Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 21:38, контрольная работа
Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более учитель, должен иметь навыки работы на персональном компьютере, т.е. быть информационно-компетентным.
Для успешного решения современного образования актуально создать специальную компьютерную учебную среду, содержащую интерактивные виртуальные учебные объекты.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Актуальность проблемы использования компьютера в учебно-воспитательном процессе……………………………………………………….4
2. Использование компьютера как дидактического средства на учебных предметах для эффективного усвоения учебного материала……………..8
3. Формы использования компьютера на уроках в начальной школе…18
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованных источников………………………………………..23
Для проведения занятий учащиеся разделяются обычно на две группы, одна из которых первую часть урока работает в кабинете информатики, вторую - в учебном классе со своим учителем, а другая - наоборот. Предусмотрена возможность работать за компьютером в паре.
Использование
компьютера на уроках
Где же сегодня находят широкое применение ИКТ? Прежде всего, на уроке. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:
• повысить мотивацию
обучения;
• повысить эффективность
процесса обучения;
• способствовать активизации познавательной
сферы обучающихся;
• совершенствовать методики проведения
уроков;
• своевременно отслеживать результаты
обучения и воспитания;
• планировать и систематизировать свою
работу;
• использовать как средство самообразования;
• качественно и быстро подготовить урок
(мероприятие).
Основные направления
информатизации начального образования:
информатизация начального образования
проходит по следующим направлениям:
• использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов и т.д.
• проведение урока
с использованием ИТ (применение ИТ на
отдельных этапах урока, использование
ИТ для закрепления и контроля знаний,
организация групповой и индивидуальной
работы, внеклассной работы и работы с
родителями);
• осуществление проектной деятельности
младших школьников с использованием
ИКТ.
Возможности использования
ИКТ в начальной школе многогранны.. Спектр использования
возможностей ИКТ достаточно широк. Однако,
работая с детьми младшего школьного возраста,
необходимо помнить заповедь «Не навреди!».
Организация учебного процесса в начальной
школе, прежде всего, должна способствовать
активизации познавательной сферы обучающихся,
успешному усвоению учебного материала
и способствовать психическому развитию
ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять
определенную образовательную функцию,
помочь ребенку разобраться в потоке информации,
воспринять ее, запомнить, а не в коем случае
не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать
как вспомогательный элемент учебного
процесса, а не основной. Учитывая психологические
особенности младшего школьника, работа
с использованием ИКТ должна быть четко
продумана и дозирована. Таким образом,
применение ИКТ на уроках должно носить
щадящий характер. Планируя урок в начальной
школе, учитель должен тщательно продумать
цель, место и способ использования ИКТ.
Основные возможности
использования ИКТ, которые помогут учителю
создать комфортные условия на уроке и
достичь высокого уровня усвоения материала:
• Создание и подготовка
дидактических материалов (варианты заданий,
таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы
и т.д.);
• Создание презентаций на определенную
тему по учебному материалу;
• Использование готовых программных
продуктов;
• Поиск и использование Интернет-ресурсов
при подготовке уроков, внеклассного мероприятия,
самообразования;
• Создание мониторингов по отслеживанию
результатов обучения и воспитания;
• Создание текстовых работ;
• Обобщение методического опыта в электронном
виде.
Уроки, проводимые
с его использованием в силу
своей наглядности, красочности
и простоты, приносят наибольший эффект, который
достигается повышением психоэмоциональным
фоном учащихся при восприятии учебного
материала. Мультимедиа – это представление
объектов и процессов не традиционным
текстовым описанием, а с помощью фото,
видео, графики, анимации, звука. Учеников
младших классов привлекает новизна проведения
мультимедийных уроков. В классе во время
таких уроков создается обстановка реального
общения, при которой ученики стремятся
выразить мысли «своими словами», они
с желанием выполняют задания, проявляют
интерес к изучаемому материалу.
Мы имеем два основных
преимущества – качественное и количественное.
Качественно новые возможности очевидны,
если сравнить словесные описания с непосредственным
аудиовизуальным представлением. Количественные
преимущества выражаются в том, что среда
мультимедиа много выше по информационной
плотности. Действительно, одну страницу
текста преподаватель произносит примерно
в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное
видео приносит больший объем информации.
Установлено, что при устном изложении
материала учащийся за минуту воспринимает
и способен переработать до 1 тысячи условных
единиц информации, а при «подключении»
органов зрения до 100 тысяч таких единиц.
У младшего школьника лучше развито непроизвольное
внимание, которое становится особенно
концентрированным, когда ему интересно,
учебный материал отличается наглядностью,
яркостью, вызывает у школьника положительные
эмоции
Еще к специфике
начальной школы: в соотношении
текст/картинка последнее
Использование ИКТ
на различных этапах уроках:
• подготовка учащихся
к усвоению новых знаний;
• усвоение новых знаний;
• закрепление новых знаний;
• подведение итогов урока;
• домашнее задание.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
• усвоить базовые
знания по предмету;
• систематизировать усвоенные знания;
• сформировать навыки самоконтроля;
• сформировать мотивацию к учению в целом;
• оказать учебно-методическую помощь
учащимся в самостоятельной работе над
учебным материалом.
