Компетентностный подход в иерархии подходов к высшему профессиональному образованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрытие компетентностного подхода к подготовке педагога профессионального обучения.
При написании данной работы перед автором ставились задачи:
определить основные понятия подхода, основанного на компетенциях;
изучить развитие компетентностного подхода;
выявить проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании.

Файлы: 1 файл

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД.docx

— 58.15 Кб (Скачать файл)

2.2. Проблемы и  перспективы реализации компетентностного  подхода в образований.

Реализация компетентностного подхода требует нового проектирования, как результатов образования, так и самого учебного процесса и механизма управления им. Поэтому поиск эффективных путей, связанных с разработкой и внедрением компетентностного подхода, многими исследователями рассматривается как актуальная и своевременная проблема, которая активно обсуждается на форумах и порталах российского образования.

Проблемами компетентностного подхода в отечественной и зарубежной науке начинают заниматься с конца 1980–х годов, но наиболее значимые исследования относятся к началу XXI столетия. Сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетентностей анализируется в работах таких исследователей, как А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, Г.А. Цукерман, Л.Ф. Иванова, О.Е. Лебедев, П.П. Борисов, Н.С. Веселовская, Т.Б. Табарданова, Е.В. Бопдаревская, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.В. Мясищев, ЛА. Петровская, Н.Ф. Талызина, Н.Т. Печенюк, Л.Б. Хихловский, В.Д. Шадриков, Р.К. Шакуров, В.М. Шепель и др., а также зарубежных ученых: Р. Барнетт, Дж. Равен (Великобритания), В. Вестер (Голландия) и др.

Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании так же активно обсуждаются на страницах практико–ориентированных педагогических журналов.

Например, О.Е. Лебедев обращает внимание на то, что термин «компетентностный подход» в педагогике появился сравнительно недавно, что обусловлено изменениями, происходящими в обществе, и дает определение данному подходу – это совокупность общих принципов, определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов». [15]

А.Г. Бермус в своей статье «Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании» предлагает меры по внедрению компетентностного подхода в практику, адекватные общим задачам модернизации российского образования. [2]

И.И. Каверина в статье «Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе» рассуждает о том, что в меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. [10]

Итак, выделим проблемы компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании.

Проблемы:

  • Неоднозначность понятий «компетенции» и «компетентность». В новых ФГОС ВПО не дано этих определений.
  • При более подробном изучении нового ФГОС ВПО можно заметить, что понятие «навыки» заменено понятием «компетенции» (например, п. 8.1), что не соответствует общепринятой дидактической системе знаний, умений и навыков.
  • Неразработанность системы измерения качества образования при компетентностном подходе не позволяет на данный момент объективно измерить компетентность. Следовательно, требуется создание системы измерения компетенций и компетентности.

Проанализировав работы, посвященные компетентностному подходу, приходим к выводу, что данный подход имеет в своей основе три принципа.

Первый из них заключается в следующем: в основе образования должны лежать базовые знания и соответствующие умения, способы обучения, навыки. Для достижения этого обучаемые должны владеть основополагающими инструментами учения, то есть чтением, письмом и математической грамотностью. Второй принцип: содержание образования должны составлять действительно важные и необходимые, а не второстепенные знания. Система образования должна иметь академический характер и ориентироваться на базовые отрасли науки. Внимание школы должно быть направлено на то, что выдержало проверку временем и является основой образования. Наконец, третий принцип – это принцип гуманного отношения к личности.

Таким образом, можно констатировать, что к настоящему времени в науке достаточно эффективно разрабатывается и разносторонне рассматривается проблема компетентности и поиск оснований реализации компетентностного подхода в образовании. Сегодняшний день наметил, с одной стороны, необходимость, а с другой, неизбежность реализации компетентностного подхода, который позволит:

  • перевести образование как процесс накапливания знания в деятельностных процесс, использования фактов в решении открытых жизненных задач/проблем;
  • реализовать смену парадигмы с «образование на всю жизнь» в «образование через всю жизнь»;
  • объединить в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования;
  • развить новую идеологию интерпретации содержания образования, формируемого «от результата»;
  • реализовать интегративную природу однородных или близкородственных умений и знаний, соответствующих относительно широкой сфере культуры и деятельности (информационной, правовой и т.д.).

