Компьютер как дидактическое средство в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 21:38, контрольная работа

Описание работы

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более учитель, должен иметь навыки работы на персональном компьютере, т.е. быть информационно-компетентным.
Для успешного решения современного образования актуально создать специальную компьютерную учебную среду, содержащую интерактивные виртуальные учебные объекты.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Актуальность проблемы использования компьютера в учебно-воспитательном процессе……………………………………………………….4
2. Использование компьютера как дидактического средства на учебных предметах для эффективного усвоения учебного материала……………..8
3. Формы использования компьютера на уроках в начальной школе…18
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованных источников………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

на тему: «Компьютер как дидактическое средство в начальной школе».

по дисциплине: «Информационные технологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Актуальность  проблемы использования компьютера  в учебно-воспитательном процессе……………………………………………………….4

2. Использование  компьютера как дидактического  средства на учебных предметах  для эффективного усвоения учебного  материала……………..8

3. Формы использования  компьютера на уроках  в начальной  школе…18

 

Заключение……………………………………………………………………...22

Список использованных источников………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более учитель, должен иметь навыки работы на персональном компьютере, т.е. быть информационно-компетентным.

       Для успешного решения современного образования актуально создать специальную компьютерную учебную среду, содержащую интерактивные виртуальные учебные объекты.

         Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств; формированию познавательных способностей; стремлению к самосовершенствованию. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей в своем предмете, привлечь внимание учеников, и они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик приводит к новым компьютерным технологиям.

    Одна из основных  проблем обучения в начальной  школе:  приобретаемые знания, умения  и навыки не используются на  практике в межпредметной деятельности, что отрицательно сказываться  на мотивации учения и долговременности усвоения. Использование компьютеров позволяет частично разрешить эту проблему.

      При формировании  учебной деятельности, как показывает  опыт, наиболее эффективно использовать  компьютеры на этапах развития  умений и навыков, закрепления  и контроля пройденного, а не на этапе усвоения новых знаний, где учитель начальной школы просто незаменим. Для организации практикума в простой и понятной форме, доступной каждому учителю, не владеющему компьютерными технологиями, можно выбрать  следующий способ: используя методические пособия, выбор учебного материала в соответствии с изучаемой темой и уровнем учащихся осуществляет учитель начального класса, а подготовку и проведение занятия - учитель информатики или специалист, умеющий работать на компьютере.

 

1. Актуальность проблемы использования компьютера в учебно-воспитательном процессе.

        В современной школе имеются необходимые условия для решения этой проблемы: используются ИКТ технологии, компьютерные обучающие программы, информационно-иллюстративный материал, банк готовых электронных программных продуктов, проводятся учительские и ученические презентации проектов и многое другое.

     Главной целью использование ИКТ - активизация познавательной и творческой деятельности учащихся.

    Для достижения этой цели могут быть поставлены такие задачи:

  1. найти преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением;
  2. определить основные организационные модели использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы;
  3. определить направления использования ИКТ в дидактическом процессе начальной школы, введение информатики в образовательный процесс по государственному стандарту начального общего образования;
  4. изучить типы электронных мультимедийных изданий и программы для работы на компьютере.

     Интересы многих учеников связаны с миром компьютеров, и именно этот ресурс необходимо научиться использовать и применять для активизации творческой и познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе. Эффективность использования информационных технологий зависит от четкого представления места, которое они должны занимать в комплексе взаимосвязей образовательного процесса.

          Использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением имеют большие преимущества. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники воссоздают реальную обстановку действительности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности. Помогают качественно изменить контроль деятельности учащихся. Позволяют наглядно представить результат своих действий.

        Основными организационными моделями использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы являются: компьютерный класс, один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключённый к проектору или к телевизору, компьютер в библиотеке школы, компьютер у учащегося дома.