Данную технологию
можно рассматривать как
Структурная
компоновка мультимедийной
Мультимедийная презентация, таким образом,
наиболее оптимально и эффективно соответствует
триединой дидактической цели урока:
- образовательный аспект: восприятие
учащимися учебного
материала, смысление связей и отношений
в объектах изучения;
- развивающий аспект:
развитие познавательного
- воспитательный аспект: воспитание
научного мировоззрения, умения четко
организовать самостоятельную и групповую
работу, воспитание чувства товарищества,
взаимопомощи.
Мультимедийные
технологии могут быть
1. Для обозначения
темы
- тема урока представлена на слайдах, в которых
кратко изложены ключевые моменты разбираемого
вопроса.
2. Как сопровождение объяснения учителя
- могут использоваться созданные специально
для конкретных уроков мультимедийные
конспекты-презентации, создающие краткий
текст, основные формулы, схемы, рисунки,
видеофрагменты, анимации.
3. Как информационно-обучающее пособие
- в обучении особенный акцент сегодня
ставится на собственную деятельность
ребенка по поиску, осознанию и переработке
новых знаний. Учитель в этом случае выступает
как организатор процесса учения, руководитель
самостоятельной деятельности учащихся,
оказывающий им нужную помощь и поддержку.
4. Для контроля знаний
- использование компьютерного тестирования
повышает эффективность учебного процесса,
активизирует познавательную деятельность
школьников. Тесты могут представлять
собой варианты карточек с вопросами,
ответы на которые ученик записывает в
тетради или на специальном бланке.
Можно выделить следующие
особенности данной технологии:
1. качество изображения,
выполняемого мелом на доске,
не выдерживает никакого сравнения с аккуратным,
ярким, четким и цветным изображением
на экране;
2. с помощью доски и мела затруднено и
нелепо объяснять работу с различными
инструментами;
3. во время демонстрации презентации,
даже с применением проектора, рабочее
место учащегося достаточно хорошо освещено;
4. повышение уровня использования наглядности
на уроке;
5. повышение производительности урока;
6. установление межпредметных связей;
7. преподаватель, создающий или использующий
информационные технологии, вынужден
обращать огромное внимание на логику
подачи учебного материала, что положительным
образом сказывается на уровне знаний
учащихся;
8. изменяется отношение к ПК. Ребята начинают
воспринимать его в качестве универсального
инструмента для работы в любой области
человеческой деятельности, а не как инструмент
для игр.
Опыт организации учебного процесса по описанным моделям использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.
Таким образом,
мультимедийные технологии
Электронные ресурсы учебного назначения:
• мультимедийные курсы;
• презентации к урокам;
• логические игры;
• тестовые оболочки;
• электронные энциклопедии;
• ресурсы Интернет.
Разработки уроков:
1. Развитие навыка
чтения.
2. Решение задач на встречное движение
3. Заглавная буква в именах собственных.
4. Как зимуют деревья.
5. Смена времён года. Смена дня и ночи.
6. Дары леса.
7. Состав чисел.
8. Три состояния воды..
9. Виды углов.
10. Круговорот веществ в природе..
11. Динамическая таблица «Природа».
12. Значение экологии в жизни людей.
Обучение грамоте:
Русский язык:
Урок чтения:
Урок математики:
Окружающий мир:
«Летопись класса»:
Презентации позволяют учителю:
- наглядно представлять;
- интенсифицировать процесс объяснения
нового материала;
- регулировать объем и скорость выводимой
информации посредством анимации;
- повышать познавательную активность
обучающихся;
Презентации позволяют
ученикам:
- наглядно представить учебный материал
(отметили 75% обучающихся);
- сделать урок более интересным (отметили
63% обучающихся);
- интенсификация процесса объяснения нового материала
(отметили 35% обучающихся);
Эффективность использования ИКТ:
«Интересно! Все понятно!
Классно!…», «Я увидел то, что никогда
не видел!…», «Почаще бы проводились уроки
с мультимедиа!…».
Существует много различных видов работы
с применением информационных
технологий для проведения уроков в начальной
школе. Компьютер присутствует на всех
этапах урока и по всем предметам, конечно
с учетом санитарно-гигиенических норм
для каждого возраста. С целью обмена опытом
с коллегами мы проводим открытые уроки,
внеклассные мероприятия с использованием
мультимедиа.
3. Формы использования компьютера на уроках в начальной школе.
Обращение детей к образовательным, а не игровым возможностям информационных компьютерных технологий мы полагаем весьма эффективным и целесообразным.
В современных образовательных программах, а особенно в модели «Школа 2000... - Школа 2100», определено значительное количество предметных тем, связанных с информатикой, так как образовательное содержание в этой модели изначально едино. Его распределение по предметам зависит и от научных традиций, и от дидактического удобства. Интегрированные курсы - это не соединение предметов, а дидактическая модель целостного мира. За годы экспериментальной работы информатика стала предметом, который помогает детям грамотно работать с информацией при изучении других предметов, дает возможность целостного восприятия изучаемого материала.
Информация о работе Компьютер как дидактическое средство в начальной школе