Компьютер как дидактическое средство в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 21:38, контрольная работа

Описание работы

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более учитель, должен иметь навыки работы на персональном компьютере, т.е. быть информационно-компетентным.
Для успешного решения современного образования актуально создать специальную компьютерную учебную среду, содержащую интерактивные виртуальные учебные объекты.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Актуальность проблемы использования компьютера в учебно-воспитательном процессе……………………………………………………….4
2. Использование компьютера как дидактического средства на учебных предметах для эффективного усвоения учебного материала……………..8
3. Формы использования компьютера на уроках в начальной школе…18
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованных источников………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

      Для проведения  занятий учащиеся разделяются  обычно на две группы, одна  из которых первую часть урока работает в кабинете информатики, вторую - в учебном классе со своим учителем, а другая - наоборот. Предусмотрена возможность работать за компьютером в паре.

     Использование  компьютера на уроках эффективно:

  1. во-первых, высокая интенсивность при работе за компьютером: здесь не требуется переписывать тексты упражнений, контроль осуществляется немедленно, предусмотрена работа над ошибками (мнение учителей);
  2. во-вторых, специфика изучения гуманитарного предмета позволяет создавать для него более интересные дидактические упражнения, чем для "сухой" математики: здесь и построение различных грамматических конструкций, сортировка материала по группам, его сравнение, выделение, распознавание (мнение учащихся);
  3. в третьих, положительно сказывается развитие в процессе использования развивающих компьютерных игр таких необходимых для изучения языка интеллектуальных качеств, как внимание, зрительная память, восприятие, техника чтения (мнение разработчиков).

 

    Где же сегодня находят широкое применение ИКТ? Прежде всего, на уроке. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:

• повысить мотивацию обучения; 
• повысить эффективность процесса обучения; 
• способствовать активизации познавательной сферы обучающихся; 
• совершенствовать методики проведения уроков; 
• своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания; 
• планировать и систематизировать свою работу; 
• использовать как средство самообразования; 
• качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

Основные направления информатизации начального образования: 
информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:

• использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов и т.д.

• проведение урока с использованием ИТ (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями); 
• осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ.    

Возможности использования ИКТ в начальной школе многогранны.. Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь «Не навреди!». Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. 
       Основные возможности использования ИКТ, которые помогут учителю создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:

• Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.); 
• Создание презентаций на определенную тему по учебному материалу; 
• Использование готовых программных продуктов; 
• Поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке уроков, внеклассного мероприятия, самообразования; 
• Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания; 
• Создание текстовых работ; 
• Обобщение методического опыта в электронном виде.

 

 

    Уроки, проводимые  с его использованием в силу  своей наглядности, красочности  и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала. Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. 
       Мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что среда мультимедиа много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции  

 Еще к специфике  начальной школы: в соотношении  текст/картинка последнее преобладает. Текст – выводы, даты, ключевые  слова. Самое главное, то, что могут прочитать все. И вот тут – анимация, чтобы буковки притягивали внимание и все, даже самым слабеньким, хотелось бы прочитать. 
Использование ИКТ на различных этапах уроках:

• подготовка учащихся к усвоению новых знаний; 
• усвоение новых знаний; 
• закрепление новых знаний; 
• подведение итогов урока; 
• домашнее задание.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

• усвоить базовые знания по предмету; 
• систематизировать усвоенные знания; 
• сформировать навыки самоконтроля; 
• сформировать мотивацию к учению в целом; 
• оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.   

 Данную технологию  можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный  метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы предоставляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. При использовании на уроке в начальной школе мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики.   

 Структурная  компоновка мультимедийной презентации  развивает системное, аналитическое  мышление. Кроме того, с помощью  презентации можно использовать  разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. 
    Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

 
- образовательный аспект: восприятие  учащимися учебного материала, смысление связей и отношений в объектах изучения;

- развивающий аспект: развитие познавательного интереса  у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой  деятельности учащихся; 
- воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.   

 Мультимедийные  технологии могут быть использованы:

1. Для обозначения  темы 
- тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса. 
2. Как сопровождение объяснения учителя 
- могут использоваться созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, создающие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации. 
3. Как информационно-обучающее пособие 
- в обучении особенный акцент сегодня ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. 
4. Для контроля знаний 
- использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.

 
    Можно выделить следующие  особенности данной технологии:

1. качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране; 
2. с помощью доски и мела затруднено и нелепо объяснять работу с различными инструментами; 
3. во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащегося достаточно хорошо освещено; 
4. повышение уровня использования наглядности на уроке; 
5. повышение производительности урока; 
6. установление межпредметных связей; 
7. преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся; 
8. изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.

      Опыт организации учебного процесса по описанным моделям использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.  

 Таким образом, мультимедийные технологии обогащают  процесс обучения, позволяют сделать  обучение более эффективным, а  также способствуют творческому  развитию учащихся.

Электронные ресурсы учебного назначения:

• мультимедийные курсы; 
• презентации к урокам; 
• логические игры; 
• тестовые оболочки; 
• электронные энциклопедии; 
• ресурсы Интернет.

 

Разработки уроков:

1. Развитие навыка  чтения. 
2. Решение задач на встречное движение 
3. Заглавная буква в именах собственных. 
4. Как зимуют деревья. 
5. Смена времён года. Смена дня и ночи. 
6. Дары леса. 
7. Состав чисел. 
8. Три состояния воды.. 
9. Виды углов. 
10. Круговорот веществ в природе.. 
11. Динамическая таблица «Природа». 
12. Значение экологии в жизни людей. 

Обучение грамоте: 
Русский язык: 
Урок чтения: 
Урок математики: 
Окружающий мир: 
«Летопись класса»: 
Презентации позволяют учителю: 
- наглядно представлять; 
- интенсифицировать процесс объяснения нового материала;  
- регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;  
- повышать познавательную активность обучающихся;  

Презентации позволяют ученикам: 
- наглядно представить учебный материал (отметили 75% обучающихся); 
- сделать урок более интересным (отметили 63% обучающихся); 
- интенсификация процесса объяснения нового материала (отметили 35% обучающихся);

Эффективность использования ИКТ:

«Интересно! Все понятно! Классно!…», «Я увидел то, что никогда не видел!…», «Почаще бы проводились уроки с мультимедиа!…». 
    Существует много различных видов работы с применением информационных технологий для проведения уроков в начальной школе. Компьютер присутствует на всех этапах урока и по всем предметам, конечно с учетом санитарно-гигиенических норм для каждого возраста. С целью обмена опытом с коллегами мы проводим открытые уроки, внеклассные мероприятия с использованием мультимедиа.

3. Формы использования  компьютера на уроках  в начальной  школе.

Обращение детей к образовательным, а не игровым возможностям информационных компьютерных технологий мы полагаем весьма эффективным и целесообразным.

В современных образовательных программах, а особенно в модели «Школа 2000... - Школа 2100», определено значительное количество предметных тем, связанных с информатикой, так как образовательное содержание в этой модели изначально едино. Его распределение по предметам зависит и от научных традиций, и от дидактического удобства. Интегрированные курсы - это не соединение предметов, а дидактическая модель целостного мира. За годы экспериментальной работы информатика стала предметом, который помогает детям грамотно работать с информацией при изучении других предметов, дает возможность целостного восприятия изучаемого материала.

Информация о работе Компьютер как дидактическое средство в начальной школе