Другими словами, компетенция это наперед
заданное требование к образовательной
подготовке обучаемого, а компетентность
– уже состоявшиеся качества личности
обучаемого и минимальный опыт по отношению
к деятельности в заданной сфере. [25] Кроме
того, А. В. Хуторской выделяет функции
компетенции и компетентности по отношению
к различным аспектам образования: к личности
обучаемого, к знаниям, умениям и навыкам,
к структуре и содержанию образования,
к способам деятельности.
Г. Селевко рассматривает компетенцию
как образовательный результат, выражающийся
в готовности выпускника справиться с
поставленными задачами; как совокупность
знаний, умений и навыков которые позволяют
ставить и достигать цели по преобразованию
окружающего мира, как интегральное качество
личности, проявляющееся в общей способности
и готовности ее деятельности, основанной
на знаниях и опыте, которые приобретены
в процессе обучения и социализации и
ориентированы на самостоятельное и успешное
участие в деятельности. Г. Селевко обращает
внимание, что понятия компетенция и компетентность
значительно шире понятий знания, умения,
навыки, так как включает направленности
личности, ее способности преодолевать
стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять
проницательность, гибкость мышления,
характер. Он считает, что эти понятия
являются системными и многокомпонентными,
так как они характеризуют определенный
круг предметов и процессов, включают
различные умственные операции, практические
умения, здравый смысл и имеют свою классификацию
и иерархию. [17]
На основе анализа общетеоретических
подходов к пониманию понятии «компетенция»
и «компетентность» можно сделать вывод
о том, что к настоящему моменту в достаточной
мере не разработаны их определения, содержание
и сущностные характеристики. Прежде всего,
можно отметить, что они либо отождествляются,
либо дифференцируются. С точки зрения
отождествления данных понятий термин
«компетентность» употребляется в тех
же значениях, что и «компетенция». При
этом авторы подчеркивают именно практическую
направленность компетенции. Сторонники
разделения рассматриваемых понятий считают,
что компетентность включает не только
когнитивную и операционально – технологическую
составляющие, но и мотивационную, этическую,
социальную и поведенческую, а также результаты
обучения (знания и умения), систему ценностных
ориентации, привычки и т. д. [20] И как отмечает
И. А. Зимняя, компетентность всегда есть
актуальное проявление компетенции. [8]
Основные составляющие
понятия компетенции.
Знания – осваиваются в ходе познавательной
деятельности. Следует подчеркнуть, что
подход, основанный на компетенциях, ни
в коей мере не принижает роль знания.
Наоборот, знания необходимы как для осуществления
деятельности, так и для дальнейшего обучения,
что является неотъемлемым фактом в жизни,
в обществе, основанном на знаниях в которых
предстоит жить.
Умение – это готовность сознательно
и самостоятельно выполнять практические
и теоретические действия на основе усвоенных
знаниях, жизненного опыта и приобретенных
навыков.
Навыки – это компоненты практической
деятельности, проявляющиеся при выполнении
необходимых действии, доведенное до совершенства
путем многократного упражнения.
Обучение, основанное на компетенциях
– под обучением, основанном на компетенциях,
понимается «обучения на определении,
освоении и демонстрации знаний, умений,
типов поведения и отношений, необходимых
для конкретной трудовой деятельности».[4]
Развитие компетентностного
подхода.
В отечественной педагогической
науке и образовательной практике происходит
смена образовательной парадигмы. По мнению
отечественных исследователей в современных
условиях существующая «знаниевая» парадигма
образования полностью себя изжила. При
этом научная педагогическая парадигма
– это опирающийся на ту или иную педагогическую
теорию (теории) канон образования и воспитания,
предлагающий науке и практике определенную
точку зрения на модель педагогического
процесса, это совокупность принципов
и установок, согласованный стандарт,
образец в решении разнотипных образовательных
и исследовательских задач. [3]