Направлениями использования ИКТ в дидактическом процессе начальной школы являются:

  • изучение нового материала (обучающие программы, алгоритмы). Они дают возможность для опережающего обучения, получать информацию учащимся, в том числе относящуюся к способу решения поставленной учебной задачи не обращаясь к педагогу, для индивидуальных заданий как для сильных так и для слабоуспевающих учащихся. Позволяют реализовать идеи развивающего обучения, подготавливают детей к исследовательской работе, самостоятельному изучению нового материала.
  • закрепление изложенного материала (тренажёры, устный счёт, дидактические игры). Интенсифицируют и оптимизируют учебный процесс, поднимают интерес к изучению предмета, наиболее часто используются для закрепления изученного материала, в устном счёте, в отработке полученных общеучебных навыков. Дидактические игры наиболее используемые формы для активизации познавательной деятельности учащихся. Их очень любят ребята и с удовольствием выполняют.
  • как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала (схемы, модели, учебные фильмы). Наглядно иллюстрируют авторский текст учебника, что оживляет урок, активизирует мыслительную деятельность учащихся и развивает устойчивую мотивацию к процессу обучения.
  • проведение практических занятий, самостоятельной работы;
  • контроль и проверка знаний учащихся (викторины, тесты, кроссворды). Развивают самостоятельность выполнения заданий и контроль за его выполнением.
  • диагностика качества обучения (тесты);
  • подготовка презентаций, докладов, выступлений;
  • самообразование учащихся и получение информации через электронные издания-энциклопедии.

         Мы живём в информационном обществе. Персональный компьютер превратился в основное средство деятельности во многих профессиях. И достаточный уровень взаимодействия человека с компьютером должно обеспечить школьное образование.

      В новом Федеральном стандарте информатика в начальной школе не вводится как отдельный предмет, а вводится как ученый модуль предмете "Технология" в 3-4 классах.

      Включение такого модуля нацелено на формирование умений и навыков работы с компьютером.

В результате по окончании начальной школы учащийся, освоивший модуль "Информатика" предмета "Технология", должен знать и понимать:

  • основные источники информации;
  • уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения учебных и практических задач с применением компьютера;
  • поиска информации с использованием электронных носителей;
  • создание и изменение простых информационных объектов на компьютере.

      В настоящее время уже в начальной школе изучаются некоторые вопросы из разделов теоретической и прикладной информатики без компьютера с целью подготовки к ознакомлению с теоретическими основами информатики, развития логического мышления в факультативном курсе "Информатика в играх и задачах". В задачи курса информатики включается приобретение навыков и умений анализировать любые объекты и системы из окружающей нас действительности.

       По результатам анкетирования учащихся применение ИКТ делает урок: интересным, наглядным, информационным, лёгким, личностно-ориентированным, поднимающим общий уровень развития учащегося.

       Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Использование  компьютера как дидактического  средства на учебных предметах  для эффективного усвоения учебного  материала.

      XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа,  и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности:

-  вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;

-совместной работы в  сотрудничестве для решения разнообразных проблем;

- широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;

-свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.

Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства. И если мы хотим видеть Россию среди ведущих стран мира, если мы хотим, чтобы наши дети были способны строить не только свою судьбу, но и судьбу России, надо искать и находить пути педагогического решения назревших проблем образования. Думается в этом нам могут помочь не в последнюю очередь новые педагогические и, разумеется, информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.

•  В концепции модернизации Российского образования сказано, что главная задача  образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования, и чтобы быть действительно нужной, информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование  - для всех и новое качество образования – каждому.

    Одна из основных  проблем обучения в начальной  школе:  приобретаемые знания, умения и навыки не используются на практике в межпредметной деятельности, что отрицательно сказываться на мотивации учения и долговременности усвоения. Использование компьютеров позволяет частично разрешить эту проблему.

      Для организации  занятий с можно использовать компьютер в качестве технического средства обучения. Его основное назначение - формирование учебной деятельности, а также развитие индивидуальности учащихся путем организации игровой деятельности с применением дидактических развивающих игр.

      При формировании  учебной деятельности, как показывает  опыт, наиболее эффективно использовать  компьютеры на этапах развития  умений и навыков, закрепления  и контроля пройденного, а не  на этапе усвоения новых знаний, где учитель начальной школы  просто незаменим. Для организации практикума в простой и понятной форме, доступной каждому учителю, не владеющему компьютерными технологиями, можно выбрать  следующий способ: используя методические пособия, выбор учебного материала в соответствии с изучаемой темой и уровнем учащихся осуществляет учитель начального класса, а подготовку и проведение занятия - учитель информатики или специалист, умеющий работать на компьютере.

Информация о работе Компьютер как дидактическое средство в начальной школе