 

 

 

Заключение

Ориентация российского образования на общекультурное развитие обучающихся, как известно, исторически является одной из его приоритетных позиций. Она находит отражение и в тексте современного Закона РФ «Об образовании» (ред. 2002 года), где отмечено, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в отечестве…». В то же время и профессиональные образовательные программы также направлены на последовательное повышение ранее сформированного образовательного уровня. Другими словами, задача формирования общей культуры является общей для всей системы российского образования. Это его непреходящая ценность.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у обучающихся развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных. Заметим, что образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности обучающихся, но не ограничиваются только ими.

Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российского образования, когда обучающиеся могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает усвоение обучающимися не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно–деятельностный характер.

В комплексности образовательных компетенций заложена дополнительная возможность представления образовательных стандартов в системном виде, допускающем построение четких измерителей по проверке успешности их освоения обучающимися.

Список литературы

  1. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 55 с.
  2. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет журнал «Эйдос». 2005. 10-12 сентября [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
  3. Бобрышов С. В. Историко-псдагогическое исследование развития педагогического знания: Монография. / С. В. Бобрышов. - Ставрополь: СКСИ, 2006.
  4. Глоссарий  ЮНЕСКО, 2004.
  5. Гончарова И. Л. Категория «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2007. - № 5 // http://www.ncstu.ru/.
  6. Государственные и образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова. - М., 2002. - С. 63.
  7. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию. Уральское отделение Российской Академии Образования 2004.
  8. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  9. Исаева Т. Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя //Педагогика. - 2006. -№ 9.
  10. Каверина И. Г. Реализация компетентностного подхода па уроках в средней общеобразовательной школе // Интернет журнал «Эйдос». 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-5.htm. Компетеитностпый подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под. ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радиоиовой, А. П. Тряпицыной. СПб., 2005.
  11. Карманов А. А. «Ключевые компетенции» // Образование. Карьера. Общество. - 2005. -№3(9).
  12. Козырева, В. А Компетентностный поход в построении профессиональной подготовки специалиста в области образования / В. А. Козырева, Н. Ф. Родионова, А. П. Тряпиицина// Информационный бюллетень №1 (29) УМО по направлению педагогического образования. - СПб.: Издво РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. -С.34-44.
  13. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001г. № 1756-р.
  14. Проблемы университетского образования. Комнетентностный подход в образовании: Сборник материалов IV Всероссийской научно-методической конференции. Тольятти, 10-11 декабря 2009 г. В 3 т. / под общ. ред. Г.Н. Тараносовой. - Тольятти: ТГУ, 2009.
  15. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М, 2002. С. 253-296.
  16. «Разработка модульных программ основанных на компетенциях» методическое пособие. Москва 2005 с.6.
  17. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - № 4.
  18. Соснин, II. Компетентностный подход: проблемы освоения / Н. Соснин // Высшее образование в России. - 2007. - № 6. - С.42-45.
  19. Стратегия модернизации общего образования. Материалы для разработки   документов по обновлению общего образования. - М, 2000. - С. 14.
  20. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.
  21. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7198/.
  22. Федеральные государственные стандарты ВПО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/cgibin/portal/spe/spe_new_list.plx?substr=&st=all&qual=0.
  23. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля // http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
  24. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря // http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.
  25. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - № 2.
  26. Competence: Inquiries into its Meaning and Acquisition in education Settings / ed. By Edmund C Short. Lanham etc., University Press of America, 1984. Vol. VI.

 

 

 


Информация о работе Компетентностный подход в иерархии подходов к высшему профессиональному образованию